закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


27 января 2015 15:43    

Рождественское послание муфтия России Гайнутдина

Рождественское послание председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Милость для миров: Свет выявляет контрасты».

ومَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ

«Мы послали тебя только как милость для миров»                                Коран (21:107)

 

                        

БИСМИЛЛЯХИР РАХМАНИР РАХИМ

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

 

Дорогие братья и сёстры!

В эти благословенные дни месяца рождества Пророка Мухаммада (мир ему) — мавлид ан-набий, я хотел бы поговорить с вами об особой миссии Последнего Пророка (хатам ан-набийин). Да, с одной стороны, он похож на многих пророков — посланников свыше, которые были до него. Но, с другой стороны — он уникален. Представьте себе современный мир без него… Это просто невозможно!

По-арабски месяц его прихода в наш мир называют «рабиу-ль-авваль». Многие отмечают это событие, опять-таки по-арабски традиционно именуя его словосочетанием «мавлид ан-набий». Я же стараюсь сделать язык, само послание Ислама доступным нашим современникам — и потому использую привычные в российской культуре слова и образы. Старославянское «рождество» в Средневековье было самым обыкновенным для обозначения физического появления человека на свет. Поэтому словосочетание рождество Пророка Мухаммада (мир ему) вполне законно в российском пространстве и сохраняет свою исламскую сущность.

Так в чём же она, и почему так важно в эти дни мысленно сосредоточиться на сути явления в мир этого нового человека: что значит для нас его рождение?

Признаться, я часто сталкиваюсь с непониманием той величественной роли, которую Пророк Мухаммад (мир ему) играет в истории человечества. Кроме того, в последнее время среди светских и антимусульманских мыслителей ширится критика его поступков, жизненных приоритетов, под сомнение ставится даже само его благочестие! Никогда ранее в истории человечества этот образ не вызывал такой мощной, всемирной и подхваченной влиятельнейшими СМИ критики и даже высмеивания и поругания, как в наши дни! «Нет худа без добра», — говорится в народной пословице. Благодаря такому «негативному пиару» теперь почти все обитатели нашей планеты буквально вынуждены узнать, услышать это имя и дать себе ответ: что я знаю о нём, как мне относиться к нему? Безразличных и тем более, вовсе о нём ничего не знающих людей — просто не остаётся.

Потому и моё нынешнее Рождественское послание обращено не только к тем, кто рождён в исламских семьях, кто самостоятельно избрал путь Единобожия, но и ко всем честным людям, искателям истины. И в первую очередь, к тем, кого в мусульманской культуре называют «люди Писания» — к верующим в Единого Господа, «детям Авраамовым», иудеям и христианам всех направлений.

Почему я избрал такую аудиторию? Это выбор не мой. Священный Коран даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. В суре «аль-Анбийа» (107 аят) говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему) послан как «милость для миров» — رَحْمَةً لِّلْعَالَمِين. Ответ, действительно, кажется полным и исчерпывающим. Прежде всего, он полон смысла; я бы даже сказал, что данный аят — как и любой другой аят Корана — является бездной смысла, и потому предполагает несколько уровней погружения. Очевидно, центральное место здесь занимает понятие «милости» — рахма. Напомню, что эпитет «Милостивый» является одним из самых важных качеств, имён Бога, произносимых ежедневно в формуле «БИСМИЛЛЯХИР РАХМАНИР РАХИМ». Пророк Мухаммад (мир ему), таким образом, выражает собою милость Аллаха, ниспосланную в миры, выступает её средоточием. Я ещё вернусь к этой сложной богословской теме чуть ниже.

Очень важно задать вопрос — к кому это послание? Слово «мир» стоит тут во множественном числе. Что это значит? Очевидно — это многообразие сообществ людей с их разными культурами, языками и с разным духовным опытом. Потрясающе! Это послание не только для арабов, арабской среды, внутри которой родился мальчик по имени Мухаммад. Это послание всему человечеству и всем поколениям.

Более того, многие толкователи увидели здесь также указание и на тайну. Это послание не только людям, но и невидимым нам ныне мирам, это миры тех, кто ушёл из нашего физического измерения, мир предков… возможны и иные миры, о которых мы ещё не знаем. Сколь велика и многомерна Вселенная — разве это кто-нибудь полностью знает?

Значит, рождество, которое мы отмечаем — это глубоко таинственное и крайне значимое явление милости Бога ко всем Его творениям! Вот одно из важнейших измерений этого события. Но как именно «милость для миров» проявилась — что таковое проявление значит для нас?

Первый ответ состоит в том, что рождение Пророка (мир ему) — это рождество благочестивого человека, который, благодаря исключительным личным достоинствам, оказался способен передать послание Творца миров. О чём мы особенно думаем в этот день и в этот месяц? Мы думаем о заветах Всевышнего и о личных совершенствах Пророка (мир ему).

Мне кажется, этот ответ о смысле рождества лежит на поверхности, и он важен, прежде всего, как начальный этап на пути к последующим размышлениям. Сами же эти размышления составляют содержание второго, более глубокого ответа.

Для того, чтобы обратиться ко второму ответу, у нас должна возникнуть внутренняя интеллектуальная и духовная потребность. Наша традиция свидетельствует о том, что этот день всегда имел великое мистическое значение (это получило отражение, в частности, в российском мусульманском искусстве). Сформулировать суть второго ответа можно так: милость Бога — это тот божественный и предвечный Свет, который Он изливает на все миры, и этот Свет способен ярче всего гореть в человеческих сердцах. Рождество Пророка (мавлид ан-набий) — это не только рождение физического тела уникального человека, но и символ ниспослания милости, предвечного Света в наши сердца, символ рождения этого Света в наших сердцах.

В суре «ан-Нур» (35 аят) об этом Свете сказано: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключён в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Один Свет поверх другого! Аллах направляет к Своему Свету, кого пожелает».

 

اللَّهُ نُورُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ مَثَلُ نُورِهِ كَمِشْكَاةٍ فِيهَا مِصْبَاحٌ الْمِصْبَاحُ فِي زُجَاجَةٍ الزُّجَاجَةُ كَأَنَّهَا كَوْكَبٌ دُرِّيٌّ يُوقَدُ مِن شَجَرَةٍ مُّبَارَكَةٍ زَيْتُونِةٍ لَّا شَرْقِيَّةٍ وَلَا غَرْبِيَّةٍ يَكَادُ زَيْتُهَا يُضِيءُ وَلَوْ لَمْ تَمْسَسْهُ نَارٌ نُّورٌ عَلَى نُورٍ يَهْدِي اللَّهُ لِنُورِهِ مَن يَشَاء

 

Наши христианские братья по вере Авраамовой недавно, почти в эти же дни, отпраздновали другое великое (и для них и для нас) событие: рождество Христово — Исы (мир ему). В связи с этим обратите внимание на то, что сближает нас в самом желании отмечать такие события и получать от этого новые духовные силы — для личного совершенствования. Наиболее точно и ёмко сущность события, по моему мнению, выразил немецкий мистик Ангелус Силезиус: «Христос мог бы тысячу раз рождаться в Вифлееме — ты всё равно погиб, если Он не родился в твоей душе». В Христианстве есть понятие «подражание Христу» — быть верующим означает, и это лучше всего выражено в английском языке, быть “christlike”, т. е. «подобным Христу».

Разве мы не говорим о рождестве Пророка Мухаммада (мир ему) то же самое? Как сказал великий мистик Джалаладдин Руми, необходимо освободить свою душу от всего мирского, чтобы она, подобно отполированному зеркалу, была способна наиболее чисто отражать этот Свет:

«Чтоб стал твой мир прозрачен и лучист –

Ты сердце, словно зеркало, очисть!».

Из сказанного проясняется подлинный смысл подражания Пророку (мир ему). Известно, что с самых ранних времён он был идеалом всех мусульман. Подражание ему проявлялось в поведении, словах и даже таких мелких деталях, как одежда, соблюдение правил омовения и прочее. Особенно значимо подражание Пророку Мухаммаду (мир ему), конечно же, в главном в благочестии. «Для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример» (Коран 33:21)

 

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

Его жизненный путь является прообразом, прототипом для каждого мусульманина. Так, вслед за углублением в суть его рождества, мы призваны вспоминать и углубляться в события его жизненного пути (по-арабски «хиджра»), кульминацией, высшей точкой которого стало его вознесение (по-арабски «мирадж») к Лотосу крайнего предела (сидра аль-мунтаха) Коран (53:14).

