5 марта 2019 16:49
Муфтий Гайнутдин: "России нужны десятки новых мечетей"
Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на научно-практической конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее»
Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемые участники Конференции!
От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично приветствую Вас братскими пожеланиями мира, милость Всевышнего Аллаха и Его благословения!
Мы искренне благодарим Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и лично ее председателя Вячеслава Викторовича Володина, наших партнеров и соорганизаторов в лице фракции политической партии «Справедливая Россия» и ее лидера Сергея Михайловича Миронова, государственные, научные и общественные институции, наших братьев и коллег по межрелигиозному диалогу, почтивших своим участием конференцию, посвященную прошлому, настоящему и будущему российского мусульманства.
«(…)В будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы», - так писал в 1881 году в Бахчисарае великий крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский в программном труде, посвященном перспективам интеграции мусульманского населения в российское культурное и политическое пространства. Век с лишним спустя – в 2003 г. Президент России Владимир Путин, выступая в Организации исламская конференция, заявил о том, что Россия является частью мусульманского мира, т.е. она, в определенном смысле, и мусульманская страна.
Действительно, говоря об обозримом будущем Евразии, многие эксперты – социологи, политологи, экономисты утверждают, что значение мусульманского фактора неизбежно будет расти в силу демографических, экономических и иных причин. По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30 процентов населения России будут составлять мусульмане. На протяжении более 30 лет возглавляя праздничные богослужения в Московской Соборной мечети, могу подтвердить, что такие прогнозы в целом подтверждаются практикой. К примеру, в 2018 г. в столичном регионе в день Курбан-байрам на молитву пришло более 320 тысяч мусульман и эти рекорды каждый год обновляются.
Тесное соприкосновение и соседство культур и мировоззрений, активная миграция – это ситуация, не уникальная для России, такова примета эпохи. Широко известны примеры мэров Лондона и Роттердама – они являются практикующими мусульманами и получили свои полномочия в результате выборов. С одной стороны в современных европейских столицах мечети исчисляются уже сотнями, а с другой – на 10 миллионов населения Объединенных Арабских Эмиратов приходится не менее миллиона мигрантов-христиан из Азии и такое положение дел в той или иной степени характерно и для других богатых нефтяных стран Аравийского полуострова.
В условиях этих тектонических сдвигов, можно ли рассчитывать на то, что общества придут в сбалансированное состояние без каких бы то ни было усилий государств, интеллектуального класса и духовенства? Ведь противоречия, напряжение, взаимные претензии имеют свойство накапливаться и выливаться в социальные потрясения, социально опасные явления, что мы регулярно наблюдаем в Западной Европе?
Но нашей первейшей заботой является сохранение мира и стабильности в своем Отечестве, на родной земле. Наша задача – чтобы ни в коем случае многообразие России не становилось почвой для соперничества, а было основой устойчивости и процветания нашей страны. Вы знаете, политической прозорливости и стратегическому мышлению нашего национального лидера Владимира Путина можно только удивляться, когда он добился включения России в статусе наблюдателя в Организацию исламского сотрудничества, когда дал старт масштабной перезагрузке системы отечественного исламского образования и принял политическое решение о том, что реконструированной и обновленной Соборной мечети в Москве – быть, а также поддержал идею основания Болгарской исламской академии. Одна из чувствительнейших проблем – неправомерные, на наш взгляд, запреты исламской литературы, была во многом снята благодаря инициированному Владимиром Владимировичем закону о неподсудности священных писаний. Отмечу и роль наших народных избранников и в целом Государственной Думы, оперативно принявшей этот закон с осознанием всей важности вопроса.
И тем не менее, относительно объемов и характера стоящих перед нами задач, мы катастрофически отстаем. В том числе из-за тех лиц в структурах власти, которые думают, что если замести проблемы под ковер, создать благостную картинку при помощи постановочных мероприятий, фактически подставных «религиозных лидеров» (в кавычках), ситуация сбалансируется сама собой.
Мы много лет говорим о стратегических целях по развитию российского мусульманства – это выведение отечественной системы мусульманского образования на лидирующие во всем мусульманском мире позиции, просвещение, образование мусульманской молодежи на базе традиционных ценностей, подготовка кадров, воссоздание отечественной школы мусульманского богословия, интеграция наших новых соотечественников – первое и последующие поколения мигрантов в российский социум. Это требует создания не бутафорных, а реально действующих мусульманских институтов, создания и поддержания инфраструктуры, научного, культурного, образовательного процесса и требует, прежде всего, содержательного диалога и взаимодействия мусульманских духовных центров и власти. Говоря словами главы государства, стратегические цели давно определены, но запаса времени на раскачку просто нет.
Нам критически необходимы десятки новых мечетей с соответствующей культурной и просветительской инфраструктурой в крупнейших городах России, обеспечение минимального социального пакета духовенству, особенно молодому, укрепление научно-образовательных и богословских центров, расположенных не на окраинах, а в столицах, поблизости от крупнейших центров академической науки, пакет мер по включению мусульманского наследия в общий культурный процесс страны.
К сожалению, сегодня значительная часть творческой созидательной энергии мусульманской общественности уходит на то, чтобы реагировать на искусственно создаваемые проблемы и препоны. Такие кричащие, вопиющие случаи как требование демонтажа уже достроенной мечети в Калининграде, изгнание из центра города существующей там более 10 лет общины и изъятие ее земли в Екатеринбурге, полицейские облавы на общины и молельные дома, которые никогда не давали повода заподозрить себя в неправомерной деятельности, манипуляции по раздроблению, расколу существующих духовных центров – повторяясь из года в год в разных точках страны они из единичных эксцессов переходят в новое качество – в системные проблемы, подтачивающие изнутри российское общество, питающие в мусульманской молодежи чувства ущемленности и отверженности.
Член Государственной Думы Российской империи второго и третьего созывов, блестящий юрист и правовед, политик Садри Максуди еще в начале ХХ века утверждал, что «для России, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться в равнодействующей силе интересов всех народностей, то есть в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в такой мере, чтобы от этого государство не пострадало». Он подчеркивал, что нерешенность национального вопроса может стать спусковым крючком к серьезнейшим общественно-политическим потрясениям.
В наши дни нежелание глубоко и осмысленно заниматься мусульманским вопросом компенсируется искусственным сдерживанием развития ислама. Однако такой подход эффективен только на короткой дистанции, тогда как на долгосрочную перспективу он значительно усугубляет и запутывает дело, создает системные уязвимые места в социально-политической ткани государства.
В условиях, когда все мы с вами понимаем, что совершенно очевидной целью западных неолиберальных элит является навязывание всеми доступными способами своей гегемонии евразийским государствам, исламскому миру, латинской Америке, для нас исключительно важно сохранять внутреннюю монолитность и сплоченность. Развитие межрелигиозного диалога и сотрудничества, укрепление гражданского единства и обеспечение гармоничных межнациональных отношений – важнейшие цели на этом пути.
Священный Коран гласит: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».
Хвала Всевышнему, существуют и вдохновляющие примеры. Один из них был явлен недавним первым в истории визитом папы Римского Франциска на Аравийский полуостров, в ходе которого между ним и верховным имамом университета аль-Азхар Ахмадом ат-Тайебом был подписан особый документ. В нем духовные лидеры обращаются к предложенному социологами понятию «полного гражданства» и идут еще дальше, призывая общества отказаться от самого понятия «религиозного меньшинства», не умалять значимость религиозных чувств и вытекающих из них гражданских прав какой бы то ни было религиозной группы. Такой подход исключает опасность самоизоляции, сегрегации, сепаратистских настроений и создает среду равных прав и возможностей, в которой культурное разнообразие становится ресурсом развития и процветания.
Мы собрались по случаю выхода комплексного научного труда, первого в своем роде, по истории ислама в России, заключающей в себе огромные пласты как прекрасных, так и трагических событий прошлого. Сегодня тоже в определенном смысле исторический день – едва ли в истории Государственной Думы в ее стенах собиралось такое количество мусульманской интеллигенции и духовенства. В этот памятный день считаю важным озвучить инициативу по широкому празднованию на государственном уровне 1100-летия принятия ислама в качестве государственной религии государством Волжская Булгария в 922 г. и таким образом отдать дань уважения традициям мусульманско-христианского, славянско-тюркского союзничества на российской земле.
Благодарю за внимание и молитвенно желаю всем Вам успехов, мира и благополучия!
4 марта 2019 г., Москва, Государственная Дума