закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


17 июня 2016 14:04   Москва 

В России создан первый диссертационный совет по Теологии

Митрополит Иларион
Митрополит Иларион

Заместитель министра образования России Людмила Огородова подписала разрешение на создание первого диссертационного совета по теологии. Совет создан на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД), МГУ, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Несмотря на это, кандидатов и докторов теологии мы так и не увидим: как одна из более чем 400 научных специальностей она проходит по ведомству двух отраслей наук – исторических и философских.

Состав совета, опубликованный в приложении к разрешению, если и не стал полной неожиданностью, то во всяком случае обманул немалое число ожиданий. Напомним, что хотя решение о создании совета было подписано ректорами университетов и представителями администрации президента еще в марте с.г., конкретные имена стали известны только сейчас. Председателем совета назван глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ митрополит Иларион (Алфеев), его заместителями – заведующий кафедрой истории ОЦАД Андрей Андреев, проректор ПСТГУ по международной работе протоиерей Георгий Ореханов и заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС Ольга Васильева. Секретарем совета выбран священник Дмитрий Сафонов, заведующий в ОВЦС сектором межрелигиозных контактов. Практически все остальные его члены – это специалисты по истории Православной церкви в России и по русской религиозной философии, некоторые из них известны также как богословы. Немногочисленные исследователи религии в глобальном контексте или по схоластике и западной философии смотрятся на их фоне белыми воронами. Митрополит Иларион в комментарии СМИ подтвердил, что совет фактически является моноконфессиональным, но предположил, что для представителей других религий создадут иные советы.

Подобный состав заново поднимает множество вопросов, о которых до поры до времени предпочитали не вспоминать. Согласно паспорту научной специальности в ВАК, теология – это надконфессиональная отрасль знания. Как быть с теологией других религий и конфессий? Смогут ли – и, что важнее, захотят ли – иудеи, мусульмане или католики защищаться в этом совете или создадут другие? Или на идее межконфессиональной теологии следует поставить крест, и вся эта инициатива окончится одним этим «домашним» советом РПЦ?

Декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Миронов в беседе с корреспондентом «НГР» высказал мысль, что создание специализированного и, по сути, православного совета по теологии если не вызывает новых проблем, то не разрешает и старых: «Здесь есть серьезный вопрос: как рассматривать теологию? Если это отрасль науки, то она должна отвечать всем требованиям, должны быть институты, представительство в РАН и пр. Если это отрасль знания, близкая, скажем, к философии, то возникает проблема: как составлять совет и особенно – что делать, если теологов у нас вообще нет? По положению ВАК совет должен состоять из специалистов, и этот первый совет пытались создать по принципу того, у кого есть работы по теологии. Поэтому там историки и философы. Несмотря на такой состав, совет, безусловно, имеет право рассматривать темы других конфессий, но вряд ли человек, который написал диссертацию и отстаивает в ней догматы какой-нибудь конкретной религии, понесет свою работу в этот совет. Внутри совета, безусловно, будут возникать противоречия – посмотрим, как они выкарабкаются из этой ситуации».

Миронов, однако, указывает на то, что работы по созданию других советов ведутся, и что в будущем мы сможем увидеть иудейский или мусульманский аналог: «Совет действительно получился однобоко-конфессиональным, реально православным, но я склонен думать, что все-таки это начало процесса, потому что стандарт по теологии в аспирантуре, конечно, является надконфессиональным. Логично, что если этот совет носит православный характер, то надо просто иметь в виду, что можно создавать советы на базе и других конфессий. Этим занимаются, к нам приезжал председатель ВАК и представители всех конфессий, этот вопрос ставили и обсуждали, сейчас они обрабатывают материалы и, наверное, будут что-то на этом основании делать. Однако здесь должна быть инициатива самих религиозных организаций. Я отношусь ко всему этому с определенным скепсисом».

Заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ профессор Константин Антонов, вошедший в состав нового диссовета, так прокомментировал «НГР» возможные проблемы его работы: «Совет действительно получился «православно-ориентированный», и, думаю, в основном его работа будет направлена на удовлетворение потребностей Русской православной церкви. Это связано не только с тем, что именно она в наибольшей степени «лоббировала» процесс признания теологии, но и с ее реальным научным потенциалом. Тем не менее я думаю, что защиты работ представителей других христианских конфессий в нем вполне возможны – прежде всего если эти работы выполнены в тех сферах, в которых члены совета компетентны, и выполнены на адекватном академическом уровне. Диссертационный совет – не место для межконфессиональных разборок, это место для научной дискуссии. Насколько я знаю, никаких дополнительных справок или ограничений по конфессиональному признаку защита в этом совете не предполагает».

«Сложно ожидать наличия теологов в совете, в котором впервые будут защищаться богословские диссертации, – продолжает эксперт. – Но нечто подобное уже было – с социологией, культурологией. Я очень надеюсь, что теологи скоро появятся. Что касается тематики, то прежде всего это история Церкви – как древней, так и Русской, патрология (изучение наследия отцов Церкви. – «НГР»), история догматов, история богословской мысли вообще, в том числе западной; история русского богословия. Русская религиозная философия – лишь постольку, поскольку в ней присутствовал богословский элемент. Судя по составу совета, некоторая сложность может возникнуть с библеистикой – это если брать стандартный набор богословских дисциплин».

Ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов сообщил «НГР», что не питает иллюзий в отношении участия мусульман в нынешнем совете: «Русская православная церковь возглавила процесс институализации теологии как науки и создала свой собственный совет. В летний период вряд ли будут достигнуты какие-либо договоренности относительно того, куда двигаться дальше. По большому счету то, что такой диссовет создан, для нас тоже было неожиданностью. Когда недавно эта проблема обсуждалась на философском факультете МГУ, ничего еще точно не было известно, все происходит кулуарно. Один общий совет по теологии вряд ли имел бы право на существование: например, нам, мусульманам, в качестве специалистов ближе востоковеды. Для православной теологии более актуальны специалисты по истории и философии».

В качестве одного из возможных сценариев развития событий Хайретдинов видит «объединенный совет по мусульманской и иудейской теологии, куда из специалистов были бы включены гебраисты, востоковеды и представители обеих религий». У нас пока не было времени и возможности поговорить по этому поводу с иудеями, о конкретике мы пока еще не разговаривали, все бегом», – сообщил мусульманский деятель. Надо сказать, что и Антонов подтвердил информацию о том, что скоро будут образованы и другие советы, и привел для примера тот факт, что недавно, в 2015 году, был включен в список ВАК научный журнал «Ислам в современном мире».

Аналогичную позицию относительно нового совета занял и епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Константин Бендас: «Конечно, к созданию нового диссовета мы относимся позитивно. Однако вот в чем дилемма: сейчас речь идет о более узком стандарте православного богословия. Естественно, что в совет по православному богословию нас не пригласили, мы там не нужны и не хотели быть. Если же мы переходим к формату христианского богословия, то в нем должны быть и представители различных юрисдикций православия, и римо-католиков, и различных течений протестантизма. У нас есть свои семинарии, высшие учебные заведения и люди, имеющие ученые степени, мы готовы двигаться вперед. Если мы не встретим понимания в смысле разработки общехристианского стандарта, то через некоторое время будем ставить вопрос о создании еще одного совета, исключительно по протестантской теологии. Естественно, что формировать мы его будем без приглашения других направлений христианства».

Независимая газета

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.