закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


9 ноября 2020 12:35    

Умар-хазрат Идрисов: Человек с большой буквы

Траурные вести пришли из Нижнего Новгорода: в больнице от коронавирусной пневмонии скончался Умар-хазрат Идрисов. Я познакомился с ним четверть века тому назад, в далеком 1995 году. Помню, тогда некоторые российские и иностранные мусульмане говорили о нем как о весьма строгом, неуступчивом духовном лидере, который своим умом и старанием создал «независимый от всех муфтият, куда никого из посторонних не пускали». Действительность оказалась совершенно иной.

Во-первых, не было никакого муфтията: Умар-хазрат всегда признавал своим муфтием исключительно Равиля-хазрата Гайнутдина, вместе с которым они и создали Духовное управление мусульман центрально-европейского региона России в 1994 году. Сам он никогда не претендовал ни на статус муфтия, ни на «независимость». Во-вторых, все достижения Умара-хазрата в деле религиозного возрождения в Нижегородской области – которые, и правда, достойны похвалы и могут быть поставлены в пример многим – совершались им не единолично, а в слаженной командной работе. Он всегда это высоко ценил и понимал значение грамотного коллектива для успешной стратегии. В-третьих, его личный характер не соответствовал шаблонному описанию: я бы сказал, что его отличала принципиальность во всем.

В частности, он был строгим приверженцем ханафитского мазхаба, можно сказать, в современном прочтении. Он любил порядок во всем, а прежде всего в делах духовно-религиозных, из-за чего порой и складывалось впечатление о его «неуступчивости». И, поскольку Умар-хазрат был известен всей российской мусульманской умме в качестве «народного философа», его афоризмы и меткие суждения разлетались по всем уголкам России. Вот только многие мусульмане, недавно прибывшие в Нижний Новгород из разных далеких сельских местностей стран ближнего зарубежья, никогда не читали философских трудов и не понимали, что такое «порядок», потому и конфликтовали с хазратом в вопросах, где горожане однозначно его поддерживали.

Умар-хазрат, хоть и был ученым-самоучкой, всегда испытывал огромный пиетет перед наукой и ее служителями. Эта его черта характера привела к значимому для нижегородских мусульман результату: начиная с 1995 года, личные дружеские связи хазрата с историками и политологами Нижнего Новгорода (среди них особое место принадлежит О.А. Колобову, С.Б. Сенюткину, О.Н. Сенюткиной, Л.Е. Шапошникову, В.П. Макарихину и др.) стали причиной проведения регулярных научных мероприятий на базе Нижегородской Соборной мечети и других мечетей области. Тогда же появилась одна из первых статей, посвященных истории Нижегородской Соборной мечети, авторства О.Н. Сенюткиной. Впоследствии названными учеными будут написаны множество статей и монографий по истории нижегородских татар, по истории и политологии ислама, по исламской философии и др., при чем, как правило, Умар-хазрат лично готовил свое вступительное слово к этим трудам. Главный вывод из этого опыта и главное отличие хазрата от многих других религиозных деятелей России заключалось в том, что он понимал: исламская религия и светская наука не противостоят, а прекрасно дополняют друг друга.

По воле Аллаха Умару-хазрату сильно повезло с коллективом единомышленников, где его заместители и помощники, слаженно работая, претворяли его мысли в жизнь, а в дальнейшем и сами стали генераторами мощных идей, влияя на хазрата, на его поступки и проповеди. Дамир-хазрат Мухетдинов – ученик Умара-хазрата, который уже к началу 2000-х годов перерос своего учителя в части научных изысканий и стал ярким представителем Духовного управления мусульман Нижегородской области во всех научных, религиозных, презентационных проектах. Гаяз-хазрат Закиров продолжил активную работу в деле строительства новых мечетей, налаживанию рабочих контактов с органами власти и национальной интеллигенцией мусульманских народов региона. Впоследствии к ним присоединился Абдульбари-хазрат Муслимов, который взял на себя всю идеологическую и просветительскую работу в многочисленных образовательных учреждениях области.

…Никогда не забуду, как после каждой конференции или курсов повышения квалификации имамов, Умар-хазрат, в обязательном порядке, приглашал ученых в свой рабочий кабинет на Сенной площади. Помимо угощения, этот прием предполагал обмен мнениями всех участников. Сам хазрат мог задать тон разговора, но делал он это не напрямую, а обходным путем; например, показывал текст какой-нибудь толстой богословской или философской книги, которую он не просто прочитывал, а делал в ней многочисленные пометки или выписывал понравившиеся мысли в свой блокнот. Сколько людей общалось с ним в такие дни – и всех он помнил, напутствовал добрым словом, наводил на размышления. Я помню, как в рабочем кабинете хазрата складывался круг молодых ученых из Татарстана во главе с А.Ю. Хабутдиновым, которые активно приобщались к работе Духовного управления мусульман Нижегородской области. Помню, как под руководством хазрата разгорались горячие дискуссии в сфере государственно-религиозных и межрелигиозных отношений, когда позицию Умара-хазрата публично, через статью в «Известиях», поддержал член-корреспондент РАН Ж.Т. Тощенко. Помню, как резко и безапелляционно Умар-хазрат противостоял провокаторам и раскольникам, подрывающим единство уммы. Излишняя прямота не раз служила ему плохую службу. Однако принципиальность, искренняя вера и сильные душевные качества были неотъемлемыми чертами его характера...

Его труды, построенные и отреставрированные при нем мечети, останутся и с последующими поколениями мусульман. Просим Аллаха, что душа хазрата возрадовалась всякий раз, когда благодарные потомки будут молиться в зданиях этих мечетей и обогащать свои знания из его книг. Да упокоится душа ушедшего Умара-хазрата с миром, и к Аллаху – наше возвращение.

 

Д.З. Хайретдинов

Заместитель председателя ДУМ РФ по делам образования и науки

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.