Резолюция IX Мусульманского форума 9 декабря 2013 г. в Москве
Резолюция IX Мусульманского форума «Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества», прошедшего 9 декабря 2013 г. в Москве:
9 декабря 2013 года в Москве состоялся IX Мусульманский форум «Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества». Его участниками стали религиозные деятели, руководители религиозных учебных заведений, представители общественных организация и движений, ученые, а также государственные деятели, госслужащие, представители дипломатического корпуса из Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Литовской Республики, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Турецкой Республики, Финляндской Республики, Эстонской Республики и других государств.
Мероприятия были приурочены к 225-летию Оренбургского магометанского духовного собрания, 70-летию создания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана и 20-летию принятия Конституции Российской Федерации.
Заслушав доклады и выступления участников, а также по итогам обсуждений и обмена мнениями, участники Мусульманского форума и Международной образовательной конференции подчеркнули важность на современном этапе формирования гражданской культуры и гражданского самосознания верующих, социализации мусульман, равно как укрепление системы исламского религиозного образования и поощрения развития исламского богословия на основе исторических богословских традиций мусульманских народов постсоветского пространства. Возможность самореализации в исследовательской деятельности, культуре, искусстве, общественном поприще, крепко стоящее на ногах образование и процветание наук не только являются показателями развитых обществ, но и способны эффективно противостоять тенденциям разобщения общества, радикализации и маргинализации мусульманских сообществ на постсоветском пространстве, убеждены участники.
В качестве конкретных рекомендаций и мер по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, повышению правовой грамотности и ответственности граждан, направление активности и энергии мусульманской молодежи в конструктивное и созидательное русло, участники считают необходимым указать следующие пункты:
1. Использование религиозного фактора как инструмента воздействия на внешнюю и внутреннюю политику суверенных государств со стороны третьих лиц/внешних сил приводит к негативным последствиям в виде искажения постулатов религии, радикализации и маргинализации верующих, наносит урон межрелигиозным и межконфессиональным отношениям и государственно-конфессиональному взаимодействию. В этом свете политизация религии является деструктивным явлением и осуждается нами.
2. Аналогично этому мы осуждаем извлечение политических выгод или бонусов из раздувания конфликтов на межэтнической основе, создания образа врага из представителей той или иной нации или вероисповедания, раскола общества по национальному признаку.
3. В связи с актуализацией межэтнической тематики и необходимостью уделять больше внимания вопросам гражданского мира и единства, возрастает роль диалога и сотрудничества традиционных и мировых религий, совместной работы религиозных деятелей, принадлежащих различным вероисповеданиям, в деле укрепления единства гражданского общества и его традиционных ценностей.
4. Необходимо особо отметить солидарную позицию религиозных деятелей по прекращению кровопролития в точках вооруженных конфликтов, исключению дискриминации или агрессии по религиозному признаку, их призыв к диалогу и примирению и прекращению гражданских войн.
5. Важную роль в преодолении внешних вызовов и угроз играет внутриконфессиональное единство и солидарность, в частности это справедливо для мусульманского сообщества.
6. Эффективная интеграция и социализация трудовых и иных групп мигрантов предполагает работу как с самими мигрантами, так и с принимающими сообществами.
7. В современных условиях особое внимание должно быть уделено мусульманской молодежи, созданию для нее возможностей получения качественного светского и религиозного образования, трудоустройства и социальной защищенности. Необходимо создавать возможности для реализации общественных, культурных, просветительских, благотворительных и иных инициатив активной молодежи.
8. В контексте 6 и 7 пунктов резолюции возрастает роль религиозных организаций вокруг которых востребовано создание молодежных, женских, культурных центров, благотворительных обществ. Для выполнения этой задачи необходимо укрепление исторически сложившихся религиозных институтов, а именно мечетей, института духовных управлений мусульман как центров и модераторов духовной жизни мусульман.
9. Духовные управления мусульман должны сконцентрироваться на дальнейшем развитии системы религиозного образования и возрождении местных традиций исламского богословия. В этом процессе велико значение сотрудничества с государством.
10. В деле защиты конституционных прав верующих необходимо взаимодействие и постоянный диалог традиционных духовных институтов с различными ветвями государственной власти. В том числе в деле корректировки процедуры экспертизы религиозных текстов на предмет признаков экстремизма, с тем, чтобы тексты, составляющие основу вероучения или классику богословия той или иной религиозной традиции, не были отнесены к материалам экстремистского содержания.
11. Государственно-конфессиональный диалог, поиск взаимоприемлемых решений в области религиозных свобод, диалог религиозных организаций с обществом, содействие социализации и интеграции в общество верующих, укрепление авторитета закона, власти и религиозных институций может стать опорой в воспитании патриотизма у подрастающего и молодого поколения и в будущем лечь в основу стабильности и процветания государств на евразийском пространстве.
9 декабря 2013 г., Москва