закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


5 мая 2016 12:08   Санкт-Петербург 

Влияние Золотой Орды на государственность и культуру Евразии обсуждают на XIII Международных Фаизхановских чтениях

5 мая в Санкт-Петербурге торжественно открылась Международная научно-практическая конференция XIII «Фаизхановские чтения» «Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии». Конференция посвящена 750-летию государства Золотая Орда и таким образом открывает череду научных мероприятий, запланированных разнообразными научными и государственными институтами стран евразийского континента к указанной круглой дате.

Организаторами конференции выступают: Духовное управление мусульман Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский исламский институт, Государственный Эрмитаж при участии Института востоковедения Российской академии наук, Института философии Российской академии наук, Межрелигиозного совета России, Казанского (Приволжского) федерального университета, Международного университета «Аль-Мустафа», Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, Фонда поддержки научных и культурных программ им. Ш. Марджани (Фонд Марджани) и медиа-холдинга «Медина».

В работе мероприятия принимают участие историки, востоковеды, археологи, этнографы, социологи, политологи, в том числе доктор исторических наук, профессор исторического факультета Ярославского государственного университета и Международного института экономики и права Валентина Вениаминовна Черновская (Мулла Хусейн Фейз-Ханов, преподаватель Санкт-Петербургского университета (1857-1866)), доктор исторических наук, гл. научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Вадим Винцерович Трепавлов (Золотая Орда в общественном сознании и историографии), доктор исторических наук, вед. научный сотрудник Отдела Востока Эрмитажа Марк Григорьевич Крамаровский (Золотоордынский Солхат (Крым): опыт межэтнического и культурно-религиозного взаимодействия в XIII-XIV вв.), доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (ЕНУ) в Астане Айболат Кайрслямович Кушкумбаев («Болат босағалы Боз орданы Шәйбанғә салды»: «Йуз Орда» или «Боз Орда» в восточных источниках), профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой Центральной Азии и Кавказа СПбГУ Турсун Икрамович Султанов (Генеалогические права Чингизидов на власть и свобода брака) и другие.

Тематика конференции сосредоточена вокруг обсуждения проблем, связанных с межкультурными, межэтническими и межрелигиозными отношениями в широком контексте прошлого, настоящего и будущего государственности на постсоветском пространстве, восходящей к Золотой Орде.

Участники мероприятия рассматривают вопросы, объединенные в следующий спектр тематических блоков:

— источниковедение и историография Золотой Орды;

— социально-политическая история Золотой Орды;

— вопросы административно-территориального устройства Золотой Орды: отношения политического центра и периферии;

— Золотая Орда на международной арене;

— Авраамические и иные религии в религиозной практике Золотой Орды;

— материальная и духовная культура населения Золотой Орды;

— преемники Золотой Орды: Московия и тюрко-татарские государства XV–XVIII вв.;

— выдающиеся деятели золотоордынского периода;

— наследие Золотой Орды и современные государства СНГ.

«Память о золотоордынском наследии дорога нам по многим причинам, в том числе потому, что Золотая Орда возвела свободу вероисповедания в принцип государственного строительства и этот принцип не был отменен, а напротив, окреп после объявления ислама государственной религией. Нам было хотелось, таким образом, обратить внимание именно на то обстоятельство, что общая для множества народов нашей страны государственность восходит именно к мусульманскому государству, что, как нам кажется, дает основания выделять соответственно особый этап в истории российской государственности», − говорится в приветствии муфтия шейха Равиля Гайнутдина в адрес участников конференции.

В понимании истории Золотой Орды можно увидеть два полюса, − отметил в своем докладе «Золотая Орда в общественном сознании и историографии» главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Вадим Трепавлов. – Если читать труды археологов и многих историков, создается впечатления об этом государстве как развитой мусульманской цивилизации, стране городов.  Если же мы обратимся к обывательскому общественному мнению, то Золотая Орда − это степная стихия, сборище диких кочевников, которые своими набегами то и дело тревожили многострадальную русскую землю».

По словам ученого, традиционно с начала XIX века в российской историографии превалирует русоцентризм - преувеличенное внимание к особенностям развития русского народа в ущерб многонациональному компоненту. На страницах учебников народы Поволжья, Кавказа, Сибири появляются лишь при описании присоединения соответствующих территорий и вновь исчезают из повествования. «С подобными подходами приходится полемизировать при создании 20-томной истории России, которая сейчас готовится в Институте российской истории РАН», − сказал Вадим Трепавлов. Ученый подчеркнул, что из трех основных векторов культурного влияния на Русь - византийского, восточного и западного наименее изученным является именно восточный, ярчайшими проявлениями которого являются заимствования из Золотой Орды.

Во второй половине дня работа конференции продолжится в рамках четырех секций: «Источниковедение, историография и историософия истории Золотой Орды»; «Культура и внутренняя жизнь Золотой Орды и золотоордынских государств»; «Отношения центр–периферия и международные связи Золотой Орды»; «Политическая и социальная история Золотой орды и золотордынских государств».

В заключительной части конференции состоится презентация очередных номеров журнала «Ислам в современном мире».

Вечером будет дан торжественный ужин от имени муфтия шейха Равиля Гайнутдина, председателя Оргкомитета конференции «Фаизхановские чтения».

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна