закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


24 ноября 2021 12:51   Нижегородская область 

В Нижнем Новгороде начались Чтения имени Шигабутдина Марджани

Сегодня в Нижнем Новгороде началась VI Всероссийская научно-образовательная конференция «Чтения имени Шигабутдина Марджани» на тему: «Богословское наследие российских мусульман: актуальные проблемы изучения, подходы и решения». Мероприятие приурочено к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии.

Организаторами конференции выступают Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт и Духовное управление мусульман Нижегородской области, Центр исламских исследований СПбГУ, Нижегородский исламский институт имени Хусаина Фаизханова и проводится при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и ИД «Медина».

Модератором мероприятия выступил Ренат Ислямов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации по делам образования и науки.

Конференция посвящена роли в религиозной жизни мусульманских народов России и стран Содружества Независимых Государств суннитской доктрины ислама, в частности, ханафитско-матуридитской традиции, на основе которой в дореволюционной России сформировалась аутентичная богословско-правовая культура.  

В адрес участников и организаторов конференции направил приветствие глава мусульман России муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Документ зачитал его полномочный представитель в ПФО Мунир хазрат Беюсов. По словам муфтия Гайнутдина, богословская традиция ханафитско-матуридитской школы ислама, предлагаемая к обсуждению, славится своей умеренностью, научной обоснованностью, методологической выверенностью, выдающимися именами (такими как Абу-Ханифа, Абу-Мансур ал-Матуриди, Мухаммад аль-Бухари), идеи и труды которых оказали на исламский мир колоссальное влияние.

«Велика ее роль и значение и для нас, российских мусульман, ибо богословская традиция ханафитско-матуридитской школы ислама исторически пронизывает всю нашу богословско-правовую культуру, сформировавшуюся еще в раннее средневековье. Ее виднейшими деятелями стали Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин, Муса Бигиев, и другие богословы, интеллектуальные усилия которых были направлены на поиск ответов и решений на многие насущные вопросы того времени, - подчеркнул муфтий Гайнутдин. - Глубоко убежден, что обращение к духовному наследию прошлого, его всестороннее изучение и осмысление в контексте современности позволит нам сегодня уверенно смотреть в будущее, сохранять и преумножать нашу великую культуру, и, что особенно важно, готовить молодое поколение богословов в славных традициях мусульманской учености, воспетой и на родной земле».

Первый заместитель председателя ДУМ Российской Федерации, доктор теологии Дамир Мухетдинов, который выступил онлайн, подчеркнул важное значение трудов Шигабутдина Марджани в развитии исламского образования в России. Обращаясь к современным реалиям, профессор подчеркнул, что Духовное управление мусульман РФ ведет планомерную масштабную работу по возрождению и развитию отечественной богословской школы, которая была практически уничтожена в годы богоборчества. Религиозный деятель напомнил, что задача по возрождению российского исламского богословия была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным еще в октябре 2013 года. Тем не менее, подготовка профессиональных мусульманских богословских кадров не везде ведется на должном уровне – даже Булгарская исламская академия вынуждена приглашать для преподавания иностранных специалистов. По его словам, хорошим примером возрождения отечественного исламского богословия может служить Московский исламский институт, который самостоятельно и в сотрудничестве с ведущими профильными исламоведческими вузами – ИСАА МГУ и Восточным факультетом СПбГУ целенаправленно и активно работает над подготовкой профессиональных кадров богословов, исламоведов и религиозных деятелей. «Выпускники МИИ в различных регионах России служат имамами и мухтасибами, преподают в исламских учебных заведениях, ведут научные исследования, получают научные степени по теологии, не только возрождая исламские знания, но и развивая их», - подчеркнул профессор Д.Мухетдинов.

Как отметил председатель ДУМНО Гаяз хазрат Закиров, Шигабутдин Марджани является наиболее яркой фигурой реформаторского движения 19-го столетия. «К сожалению, сегодня труды этого выдающегося татарского ученого известны лишь узкому кругу специалистов. Его труды написаны на арабском языке и на старотатарском, и не все они до сих пор введены в научный оборот. Эти работы отражают  историю ислама, мусульманское богословие, исламскую философию.  а также мировоззрение самого автора», - сказал он. По его мнению, Шигабутдин Марджани – первый из татар, кто дал классификацию основных распространенных в его эпоху наук и искусств. «Современники считали его самым крупным ученым Булгарской земли – татарским Геродотом. Выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай охарактеризовал его как поборника свободомыслия, знаний и прогресса, сделавшего первый шаг к просвещению народа. Академик Василий Владимирович Бартольд назвал Шигабутдина Марджани родоначальником прогрессивного движения среди татар. Вопросы, которые затронул Марджани в своих богословских трудах были актуальными для его эпохи. Его ученики создали уникальную историографическую традицию. Шигабутдина Марджани по праву можно считать достоянием всего мусульманского мира. Хочу привести в пример слова классика: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость падшим призывал…» (Пушкин «Памятник»). Труды Шигабутдина Марджани также являются памятником этому великому сыну татарского народа», - отметил председатель ДУМНО.

В своем выступлении, посвященном вопросам вероучения в трудах Мусы Бигиева, в пленарной части конференции Ренат Ислямов отметил, что спектр интересов Бигиева очень разнообразный. «Свои трактаты он посвящал вопросам веры, фикха, исследованию Корана и его тафсиров, языкознанию и литературе, общественно-политическим вопросам», - сказал оратор и ознакомил участников конференции с работой Бигиева «Халык нәзарына берничә мәсьәлә» («Некоторые актуальные проблемы нашего общества»), изданной в Казани в 1912 г.

В мероприятии принимают участие богословы, руководители и сотрудники исламских образовательных учреждений и религиозных организаций, представители традиций исламской учености.

Участники конференции обсуждают такие вопросы как: 1. Ханафитская аргументированная критика софистики; 2. Особенности суннитской богословской школы калама матуридийа; 3. Матурудитская школа вероучения как естественное продолжение школы Абу Ханифы; 4. Исследование рукописей матуридитских теологов как подтверждение аутентичности и неискаженности учения; 5. Труд Марджани "Хикмат аль-Балига" на стыке эпох: между старыми мадраса Мавераннахра и веком научно-технического прогресса; 6. Вопросы фикха.

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.