закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


4 декабря 2017 12:44    

XIII Международный мусульманский форум

«Коранический гуманизм и глобальные проблемы современности: стратегии и решения»

ХЕЛЬСИНКИ, 10-12 декабря 2017 года

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

Организаторами Форума выступают: Секретариат Международного мусульманского форума, Духовное управление мусульман Российской Федерации и Сеть мусульманских организаций Финляндии при участии мусульманской общины Финляндии.

В работе форума планируется участие глав и представителей международных религиозных организаций, ведущих ученых научно-исследовательских и образовательных организаций, представителей органов власти и общественных организаций из стран Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Северной Америки.

Международный мусульманский форум объединяет все прогрессивные силы исламского мира на основе интегральной концепции коранического гуманизма, позволяющей найти пути трансформации ислама в современном мире в рамках творческого компромисса между традицией и модерном. Коранический гуманизм возвращает исконный смысл слову «гуманизм», а именно продумывает существо человека через его наместничество на Земле (2:30). Классический просвещенческий гуманизм, задуманный как проект раскрытия сил разума человека, привел к противоречивым результатам, которые мы можем недвусмысленно наблюдать сегодня: с одной стороны, очевидны успехи науки, техники и всеобщей эмансипации; с другой же стороны, все эти достижения оборачиваются кризисом, заключающемся в обесценивании традиционных ценностей. Кроме того, в качестве издержек просвещенческого проекта мы видим падение нравов, абсолютизацию субъективности, кризис идентичности, (пост-)колониализм, экологические проблемы и другие проявления того, что в философии принято характеризовать как «европейский нигилизм».

С 2014 года Международный мусульманский форум начал выходить на международный уровень. На Х Международном мусульманском форуме «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности», который прошел в российской столице Москве было принято решение о проведении следующих форумов преимущественно в зарубежных странах. Так, XI Форум прошел в Лондоне в 2015 году под названием «Религия, идентичность и интеграция в условиях ценностных трансформаций». В прошедшем 2016 году по инициативе Ирана форум прошел в Москве под названием «Единство Ислама – единство мусульман: основания диалога». В этом году очередной XIII Международный мусульманский форум пройдет в Хельсинки.

Концепция коранического гуманизма предлагает альтернативу исчерпавшему себя просвещенческому проекту. Она предполагает сохранение того лучшего, чего удалось добиться вышеупомянутому проекту, однако с постановкой этих успехов на адекватную концептуальную основу. Эта основа обладает способностью не только сохранить достигнутое, но и обогатить его новыми смыслами, которые основываются на утверждении базовых коранических установок, касающихся основ человеческого бытия.

Во-первых, это убежденность в исконной правоверности человеческой природы как таковой (фитра). Согласно этому положению каждый человек рождается правоверным и это на глубинном уровне всегда остается неизменным, невзирая на деструктивное воздействие социума.

Во-вторых, коранический гуманизм опирается на представление о наместнической миссии человека в мире: человеку дано знание имен всех вещей. И он выше даже ангелов, которые поклонились ему (2:34).

В-третьих, эта концепция признает ключевым положение, согласно которому человек создан по образу Божьему. В одном из хадисов сказано: «Бог создал Адама по Его образу» (Муслим 4731). Имеется также сходный хадис: «Не уродуйте лица [людей], поскольку сын Адама – по форме Милостивого (ала сурат ар-Рахман)» (аш-Шайбани).

В-четвертых, коранический гуманизм учит доверять разуму и применять общие наставления в конкретных социокультурных условиях. Всевышний постоянно призывает нас в Коране: «задумайтесь», «наблюдайте», «осмысляйте» и пр. Притом знамения-айаты Всевышнего даны не только в Книге, но и в мире, и в самом человеке: «Мы представим им айаты Наши во Вселенной и в них самих» (41:53). Доверие к разуму является необходимым условием развития исламской мысли, философии и науки. Рационализм, стремление опереться на разумные аргументы, является условием комплексного, всестороннего понимания Слова Всевышнего.

