закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная /  / 
15 мая 2013 12:59    

Выступление Ректора МИУ Д.Хайретдинова на конференции клуба «Валдай» в Марокко

Ректор МИУ Дамир Хайретдинов выступил на конференции международного клуба
Ректор МИУ Дамир Хайретдинов выступил на конференции международного клуба

Выступление ректора Московского исламского университета Дамира Хайретдинова на международной конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Ислам в политике: идеология или прагматизма» 14-15 мая 2013 г. в Марокко.

Уважаемые участники конференции, позвольте мне, прежде всего, поблагодарить организаторов в лице Международного Дискуссионного клуба «Валдай», РИА Новости, Института востоковедения РАН и Совета по внешней и оборонной политике за их любезное приглашение в мой адрес выступить сегодня на этом высоком собрании.

Ислам в Российской Федерации имеет древнюю историю. Первые мусульмане появились в границах современной России еще в VII веке, а именно в 653 году, когда в состав Арабского халифата при халифе Усмане ибн Аффане (р.а.) был включен Дербент – самая северная крепость империи Сасанидов. В память об этих событиях и по сей день в Дербентской крепости сохранились могилы сахабов Пророка (с.а.в.). Таким образом, на территории современной России ислам появился на три десятилетия раньше, чем на территории современного Марокко, если иметь в виду поход Укбы ибн Нафии до Агадира в 680-681 годах. В течение многих веков Дербент, или Баб аль-Абваб оставался единственной точкой, откуда ислам распространялся по Северному Кавказу. В 730-х годах, в период наместничества на Кавказе будущего омейядского халифа Марвана II, в Дербенте была построена Соборная мечеть. А к 779 году относят постройку мечети в селении Кумух – центре лакцев, одного из народов Южного Дагестана. Почему же распространение ислама в этом регионе шло так медленно, ведь в том же горном Марокко к этому времени влияние Халифата укрепилось настолько, что сделало возможным и высадку в Андалузии в 711 году, и даже поход до Пуатье во Франции в 732 году?

Ответ известен из исторических хроник: в течение долгих трех столетий продвижение мусульман на север от Дербента сдерживалось Хазарским каганатом, правители которого были враждебно настроены по отношению к исламу. Однако Марван совершил победоносный поход на север, вплоть до среднего течения Волги, разгромив столицу Хазарии город Итиль и заставив правящую верхушку каганата изменить свое отношение к исламу. С 737 года, то есть с момента этого похода, ислам стремительно завоевывает новые позиции в Восточной Европе. Во-первых, ислам приняли значительное число местных народов, подвластных хазарам, среди которых особо выделяются  нами барсилы, или серебряные булгары. Во-вторых, сами хазарские каганы впоследствии вынуждены были нанимать для ведения военных действий мусульманскую гвардию из Хорезма – они проживали в Итиле особым кварталом, имели свои мечети, шариатских судей и т.п. В целом в поздней Хазарии сложилась уникальная многорелигиозная система, в рамках которой мирно уживались религия каганов – иудаизм, и религии их подданных – христианство и ислам.

С ослаблением Хазарии на первое место выходят новые государства, прежде зависевшие от хазар, среди них выделялись Киевская Русь и Волжская Булгария. Первое из них считается историческим предшественником Российского государства, а народ Волжской Булгарии стал предком современных российских татар-мусульман. В 922 году официальное посольство аббасидского халифа аль-Муктадира приехало из Багдада в столицу Волжской Булгарии, чтобы принять присягу верности у местного правителя и провозгласить ислам официальной религией этой страны. Однако секретарь посольства Ибн Фадлан указывает, что в Булгарии к тому времени уже были и мечети, и свои муэдзины, которые читали икаму согласно нормам ханафитского мазхаба. За короткое время после принятия ислама Волжская Булгария выросла и территориально, и цивилизационно, в ней получили развитие все основные науки того времени – медицина, география, астрономия, химия, история, богословие и т.п. Сложилась оригинальная булгаро-мусульманская культура, которая нам известна по архитектурному стилю, поэзии, ряду богословских произведений. В 986 году послы Волжской Булгарии предлагали принять ислам и правителю Киевской Руси – великому князю Владимиру, который в тот момент искал новую религию для своего народа, пребывавшего в язычестве. Однако князь отказался под предлогом невозможности отказа от алкоголя. В итоге на следующий год он принял византийскую версию христианства – православие.

В начале XIII века почти вся территория современной России вошла в состав Монгольской империи Чингиз-хана, причем наибольшие потери от вторжения монголов понесли мусульманские народы Средней Азии, Северного Кавказа и Поволжья. Однако уже внук Чингиз-хана Берке, находясь на троне Золотой Орды, принял ислам. Позиции ислама укрепились при хане Узбеке, который в 1313 году, т.е. ровно 700 лет тому назад, провозгласил ислам официальной религией Золотой Орды. Ислам принимали разные народы этой огромной державы, однако Православная церковь не подвергалась никаким гонениям и находилась под личным покровительством ханов.

Распад Золотой Орды в конце XV века позволил резко усилиться Московскому великому княжеству, которое с тех пор повело планомерную политику на объединение русских княжеств под своей эгидой, а затем и на военные действия с тюрко-мусульманскими ханствами. Одно за другим были завоеваны в XVI веке Казанское, Астраханское, Сибирское ханства. Мусульмане оказались в составе Московского государства, которое называло почти все тюрко-мусульманские народы «татарами». Впоследствии это название укрепилось и стало именем для современной татарской нации. Не всегда вхождение разных земель и народов в состав России происходил мирно, на первых порах войны сопровождались насильственным крещением мусульман. Однако постепенно складывался консенсус между разными религиозными группами. На середину XVIII века приходится последний период антиисламских действий царских властей, когда разрушались мечети и большие группы мусульман принуждались к крещению. Вследствие восстания в башкирских землях под руководством муллы Батырши эта политика прекратилась.

В царствие немки Софьи Фредерики Августы, которая правила под именем Екатерина II, мусульмане наконец получили религиозную свободу. В 1788 году указом императрицы было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание в столице Башкирии г. Уфе – прообраз религиозной автономии мусульман. По-арабски оно называлось Аль-Махкама аш-Шар’ийа, во главе его стояли муфтии, которые назначались властями. С того момента начинается период расцвета российского ислама, который продолжался вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда во многих городах и селах были построены сотни и тысячи мечетей, медресе, выпускались мусульманские книги, газеты и журналы.

В годы коммунизма все религии подверглись гонениям, не только мечети, но и храмы других религий закрывались и разрушались. Однако замечена такая странность: многие закрытые мечети передавались под винные заводы и магазины. Это говорит о том, что коммунисты прекрасно осознавали, каким образом сильнее оскорбить мусульман. Тысячи имамов были расстреляны, многие коренные народы, включая мусульман Кавказа и Крыма, выселены со своей Родины.

Репрессии против религии не могли пройти бесследно. Так, после распада Советского Союза российские мусульмане остались вообще без своих образовательных учреждений, без вакфов, без финансирования, число грамотных имамов не превышало 15-20 человек. В этот сложный период огромную и в целом положительную роль сыграла поддержка российских мусульман со стороны их зарубежных единоверцев. Однако чеченская война 1994-2001 годов, а также террористические акты в российских городах полностью изменили в общественном сознании роль и значение зарубежной помощи. К 2005 году практически все зарубежные мусульманские организации в России прекратили свою деятельность.

В наши дни общая численность мусульманских народов России превышает 20 миллионов человек, что составляет примерно 14% от общего числа россиян. Еще не так давно мусульмане проживали в основном в рамках национальных республик: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня и Дагестан на Кавказе, Башкортостан и Татарстан в Поволжье и на Урале. Сегодня в связи с интенсивными миграционными потоками из стран Средней Азии городские мусульманские общины кажутся просто огромными, и нам самим очень трудно вычленить в них коренных и приезжих мусульман, вчерашних горожан и сегодняшних мигрантов. Очевидно, что численность мусульманской  уммы России будет увеличиваться и дальше, возрастет роль и значение ислама в нашей стране. Уже сегодня эксперты фонда Карнеги говорят, что мусульмане стали третьей по влиятельности политической силой в России после прозападных либералов и консерваторов-почвенников. Эта оценка кажется и верной, и преувеличенной одновременно. С точки зрения численности мусульман, вероятно, эксперты правы. Однако реального социально-политического наполнения у этой оценки нет: отсутствует собственная финансовая база, нет лоббистов мусульманской уммы перед властями, диалог между государством и уммой довольно часто напоминает монолог, а сама умма искусственно раздроблена на враждующие муфтияты.

Все еще в стадии наполнения находится и система исламского образования. В настоящий момент государство по мере сил пытается способствовать тому, чтобы исламские вузы России, работая в партнерстве с государственными светскими вузами, выработали свою методическую базу и повысили уровень квалификации преподавательского состава. Считается, что привлекательность исламских вузов для молодежи в нашей стране снизит число желающих выезжать для обучения за рубеж, так как носителями радиальных воззрений часто становятся под влиянием иностранных проповедников. Хотя у этой работы есть свои изъяны, можно сказать, что постепенно мы продвигаемся вперед в решении ключевых задач высшего исламского образования в России.

Среди основных задач, стоящих перед исламскими вузами России – получение государственной аккредитации, работа по признанию ученых степеней по теологии со стороны государства (ВАК), повышение квалификации преподавателей, налаживание сотрудничества с  ведущими исламоведческими центрами нашей страны и зарубежными исламскими вузами – в странах СГ, арабских странах, Турции, странах Юго-Восточной Азии, Иране и др. Ключевой целью исламского образования в России является выпуск всесторонне развитых, грамотных и пользующихся влиянием в обществе имамов и проповедников. Никто не сделает этого за нас, как сказано Всевышним в Священном Коране:

«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ар-Рагд», аят 11).

Марракеш, 14 мая 2013 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.