IX Мусульманский форум. Репортаж
IX Мусульманский форум. Репортаж. Фото: Ирази Арсланов |
В преддверии 20-летия Конституции Российской Федерации в Москве прошел IX Мусульманский форум по теме «Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества». Задачи социализации, т.е. гармоничного включения представителей мусульманского сообщества в светское многонациональное и поликонфессиональное общество, воспитания патриотизма и гражданского самосознания у мусульманской молодежи достижимы, считают участники Форума.
Для этого необходимо повышать качество религиозного образования, создавать инфраструктуру религиозного просвещения и социализации, укрепить авторитет религиозных деятелей и озаботиться вопросами правовой грамотности молодежи. Во многих выступлениях прозвучала мысль о том, что вопрос о несовместимости светскости общества и религиозности отдельного человека во многом искусственен.
Одновременно с форумом открылась VI Международная образовательная конференция «Международное измерение исламского образования в России: мусульманское образование на евразийском пространстве». В мероприятии приняли участие духовенством и государственные деятели из стран постсоветского пространства. В том числе зарубежные участники - верховный муфтий Казахстана Ержан Маямеров, муфтий Белоруссии Абу-Бекир Шабанович, муфтий Эстонии Эльдар Мухамедшин, муфтий литвы Ромас Якубаускас, первый заместитель председателя Управления мусульман Кавказа, верховный муфтий (суннитов) Азербайджана Салман Мусаев, председатель татарской общины Финляндии Атик Али, имам татарской общины Финляндии Рамиль Беляев, директор Госкомиссии по делам религий при Президенте Кыргызской Республики Абдилатиф Жумабаев и другие. В числе российских участников было не только несколько десятков мусульманских религиозных деятелей из разных регионов, но и представители различных ветвей государственной власти, академической науки, общественных организаций.
Образование и социализация: каналы доступа к молодежи
Ключевые задачи мусульманских сообществ стран СНГ, открывая Форум, обозначил председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин. «Патриотическое воспитание мусульманской молодежи и воссоздание российской исламской богословской школы, тесно связаны между собой. Объединяющим звеном здесь является подрастающее поколение – молодежь», - заявил он.
«К сожалению, в современной России и странах Содружества Независимых Государств мы видим радикализацию постсоветского поколения. Воззвания в духе «Грабь награбленное» и призывы демонтировать конституционный правовой строй мы слышим с разных сторон, от представителей разных наций и религий. Эти радикалы, прикрывающиеся православными или мусульманскими знамёнами, стремятся найти дорогу к нашей молодежи, которая зачастую поддаётся на призывы передела собственности и занятия высоких постов. Увы, молодые люди слишком неопытны, им не хватает понимания, что их превращают в пушечное мясо для лидеров экстремистов, обещая им рай после смерти», - сказал муфтий Равиль Гайнутдин. В качестве лечения болезни радикализма были названы улучшение качества образования, вовлечение молодежи в социально полезную деятельность те формы работы, которые понятны для молодёжной среды.
Указав на попытки натравить друг на друга народы бывшего СССР, муфтий выразил убежденность: «Пока мы едины, мы сможем парировать любые провокации, дать отпор недругам».
Мысль о совместном противостоянии актуальным угрозам прозвучала и в выступлениях зарубежных участников. В частности, верховный муфтий Азербайджана Салман Мусаев заявил о необходимости создания общих учебных пособий для мусульманских учебных заведений стран СНГ. По его мнению, учебный процесс в медресе и исламских вузах на просторах СНГ должен быть согласован.
Этой же позиции придерживается светский ученый, член Общественной палаты Российской Федерации и член Комиссии по межнациональным отношениям при Президенте РФ Асламбек Паскачев, который заявил о важности единых качественных методологических подходов при выстраивании учебного процесса в религиозных образовательных учреждениях.
Совместно решать вопросы, «которые стали сегодня не внутренними для каждой страны, а глобальными, общими», призвал директор Госкомиссии по делам религий при Президенте Кыргызской Республики Абдилатиф Жумабаев.
Мигранты это, в первую очередь, - люди
Выступая на Форуме, Абдилатиф Жумабаев поблагодарил Совет муфтиев России и лично муфтия шейха Равиля Гайнутдина за духовную поддержку мигрантов из Кыргызстана, трудящихся в настоящее время в России. «Все верующие братья. Но братья из постсоветских стран – являются родными братьями. У нас одно прошлое, у нас единое будущее, одни и те же вызовы и мы совместно можем найти решение этих вызовов», - сказал он.
В деле адаптации мигрантов очень высока роль конфессий и религиозных лидеров. Это подчеркнул и Асламбек Паскачев. Он напомнил, что развивающиеся страны конкурируют между собой за привлечение квалифицированной рабочей силы. «Это не враждебные силы, которые наступают на Россию. Это, в первую очередь, люди, наши бывшие сограждане, которые едут к нам поскольку они воспринимают нас лучше, нежели другие страны», - заявил общественный деятель.
Тема миграции была затронута и в выступлении главы Совета муфтиев России, который призвал не драматизировать ситуацию. «Исследования учёных показывают, что во всей Средней Азии не наберётся столько молодёжи, чтобы превратить Москву и другие мегаполисы России в города с преобладанием мусульманского населения. Несмотря на всю миграцию извне, русские составляют 80% россиян, как и четверть века назад», - заявил муфтий. Вместе с тем, духовный лидер российских мусульман напомнил: «Ахляк карим – воспитание и добрый нрав – долг правоверного» и призвал выходцев из южных мусульманских регионов России и стран СНГ вести себя достойно в любом месте и в любом обществе, соблюдать закон, а главное – проявлять уважение и такт в отношении окружающих и быть примером нравственности.
Религиозный человек в светском обществе
Многие спикеры отметили проблему разделения общества по принципу отношения к религии – на людей религиозных и светских, отметив при этом попытки противопоставить их друг другу. «Социализация уммы в том и состоит, чтобы не мусульмане интегрировались в светское общество, а общество смогло подняться до уровня проповедуемых исламом высоких нравственных ценностей. Ислам, как и другие религии единобожия, призывает к милосердию и богоугодному строению земной жизни, ведь каждый из нас будет держать ответ перед Творцом», - считает Гаджи Салман Мусаев. Созвучно этим утверждениям прозвучали слова сопредседателя Совета муфтиев России Хаджи-Мурата Гацалова, о важности поднять и общий культурный уровень общества, чтобы оно могло адекватно воспринять религиозного человека, его ценности и мотивацию.
Первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров поделился в этом отношении опытом Татарстана. Среди актуальных проблем он перечислил процессы деструктивной политизации ислама, разделение общества на религиозных светских людей и девальвацию общественного статуса традиционных институтов ислама. В качестве преодоления обозначенных проблем в Духовном управлении мусульман Татарстана разработана доктрина «социального ислама», в рамках которого социальная активность мусульман должна выражаться в развитии благотворительности, активной пропаганде таких ценностей как милосердие и сострадание, а собирание уммы должно происходить не на основе политизированных лозунгов, а на базе стремления к взаимопомощи.
Тема отделения религии от государства прозвучала и в выступлении председателя Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввина Зиновия Когана. Он сравнил многообразие религий и конфессий мегаполисов с гравием, а светскость с глиной и сделал вывод о том, что гравий рассыпается, а одной лишь глиной здание построить невозможно. Подобно тому, как гравий нужно скреплять глиной, разнообразие общества скрепляется светскостью государства, а дефицит светскости приводит общество к гравийному состоянию, - сделал он вывод.
Выступивший следом начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский, в продолжение межрелигиозной тематики, отметил, что неоднократно перечитывал Коран и как христианин счел для себя очень важным то почтение, с которым упоминается Иисус (в мусульманской традиции пророк Иса) в священной книге мусульман. Епископ отметил, что испытывает гордость за то, что его брат - сопредседатель некоммерческого партнерства «Славянский правовой центр» Владимир Ряховский в качестве адвоката выиграл дело о разрешении верующим женщинам фотографироваться на паспорт в платке. «Мои друзья юристы-христиане выигрывают процессы, связанные с некачественным подходом к традициям ислама и я радуюсь, что выигрываются эти процессы. Для нас - христиан - это точно такая же радость, как для всей мусульманской уммы», - сказал Сергей Ряховский.
Правовое просвещение
Тему защиты прав верующих продолжил главный редактор журнала «Религия и право», доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев. По его убеждению, религиозным людям сегодня необходимо уметь защищать свои права, в этом нуждается государства и общество. Для этого нужно повышать уровень правового сознания. По мнению почетного адвоката России, правовой и религиоведческий нигилизм среди чиновников в нашей стране - не редкость. Анатолий Пчелинцев высказался относительно решения Октябрьского районного суда города Новороссийска, согласно которому в России должен быть запрещен и уничтожен смысловой перевод Корана доктора Эльмира Кулиева, которое охарактеризовал как абсурдное. Адвокат посетовал на крайне низкий уровень экспертизы и сообщил, что в своей практике сталкивался с экспертизой текстов на предмет экстремистского содержания, выполненных патологоанатомами, психотерапевтами и даже фотографами, а однажды был случай, когда не владеющий арабским языком «специалист» в течение считанных дней подготовил экспертизу книг на арабском языке.
В завершение пленарной части Форума и международной образовательной конференции состоялась презентация новинок издательских домов «Медина» и «Марджани», а также документального фильма о первом муфтии ОМДС Мухамеджане Хусаинове. Во второй половине дня обсуждения продолжились в рамках круглого стола «Развитие мусульманских сообществ: религиозная и гражданская составляющая».