По свидетельству традиции, ежедневная молитва рассматривалась Пророком Мухаммадом (мир ему) как повторение этого радостного события. Находясь в возвышенном состоянии духа, Пророк (мир ему) пребывал наедине с Аллахом. Даже ангел Джибриль (мир ему) не мог сопровождать его. В одном из хадисов Пророк (мир ему) описывает свой опыт следующим образом: «Я провёл с Аллахом время, в которое ни одно тварное существо не имеет доступа, даже чистый дух Джибриль». Последнее замечание особенно важно, так как оно ставит Пророка Мухаммада (мир ему) выше ангелов. Джамали Канбу, индийский поэт XV в., так описал опыт Пророка (мир ему): «Моисей потерял сознание от одного только лицезрения атрибутов —/Ты же видишь сущность Сущности и всё ещё улыбаешься».

Таким образом, формально-морализаторский подход к фигуре Пророка Мухаммада (мир ему), согласно которому он является человеком высоких нравственных идеалов, слишком узок и не отражает полноту мусульманской традиции. Смотрите — практически все крупнейшие мыслители и поэты (Ибн Араби, аль-Халладж, аль-Газали и др.) говорили о метафизической роли Пророка (мир ему). Приведу следующий сюжет.

В поэме «Маснави» (IV:975) Джалаладдина Руми рассказывается о том, как маленький Мухаммад (мир ему) потерялся и его кормилица, искавшая мальчика, была утешена словами: «Не горюй, он не потеряется для тебя,/Нет,— но весь мир потеряет себя в нём».

Дорогие братья и сёстры! В светлый месяц рождества Пророка (мир ему) — мавлид ан-набий, я предлагаю вдуматься в эти глубокие строки. Весь мир должен «потерять себя» в Мухаммаде (мир ему) — это значит, что весь мир, благодаря миссии Пророка (мир ему), наполнится милостью Творца, озарится божественным Светом. Пусть месяц рождества Пророка (мир ему) напоминает нам об этом ниспослании со стороны Аллаха. Пусть же каждый найдёт «Свет небес и земли» в своём сердце!

 

***

Поскольку месяц рождества Пророка пришёлся в этом году на гражданские новогодние праздники и совпал с актом террора в Париже и массовой антиисламской кампанией из-за очередного витка «карикатурного скандала», я хотел бы также сказать несколько слов о событиях, поставивших имя нашего дорогого Пророка (мир ему) в центр внимания всей мировой прессы. В нашем мире так много злодеяний, что парадоксальным образом «Милость для миров», «Свет Создателя»… выявляет контрасты нашего мира! Обнажает несправедливость, боль и страдание.

Последний год показал, что нападкам на Бога, на традиции веры Авраамовой подверглись сторонники разных её направлений. Активистка движения Femen разделась на площади Святого Петра в Ватикане после Рождественского послания Папы Римского Франциска, а затем попыталась прорваться через ограждения к вертепу, установленному у рождественской ели, чтобы похитить фигуру младенца Иисуса (мир ему). А ранее схожее по духу политизированное действо учинили в храме Христа Спасителя в Москве. В священном для всех последователей «небесных религий» граде Иерусалиме проходят публично парады содомитов.

Увы, такие гримасы нео-атеизма уже стали не редкостью. К ним, по логике вещей, добавляются акции просто душевнобольных людей. Так что в этом контексте кощунственные карикатуры и неадекватный террор, в сочетании с закулисными играми спецслужб, в январском Париже — приметы нашего времени. Суть их, как мне видится — в атаке тех, кто негодует против веры «детей Авраама — Ибрахима, мир ему!». И, следовательно, это наша общая боль и забота — выявить духовные корни и помочь оступившимся и совершившим преступления.

Для этого — прочитаем новыми глазами, в свете сегодняшних событий, известные вот уже более 1400 лет слова из Священного Корана. И дадим себе ответ: а сам Пророк Мухаммад (мир ему) как бы отнёсся к карикатурам в парижском журнале, поднял бы меч, плюнул бы в лицо?.. Как он отвечал мекканцам, гнавшим его, как действовал перед выходками обидчиков и яростных противников? Каким мы знаем Пророка (мир ему) — и как это знание отражается в наших реакциях сегодня?

Аяты 45–53 из суры «ан-Ниса», надеюсь, дадут нам понять происходящее. Давайте читать: аят 45 — «Аллаху лучше знать ваших врагов» — وَاللّهُ أَعْلَمُ بِأَعْدَائِكُمْ. Только Создателю известно, кто наш истинный враг. Он ведает суть врага и знает его намерения — в отличие от нас, людей, лишённых полноты такого знания. И вот в ответ на такое недоумение человека, который может спросить «А что же мне делать с врагами?» — даётся дважды повторенный ответ. «Довольно того, что Аллах является Покровителем! Довольно того, что Аллах является Помощником!»

وَكَفَى بِاللّهِ وَلِيًّا وَكَفَى بِاللّهِ نَصِيرًا

Далее в 46 аяте подробнее раскрывается двуличие и уклончивость, лживость многих людей, слышащих «слово Бога», «волю Бога» — но увиливающих от исполнения, искажающих их. «Мы слышали, но не повинуемся!»

سَمِعْنَا وَعَصَيْنَا

Разве это не о тех парижских нео-либералах-карикатуристах сказано — «они кривят своими языками и поносят религию»?

 

لَيًّا بِأَلْسِنَتِهِمْ وَطَعْنًا فِي الدِّينِ

И разве не о тех, кто сегодня надевает на себя таблички «Я Шарли» там, в 49 аяте сказано: «Разве ты не видел тех, которые восхваляют сами себя?»

ألَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يُزَكُّونَ أَنفُسَهُم

Что значит «восхвалять самого себя» с точки зрения философской, религиозной? Это предельный эгоцентризм. «Человек превыше всего!» и «человек — мера всех вещей!» — вот лозунги, с которых так внешне красиво и оптимистично начался Ренессанс в Европе, потом развился в эпоху Просвещения — затем прошёл многократное усиление в немецкой философии и, наконец, в так называемой Франкфуртской школе сформулировал идеи ультралиберализма! Те, кто не знаком с этой эволюцией внерелигиозной и затем прямо антирелигиозной мысли — прошу вас, не поленитесь, изучите эту поучительную историю. Поучительна она в свете Корана. В свете тех аятов, которые мы сейчас вспоминаем.

Очень актуальны мысли аята 51: «Они веруют в джибта и тагута и говорят тем, кто отрицает веру: „Эти следуют более верным путём, чем те, кто уверовал“»

يُؤْمِنُونَ بِالْجِبْتِ وَالطَّاغُوتِ وَيَقُولُونَ لِلَّذِينَ كَفَرُواْ
هَؤُلاء أَهْدَى مِنَ الَّذِينَ آمَنُواْ سَبِيلا

 

Арабские многозначные термины могут открыть свои новые смыслы именно в свете «парижской карикатур-трагедии»: джибт это в данном контексте «идол, святыня вместо Бога» — а разве не таково это ультралиберальное упоение «свободой»? Тагут — это «переходящий границы, грешник и, опять-таки идол, анти-божество».

Что, по слову Корана, уготовано таким людям, новым богоборцам XXI века? Проклятие Аллаха. То есть — Создатель этих существ осуждает их и лишает Своей милости, смысла жизни и самой жизни… Горькая участь! Горе тем, кто — слушая и слыша призывы Творца миров — ловчит и искривляет сам себе и мысли и всю свою судьбу. Как мы, верующие и слышащие, слышащие и следующие Творцу — должны относиться к отступникам? Они сами в себе несут страшное наказание.

Они могли встать на путь жизни — Прямой путь следования заповедям Творца… но избрали не свет, а тьму… «Если вы услышите, как отвергают знамения Божьи и насмехаются над ними [над религией], то не садитесь с ними [не обращайте на них внимания] до тех пор, пока они не отвлекутся другим разговором [делом]». Всевышний против того, «чтобы вы уподобились им», — говорит Создатель в суре «ан-Ниса» (аят 140)

إِذَا سَمِعْتُمْ آيَاتِ اللّهِ يُكَفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلاَ تَقْعُدُواْ مَعَهُمْ

حَتَّى يَخُوضُواْ فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذًا مِّثْلُهُم

 

И всё же я хотел бы закончить это Рождественское послание не на такой горькой и печальной теме — но, напротив — самой известной молитвой Пророка Мухаммада (мир ему), которую сохранила для нас традиция, так называемой «молитвой о Свете». Давайте каждый произнесёт её искренне, для себя:

 

«О Аллах, ниспошли свет моему сердцу, и свет моему языку, и свет моему слуху, и свет моему зрению, и свет моим чувствам, и свет всему моему телу, и свет передо мной, и свет позади меня. Дай, молю Тебя, свет моей правой руке, и свет моей левой руке, и свет надо мной, и свет подо мной. О Аллах, приумножь свет во мне, и ниспошли мне свет, и сделай меня просветлённым!»

Аминь!

 

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин
Председатель Духовного управления мусульман
Российской Федерации и Совета муфтиев России

30 Раби уль-Авваля 1436 г.Хиджры - 21 января 2015 г.

Система Orphus
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2015 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.