Повышение эффективности государственной программы развития исламского образования
Первый заместитель председателя ДУМЕР, член Общественной палаты РФ Дамир Мухетдинов |
Выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, члена Общественной палаты РФ Дамира Мухетдинова на совещании по вопросам совершенствования реализации Комплексной программы содействия развитию сферы религиозного (исламского) образования на 2005-2015 годы 10 декабря 2012 г. в Саратове.
Уважаемый Михаил Викторович!
Уважаемый Дмитрий Викторович!
Уважаемые участники совещания!
В начале своего выступления разрешите мне приветствовать собравшихся от имени председателя Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Совет муфтиев России учредил и духовно окормляет три исламских вуза – Московский исламский университет, Нижегородский исламский институт им. Х.Фаизханова и Российский исламский университет в Казани, а также ряд медресе в Уфе, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах.
В течение последних месяцев на встречах, организованных Полномочным представителем Президента в ПФО Михаилом Бабичем и на других площадках мы обращали внимание на имеющиеся недостатки в сфере исламского образования, в том числе, и государственно-конфессионального взаимодействия по линии образования. Совет муфтиев России высоко ценит тот факт, что Полномочное представительство Президента в ПФО обратило внимание на нашу озабоченность и вынесло обсуждение накопившихся проблем в тему сегодняшней встречи. Это есть прекрасное подтверждение того, что государство слушает и слышит голос мусульман и относится к нему со всей ответственностью и вниманием.
Как известно, предтечей программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама была встреча председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На ней муфтий аргументированно изложил свою позицию о том, что мусульманские духовные институты не смогут справиться со все возрастающими вызовами, если серьезно не усилить их кадровый потенциал, для чего, в первую очередь, необходимо развивать и укреплять систему отечественного исламского образования. Точка зрения муфтия была услышана и результатом той памятной встречи стала программа, реализацию которой мы сегодня с вами обсуждаем. Первыми шагами в этом направлении, как мы все помним, был первый набор сначала на подготовительные курсы – в 2003/2004 учебном году, а затем на бакалавриат в 2004/2005 году в Институт стран Азии и Африки МГУ группы студентов, направленных духовными управлениями мусульман.
Программа преследует две основные цели – значительное повышение качества образования и научно-методической базы в существующих исламских вузах страны, а также подготовку на бюджетных отделениях светских вузов квалифицированных специалистов, в которых нуждаются наши духовные управления и те же исламские учебные заведения.
Таким образом, прошло десять лет, с тех пор как был дан старт беспрецедентному сотрудничеству мусульманских духовных учреждений и государства в сфере религиозного образования. Несмотря на серьезные подвижки и достижения в данной области, эффективность от государственных вложений в эту сферу далека от потенциально возможных показателей. Об этом на встрече с первым заместителем председателя главы Администрации президента Вячеславом Викторовичем Володиным в мае текущего года сказал и шейх Равиль Гайнутдин.
Основными факторами, влияющими на эффективность программы, мы видим, во-первых, отсутствие внутриконфессионального единства. Непростые отношения между централизованными религиозными организациями – учредителями вузов и медресе, серьезно осложняют координацию между последними. Убийства и нападения на ректоров исламских вузов, чему мы все, к сожалению, являемся свидетелями, также тормозит развитие исламского высшего духовного образования. Здесь я не буду углубляться во внутриконфессиональную проблематику, тем более что на прошлых встречах, организованных Полномочным представительством президента в ПФО у всех нас была возможность подробно об этом высказаться.
Вторым фактором, влияющим на эффективность программы, на наш взгляд, является порядок взаимодействия между исламскими вузами и их светскими «вузами-партнерами». Механизм прикрепления исламского учебного заведения к светскому вузу «спутнику», предполагал, что светские вузы подтянут, выведут на новый качественный уровень учебно-методическую и научную работу в исламских учебных заведениях. Согласно Конституции Российской Федерации прямое финансирование религиозных организаций государством невозможно, поэтому бюджет выделяет средства светским вузам, которые, в свою очередь, заключают с религиозными учебными заведениями договора на выполнение тех или иных видов методической, научной или исследовательской работы, оплата которых идет за счет средств программы. К сожалению, с первого года и по сегодняшний день достижение целей и задач программы отошло на второй план, тогда как на первый план вышли вопросы пропорционального распределения целевых средств. Многие годы ушли на выстраивание отношений между исламскими вузами и их светскими партнерами, на нахождение разумного баланса, а в некоторых регионах консенсус не найден до сих пор. Несогласие с принципами распределения целевых средств мы слышим и в Москве, и в Казани – об этом заявлял проректор Российского исламского университета в Казани Рустам Батров, в Уфе. Хочу сказать буквально два слова по вузу-партнеру Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова – Нижегородскому государственному университету им. Н.И.Лобачевского. В связи с тем, что сменился ректорат и ответственные по реализации данной программы сотрудники второй год подряд между нами полное взаимопонимание, обоюдная поддержка. Качество и количество выполненных программ удалось повысить на порядок, подготовлены учебные пособия, проведены курсы повышения квалификации и т.д.
Вернемся к вопросу об эффективности. В отчетах фигурируют миллиарды, но наши рядовые мусульмане ставят перед руководителями учебных заведений и централизованных религиозных организаций простые вопросы – если государство выделило миллиарды, то где подготовленные кадры: имамы, преподаватели, журналисты и т.д.? Почему наша молодежь продолжает выезжать на учебу зарубеж, а у нас служат имамы из ближнего и дальнего зарубежья? Если выделяемые 300 миллионов рублей в год (по факту все исламские вузы получают около 100 млн) более эффективно доходили бы до получателей в лице исламских вузов то эффективность программы выросла бы на порядок.
Хочу заметить и следующую деталь – за исключением Московского исламского университета и Нижегородского исламского института, все остальные исламские вузы располагаются в национальных республиках и получают поддержку как от региональных властей, так и от местного бизнеса. В них поступают учиться, прежде всего, уроженцы самой республики с перспективой остаться по окончании на работу в том же субъекте.
Огромную помощь и поддержку мы получили от данной программы в части выделения бюджетных мест для подготовки кадров по направлению духовных управлений мусульман. Совет муфтиев России получает максимальную пользу по этому направлению. Выпускники Московского государственного университета, Московского государственного лингвистического университета и Нижегородского государственного университета трудятся в структурах СМР. Считаем необходимым продолжить эту программу при желательности корректировки перечня вузов, получающих эти бюджетные места. Не могу не сказать, что студенты, окончившие Институт стран Азии и Африки МГУ и получившие профессию востоковедов на порядок квалифицированнее и подготовленнее выпускников МГЛУ. Тем более, что из трех выпусков МГЛУ (порядка 30 чел) по данной целевой программе, на сегодняшний день в системе духовных управлений работает три человека, не считая тех, кто находится в декретном отпуске. Что касается Санкт-петербургского государственного университета, там всегда наблюдался недобор квоты и мы, к сожалению, не имеем представления о выпускниках вуза по данной программе разве что за малым исключением. Самым эффективным по показателю дальнейшего трудоустройства в религиозной сфере является Нижегородский госуниверситет (порядка 13 чел из 24),
В связи с вышесказанным, наши предложения по повышению эффективности от программы следующие:
А) Усовершенствовать механизм распределения финансирования.
В) Перераспределить целевые бюджетные места, выделенные в рамках программы для абитуриентов, рекомендуемых муфтиятами, с учетом эффективности участия того или иного вуза в программе по данному направлению, а также часть мест выделить для заочной формы обучения, чтобы светскую профессию могли получить действующие имамы, а не те, кто в будущем не планирует связывать свою карьеру с духовной сферой.
В качестве резюме своего выступления, пользуясь тем, что в нашем собрании принимает участие министр образовании и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов, хочу подчеркнуть, что, несмотря на отделение религии от государства, исламское религиозное образование в России является частью общей российской системы образования и ей характеры те же проблемы и достижения, что и нашему образованию в целом. Исламские учебные заведения проходят лицензирование и аккредитацию в строгом соответствии с российским законом, сотрудничают с отечественной педагогической и исламоведческой школами, активно вступили в болонский процесс. Мы принимаем в свои учебные заведения выпускников российских общеобразовательных школ и человеческий продукт, который мы получаем на выходе, в одинаковой мере является и продуктом российской общеобразовательной школы, со всеми преимуществами и недостатками. Мы не видим себя вовне общей системы российского образования, которая сохраняет передовые позиции в мире, хотя серьезные конфессиональные особенности, естественно, имеют место быть, и стремимся развиваться в русле отечественной научной и методической мысли. Благодарю за внимание.
10 декабря 2012 г., Саратов