Сегодня как никогда является необходимым создание нового фундамента для просвещенческого проекта, который будет обладать подлинным метафизическим и духовным смыслом. Таковым фундаментом является коранический гуманизм, который учит братству и многообразию человечества, возвышенному пониманию человеческой природы и доверию к разуму, пребывающему в вере. Эти и другие идеи обосновываются не умозрительно и спекулятивно, а благодаря Слову Всевышнего. При этом идеи коранического гуманизма универсальны, и они могут быть применены к самым различным контекстам. Этот творческий потенциал обладает особой актуальностью в наше время, когда интеллектуальная деятельность должна отвечать на запросы быстро меняющегося мира, сохраняя ориентированность на вневременное.

 

Основные темы, которым посвящен XIII ММФ:

1) Ислам и модерн: проблемы взаимовлияний и адаптации.

2) Ислам и проблемы глобализации.

3) Плюралистичное измерение ислама (полирелигиозность, поликультурность и пр.).

3) Будущее ислама: между кораническим гуманизмом и радикализмом.

4) Реформаторское и обновленческое движение в исламе.

5) Деконструкция традиции, «критика исламского разума».

6) Критический анализ хадисоцентричности и феномена социализации религии.

7) Фикх в условиях модерна и постмодерна.

8) Основания фикха и западные правовые теории: поиски путей конвергенции.

9) Ислам и научная рациональность: проблема согласования.

10) Исламская философия: прошлое, настоящее и будущее.

11) Исламская философия в контексте основных тенденций в мировой философии.

12) Исламская философия религии.

13) Ислам и межрелигиозный диалог.

14) Концепция всеохватности божественной милости и ее актуальность в современном мире.

15) Политическое измерение ислама: проблема исламского государства (халифата) и фактической разрозненности уммы.

16) Проблема пола и гендерной идентичности.

17) Легитимизация искусств в правовой и богословской перспективе ислама: проблема иконичности, мимезиса и творческого воображения.

18) Радикализация как реакция на колониализм и европоцентричность: преодоление и осмысление последствий.

19) Формы бытования ислама на современном Западе: интегральный традиционализм, евроислам, салафизм.

20) Роль академического исламоведения в формировании дискурса об исламе.

 

Панельные дискуссии XIII Международного мусульманского форума:

1. Коранический гуманизм и глобальные проблемы современности.

2. Кризис традиционных ценностей и пути его преодоления.

3. Коранический гуманизм как интегральная программа исламского обновления.

Предполагается, что XIII ММФ будет иметь учредительный характер и  практическую направленность. В результате его работы должен быть создан фундамент для штатного функционирования планируемых подразделений форума (таких как Наградной комитет, Экспертно-аналитический центр, Правозащитный центр, Центр переводов и исследований и др.) в качестве интеллектуального и практического центра исламского обновления.

Форум будет проходить в нескольких форматах. Помимо учредительных совещаний, будет проведена серия докладов с последующими вопросами к докладчикам и их обсуждениями непосредственно после выступлений. Кроме того, в рамках мероприятия планируются презентации видео и книжной продукции членов-участников ММФ.

Рабочие языки форума: английский, арабский, русский, финский.

Материалы по результатам форума будут опубликованы в официальных мультиязычных изданиях Международного мусульманского форума: на сайте ММФ, в ежеквартальном международном мусульманском журнале «Минарет Ислама» и в альманахе ММФ.

 

Условия участия в XIII ММФ

Для участия в Форуме в статусе участника с докладом необходимо заполнить регистрационную форму на официальном сайте Международного мусульманского форума, отправив в срок до 7 декабря на электронную почту muslimforum@outlook.com тезисы Вашего доклада в виде файла в формате MS Word.

         Оргкомитет XIII Международного мусульманского форума

Система Orphus
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна