закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


14 февраля 2019 13:46    

Размышления очевидца события. Послесловие к визиту папы римского Франциска в Объединенные Арабские Эмираты

Февраль 2019 года. Визит папы римского Франциска в Объединенные Арабские Эмираты и прочитанную им в Абу-Даби мессу уже можно считать историческими событиями, поскольку впервые глава католической церкви посетил Аравийский полуостров. 

Визит получил особую интерпретацию в мировых СМИ. «На земле, где «песок и небоскребы сходятся для рукопожатия», в регионе – колыбели ислама папа Франциск в минувший понедельник огласил два глобальных послания», – пишет авторитетная испанская газета El Mundo. Парижская «Фигаро» отмечает призыв Папы к религиозным деятелям вносить активный вклад в демилитаризацию человеческого сердца. 

Он предлагает прекратить агрессивную политику в ущерб другим и стремиться к диалогу.

«Нельзя чтить Творца, не сохраняя святость каждой личности и всякой человеческой жизни: все одинаково ценны в глазах Бога. Потому что он смотрит на человеческое семейство не придирчивым взглядом, чтобы кого-то исключить, а великодушным, который приобщает», — подчеркнул папа римский в своей речи. «Я воспользовался возможностью приехать сюда в качестве верующего, жаждущего мира, в качестве брата, который ищет мира с другими братьями. Хотеть мира, содействовать миру, быть инструментами мира — мы здесь для этого», — отметил папа римский.

Символичность визиту придали и исторические параллели – ровно 800 лет назад состоялась встреча почитаемого католиками Франциска Ассизского с шестым султаном из династии Аюбидов Аль-Камилем Насиром ад-Дином Мухаммадом ибн Ахмадом, правителем Египта. Флорентийский художник XV века Беноццо Гоццоли даже изобразил эту встречу христианского святого и мусульманского правителя. 

Как мы знаем из источников, в эпоху средневековой религиозной нетерпимости султан проявил милость к побежденным крестоносцам и передал им обозы с продовольствием. Этот широкий и благородный жест остался в анналах католических хронистов.

Нынешнее уникальное событие для современного Востока – открытая христианская проповедь перед десятками тысяч верующих, возвращает нас к вечным кораническим постулатам о людях Писания, возможности свободного исповедания авраамической религии. Отмечу, что церемония транслировалась в католических церквях на территории ОАЭ и даже на борту знаменитых эмиратских авиалиний. Прием, оказанный римскому папе со стороны эмира Абу-Даби, сам позитивный и гуманистичный вектор развития ОАЭ служит образцом для правителей государств исламского мира. Ведь и само  приглашение римскому папе поступило от  наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бин Зайда аль Нахайяна.

Важно отметить, что и Римская католическая церковь прилагает большие усилия по установлению гармоничных отношений с последователями ислама. 

Рубежным событием в этом диалоге стало проведение II Ватиканского Собора, стремительно модернизировавшего старые институты церкви и её послание внешнему миру. Различные конференции, посвященные исламу, с участием мусульманских религиозных деятелей проходили активно и в 1970 е гг., в том числе в Западной Европе (еще до Исламской революции 1979 года в Иране, повлиявшей на резкое повышение интереса к мусульманской тематике). Так, в марте 1977 года в испанской Кордове состоялся значимый II Международный исламо-христианский конгресс «Почитание Мухаммада и Иисуса в исламе и христианстве», где участвовало около 200 теологов и исламоведов .

Печально известная Регенсбургская речь папы Бенедикта XVI, произнесенная им в 2006 году (где тогдашний римский папа цитировал средневековую антиисламскую риторику), однозначно негативно воспринятая мусульманами всего мира, не прервала традицию налаживания контактов. 

Из протокольной сферы, отношения Ватикана с духовными лидерами мусульман стали трансформироваться в реальную, активную связь, постоянные каналы общения с наиболее видными улемами. 

Все это стало контекстом нынешней встречи папы римского Франциска с великим имамом Аль-Азхара Ахмедом эль-Тайебом. Напомню, что это уже пятая встреча между Франциском и эль-Тайебом и свидетельство того, что охладившиеся после Регенсбурга отношения между Аль-Азхаром и Святым Престолом полностью нормализовались. И сама идея, проводимой в Абу-Даби конференции, в котором мне довелось участвовать – сохранение и активизация межрелигиозного диалога.

