закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


7 февраля 2020 17:24    

Доктор Абделла Редван: Мы должны помочь друг другу понять, что этот мир − для всех

«С'est une ville rappiecee d'etrangers» («Это город, набитый иностранцами»). Так охарактеризовал Рим французский писатель и философ Мишель де Монтень, посетивший город в конце 16-го века.  «…Рим сшит, как из кусков, из разноязычных элементов и без иностранцев потерял бы две трети своего престижа и значения», − констатирует три века спустя русский писатель, публицист и переводчик Петр Дмитриевич Боборыкин. Что бы написали они сейчас о вечном городе, когда в нем процент иностранных граждан достигает почти 13%?! Причем подавляющее их большинство являются мусульманами.

И что бы они написали, увидев сегодня на Piazza Ungheria Соборную мечеть Рима, возведенную по проекту итальянского архитектора Паоло Портогези?

  «Мы должны помочь друг другу понять, что этот мир − для всех, а не для избранных − без других», − убежден д-р Абделла Редван, генеральный секретарь Исламского культурного центра Италии. С ним  побеседовал наш корреспондент:

 

Уважаемый д-р Абделла, начнем с главного: объясните, почему Вы, выступая в Берлине на XV Международном мусульманском форуме, предложили провести следующий – шестнадцатый – Международный мусульманский форум в Риме?

− Главная причина – наше желание укрепить связи между мусульманами Италии и ММФ. Во-вторых, Рим – это особый город для католиков всего мира, здесь находится резиденция главы католической церкви. В-третьих, нынешний Папа Римский открыт к диалогу с исламом. На это обратил внимание шейх Равиль Гайнутдин в своем докладе на форуме. (Напомним слова из доклада главы СМР: «Мы в России высоко оценили исторический визит Папы Римского на Аравийский полуостров и его результаты в виде подписанного совместно с шейхом университета аль-Азхар Ахмадом ат-Тайебом документа. Считаю положения этого документа о реализации идеи «полного гражданства» и отказа от такого понятия, как «религиозное меньшинство», заслуживающими самого глубокого осмысления» − прим.ред.).

В феврале 2019-го года Папа Франциск совершил визит в ОАЭ. Это был первый в истории визит главы Римско-католической церкви на Аравийский полуостров. Он встретился с главой самого авторитетного исламского университета Аль-Азхар имамом Ахмадом Ат-Таййебом и вместе с ним подписал соглашение о «человеческом братстве во имя мира». В этом документе глава католической церкви и верховный имам аль-Азхара призвали к свободе вероисповедания и предоставлению всех гражданских прав меньшинствам. Через два месяца после визита в ОАЭ Папа Римский посетил Марокко и там подписал очень важный документ, касающийся сохранения статуса Иерусалима как города «общего наследия трех религий».

Визит Папы в ОАЭ назвали – и совершенно справедливо историческим. И мы должны констатировать, что это направление в деятельности Ватикана, католической церкви в целом – новое, свидетельствующее о некоторых изменениях в позиции Ватикана.

− Абсолютно верно. И наш Исламский культурный Центр Италии старается всячески помогать этому человеку в реализации того, что он говорит и провозглашает. Потому что тех, кто поддерживает это направление, в католической церкви совсем немного.

 − Д-р Абделла, Вы лично встречались с Понтификом?

− За 21 год, что живу в Риме, я встречался с тремя понтификами. Неоднократно − с Иоанном Павлом Вторым, с Бенедиктом XVI и с нынешним Папой Франциском. Я был на церемонии его интронизации, тогда мы впервые обнялись. Два раза в неделю Понтифик общается с паствой. По воскресеньям он обращается к своим единоверцам, которые съезжаются в Рим со всех концов света, по средам – более широкое общение, не только с католиками. Мусульман тоже можно увидеть на этих встречах: они приходят не для поклонения, а чтобы своими глазами посмотреть, как глава католической церкви общается с людьми, с какими словами он к ним обращается. Большинство этих людей – паломники.

Скажу откровенно, по моему мнению, Папа Франциск −  тот человек, которого отличает прежде всего простота. Он не из тех, кто любит церемониал, помпезность. Он живет очень просто. Это отражается и в том, как он мыслит и как он эти мысли выражает. Поэтому его так любят люди. Он никогда не говорит языком науки, неясно, запутанно, со скрытыми смыслами. Нет! Он говорит с людьми их языком. Его улыбка всегда естественна и искренна.

Однажды он сказал: «Помолитесь за меня!» Я был в недоумении.  Я − простой мусульманин, он – глава католической церкви. К тому же в исламе не молятся за людей. Мы делаем дуа. Мы говорим, произнося имя Пророка, – да благословит его Аллах и приветствует! Мы просим для другого человека довольства и милости Всевышнего. Мы взываем к Всевышнему, чтобы Он помог человеку, даровал силы. Я сказал об этом Понтифику. Он удивился и − понял.

Это очень глубокий, достойный человек. Повторюсь, простой и естественный в общении. Нет в нем того, что позволило бы сказать: он – святой! И именно эта простота его возвышает. Наша недавняя встреча состоялась в Университете в Риме, где была организована конференция по изучению того документа, который был подписан Понтификом в Абу-Даби. Я был в числе тех мусульман, кому выпала честь присутствовать на этой встрече. Понтифик выступил с речью, в которой разъяснил положения документа, подписанного в ОАЭ. Мы, мусульмане, считаем, что и сам визит, и подписанный документ, и эта открытость Папы Франциска формируют новое направление, открывают новые возможности, которые могут быть полезны и нам, мусульманам. Равно как и сотрудничество с Международным мусульманским форумом, с российской уммой. Мы живем в Европе, а через укрепление связей с Россией мы можем развивать сотрудничество с мусульманами всей Азии. Россия помогает наводить мосты с этим регионом. Сегодня мусульманская община любой европейской страны не должна замыкаться на себе. Мы только теряем от этого.

Д-р Абделла, Вы возглавляете Исламский культурный центр Италии. Расскажите подробнее о его деятельности.

− Во-первых, наш центр – единственная в Италии мусульманская организация, которая еще в 1974-м году была признана итальянским государством. Это зафиксировано в законе, принятом главой Итальянской Республики. Во-вторых, Исламский культурный центр в Риме – старейшая исламская организация в стране. Она создана в 1966-м году. Тогда мусульман в Италии было совсем немного. Сегодня их численность 1 миллион 600 тысяч. Подавляющее большинство мусульман – не беженцы, а мигранты. В 80-90-е годы они покинули свои страны по причинам экономического характера. В те годы Италия нуждалась в рабочей силе, и она открыла двери, чтобы эту рабочую силу привлечь в страну.

Поскольку страны Магриба, чисто географически близки к Италии, то большинство мигрантов в Италии – выходцы из Северной Африки, прежде всего из Марокко, и из соседней с Италией Албании. Так что традиционно мусульманская община в Италии − это в основном марокканцы, албанцы, а в последние годы к ним добавились выходцы из Юго-Восточной Азии, в частности, из Бангладеш, Пакистана, Афганистана. Есть беженцы из Сирии, Ирака, а также из африканских государств южнее Сахары. Это уже относительно новые тенденции.  В-третьих, особенность нашего центра заключается в том, что он включает в себя Римскую мечеть − крупнейшую мечеть Европы.

В задачи Центра входит помощь в адаптации этим людям?

− Наша первостепенная задача – познакомить людей с исламской религией, дать им знания о исламе. Второе – обеспечить мусульманам Рима (а они в этом городе составляют меньшинство) достойное место для поклонения Всевышнему, для совершения молитвы. Это не такое уж простое дело. Вспомним, сколь долго шло строительство мечети в итальянской столице. Вы прекрасно знаете, что в Риме находится Ватикан – резиденция Папы Римского, это центр всего католического мира. Но в Риме есть и мечеть.

Мусульмане, приезжающие из стран, где государственной религией является ислам, естественно оказываются перед вопросом: как жить в этом новом для них людском океане. Перед ними встают вопросы - является ли другой врагом для них? Не являюсь ли я сам врагом для окружающих? Так вот, наличие мечети в Риме − это свидетельство того, что разные религии могут не только противостоять, но взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. То, что в Риме есть мечеть, очень важный момент для мигрантов. Оказавшись в этом городе, в далекой от привычной для себя среде, человек задается вопросом: «Кто я? Где я нахожусь? В какой мир я попал?» Но когда он видит мечеть, он понимает, что его религиозная идентичность присутствует в этом городе. Она разнообразна, многолика, потому что мусульмане приезжают со всего мира: тут можно встретить и мусульманина-африканца, и мусульманина-азиата, и мусульманина-европейца. Но все они – его братья, единоверцы.

Мечеть старается объединить всех и правильно направить, сориентировать. Оказать кому-то материальную помощь – далеко не первостепенная задача. Главное – разъяснить и показать, что есть другие, что необходимо не отвергнуть другого, а жить рядом с ним и вместе с ним. То есть мы должны помочь мусульманину войти в новое сообщество. Я называю это положительной ассимиляцией. Что я имею ввиду под этим? Мусульманин не изменяет себе, не отказывается от своего «я», но и не отвергает другого. В этой связи на первый план в деятельности нашего Центра выходит задача воспитательная, которую мы осуществляем с помощью семинаров, конференций и − очень важно − пятничных проповедей. В Римской мечети в пятницу собирается более двух с половиной тысяч человек – это очень большая цифра! И мы стараемся донести до них мысль о том, что их религиозной идентичности ничего не угрожает в том обществе, в котором они оказались, что необходимо в это общество включаться, «акклиматизироваться» в новом общественной ситуации.

Мы обращаем наши призывы и к не мусульманам. По средам и субботам наша мечеть открыта для всех. У нас в центре есть гиды, которые встречают посетителей, отвечают на их вопросы, показывают мечеть, объясняют, что такое ислам и т.д. Мы открыты для диалога и взаимодействия. Люди не чувствуют в мечети враждебности. Наша задача − показать, что мусульмане – это один из элементов стабильности в обществе и что мы обязаны вместе с представителями других религий строить совместную жизнь.

Межконфессиональный диалог стал главной темой XV Международного мусульманского форума в Берлине. Но чтобы диалог состоялся нужны, как минимум, два человека или две стороны. И еще необходимо желание вести этот диалог. А если этого желания нет?

− Я считаю, что изначально диалог строится на том, что его ведут люди в чем-то различные − во взглядах, в убеждениях. Если мы во всем согласны, во всем одинаковы – о чем мы будем говорить? Что станет предметом диалога, что мы будем обсуждать?  Мы ведем диалог с теми, кто от нас отличается. Но диалог этот − не о различиях, не о том, что нас разъединяет, а о том, что нас объединяет, о том, как нам строить совместную жизнь, что мы хотим, выстроив наши отношения, передать будущим поколениям. Это очень важно. Поэтому задача диалога – работать на перспективу. Не должно быть такого: поговорили, разошлись и завтра забыли обо всем. Нет, мы выстраиваем диалог с перспективой на будущее. Знаете, это напоминает строительство здания. Положили один кирпичик, второй – так постепенно вырастает здание. Те, кто придет после нас, тоже что-то добавит. Мы не должны передать будущим поколениям наши распри, наше противоборство, войны и прочее. От всего этого нет пользы нам, нет пользы и будущим поколениям. Поэтому для того, чтобы диалог состоялся нужно не только желание. Нужно признание и осознание того, что мы – разные, что это разность - существует.

Если изначально заявить, что мусульманин – террорист, то все – диалога дальше не получится. Мы должны хорошо знать, что на самом деле представляет из себя твой собеседник. Мы в Риме стараемся много делать в этом направлении, несмотря на то, что в этом городе главенствует католическая церковь. Сейчас представилась уникальная возможность для диалога, потому что тот образ мышления, те взгляды, которые предлагает нынешний понтифик, помогают нам с ним взаимодействовать. Я сказал уже, что диалог – это строительство. А всякое строительство нуждается в инженерах, рабочих, проектировщиках. И каждый при желании может помочь в этом строительстве.

В таком случае как Вы оцениваете роль российских мусульман в том строительстве, о котором Вы сказали, а именно, в построении новых основ мусульманского сообщества в Европе?

− Я думаю, что российские мусульмане, их сила и их влияние базируется на том, что сама Россия как государство занимает особое место в мире. Многие политологи и наблюдатели после распада СССР утверждали, что Россия – закончилась. Ее нет. Но Россия внезапно вновь явилась миру, вернулась несмотря ни на что. И стала силой – не региональной, а мировой. Исходя из этого, российские мусульмане, хотя они и являются меньшинством в стране, но меньшинством весьма влиятельным. Это первое. Второе: для нас, европейских мусульман, Россия – это ключ к Азии. Россия может собирать вокруг себя, привлекать к себе мусульман этого региона, т.е. она может объединить их вокруг каких-то совместных проектов. В этом смысле роль российских мусульман очень важна. Что радует меня лично, так это то, что в российской умме сегодня очень много образованных, деятельных, активных молодых людей. Их можно было видеть и на форуме в Берлине, это я наблюдал и на других международных встречах. Это очень отрадный факт!

Один из участников нынешнего форума сказал, что вера должна быть не в голове, а в сердце.

− Да, это правильно! Вера, которая идет от разума − это как работа. Вера, которая исходит из сердца, рождается спонтанно, инстинктивно, она безотчетна. Я думаю, что на фоне происходящих глобальных изменений все начинают осознавать свою причастность к происходящему и свою ответственность за происходящее. Жить бок о бок с другим – для европейцев это неизбежность. Не все, конечно, разделяют эту точку зрения. В Европе есть правые силы, которые отвергают чужого – переселенца, мигранта, мусульманина. В ходе выборов на разных уровнях мы это видим наглядно: какие лозунги звучат, какие требования выдвигаются. Но выборы проходят, и если эти правые силы оказываются у власти, то они сталкиваются с реальным положением вещей, а именно с тем, что мигранты, приехавшие в страну, − это реальная рабочая и социальная сила, с которой надо считаться, учитывать ее интересы. Мы все, я думаю, сейчас находимся на переходном этапе. Мы должны управлять этим переходным этапом, преодолеть его, чтобы следующая эпоха была эпохой гуманизма.

Наша беседа наводит на мысль, что будущий форум в Риме может по своей научной наполненности, глубине осмысления проблем напоминать «Хасанийские чтения», которые проводятся в дни Священного рамадана в Марокко.

− Вы о них знаете?! Это очень приятно. Россию на них очень часто представлял д-р Саид Кямилев. До того, как приехать в Рим, я работал в Министерстве по делам вакфов Марокко, был советником министра в течение 14 лет. За это время приобрел огромный опыт и неоценимые знания от тех мусульманских ученых, шейхов, которые приезжали с докладами на «Хасанийские чтения». Буду рад, если, по воле Всевышнего, XVI Международный мусульманский форум в Риме станет встречей интеллектуальной элиты известных мусульманских богословов, ученых и мыслителей.

Беседовала Ольга Семина

 

«Мусульмане России» - Dumrf.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.