Конференция организована под эгидой Мусульманского совета старейшин и должна помочь в борьбе с религиозным фанатизмом. Это детище уважаемого шейха Ахмеда эль-Тайеба получило признание во всем мире и собирает участников, представляющих верующих со всех континентов. 

На что бы я хотел обратить внимание из 30-минутной встречи римского папы и шейха Ахмеда эль-Тайеба? «Христианам Востока я говорю, что они часть этой нации, а не меньшинство», - заявил верховный имам Аль-Азхара. Этот важный (и во многом установочный) тезис главы самого известного мусульманского университета мира дает аргумент в полемике с различными фанатиками и экстремистами с разных сторон, желающими разрушения мира между мусульманами и христианами. Здесь я бы не стал возлагать ответственность за разжигание вражды (как это принято в СМИ) исключительно на представителей ближневосточных государств. Ведь очень просто следовать старым клише и обвинять во всем мусульман… Между тем, совсем недавно мне довелось прочитать интервью с известным в Италии католическим священником Марио Портелла (Mario Alexis Portella), служащим в знаменитой флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Фьоре. Он вполне открыто постулирует антиисламские тезисы, обвиняет ислам в воинственности и фактически призывает к пересмотру хадисов (!). Поэтому римскому папе в его экуменической деятельности и тем более во взаимоотношениях с исламскими теологами приходится идти против существенной части католического истеблишмента, преодолевать сопротивление ультраправых консерваторов. 

«Мы должны мужественно противостоять сторонникам жесткой линии», - говорит в ответ на эти заявления великий имам Аль-Азхара. Высоко оценив богатые дискуссии и углубленный обмен идеями, которые имели место в ходе сессий и семинаров конференции, шейх Ахмед эль-Тайеб сказал, что это событие высветило человеческую сущность религий, а также благородные этические ценности, закрепленные в их учениях, которые закладывают основу для процветания и счастья человечества. Он отметил, что конференция открыла двери для достижения мира, сосуществования и терпимости среди людей независимо от их религий и культур.

Великий имам вновь подтвердил ключевую роль и ответственность религиозных лидеров в установлении примера и поощрении мира и любви как важнейших ценностей, которые должны быть среди последователей различных религий. Он призвал религиозных лидеров приложить немало усилий для наведения мостов диалога и сотрудничества между различными религиями. 

Очевидно, что угрозы поступают не только от экстремистских сил, но и со стороны активизировавшихся в последнее время сторонников агрессивной секуляризации. 

Все это требует необходимости  противостоять сторонникам жесткой линии – как тем, кто придерживается экстремистского взгляда на религиозные учения, так и тем, кто стремится полностью отделить религию от повседневной человеческой жизни, сделать верующих маргиналами.

Важным, на мой взгляд, является и подписание римским понтификом и шейхом Ахмедом эль-Тайебом особой резолюции - Декларации под названием «Человеческое братство», которая призывает строит мосты любви, дружбы и мирного сосуществования между людьми и совместными усилиями бороться с экстремизмом и его негативным вкладов в развитие цивилизации. Если для мусульман-суннитов подпись Шейха Аль-Азхара напоминает согласие и призыв виднейшего улема наших дней к диалогу с христианами, то для такой централизованной и иерархичной структуры, как Римская католическая церковь (и, учитывая католический тезис о непогрешимости папы) – призыв к 1, 2 миллиардам католиков сохранять мир с исламом. 

Как бы то ни было, «диалог — это не компромисс», который основан на притворстве или подозрении, отметил понтифик в выступлении в Абу-Даби. Действительно, встречи и решения мировых религиозных лидеров способны транслировать верующим идеи диалоги и напоминать вечные идеи мира, заложенные в авраамическом фундаменте нашей общей цивилизации. 

Рушан Аббясов, 

первый заместитель председателя Совета муфтиев России и зампред Духовного управления мусульман РФ,

канд.филос.наук

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.