Выступление муфтия Равиля Гайнутдина на IX Мусульманском форуме 9 декабря в Москве
Выступление муфтий Равиля Гайнутдина на IX Мусульманском форуме 9 декабря в Москве |
Выступление председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на IX Мусульманском форуме «Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества» VI Международной образовательной конференции «Международное измерение исламского образования в России: мусульманское образование на евразийском пространстве».
Бисмилляхир –рахман ир-рахим.
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Уважаемые участники IX Мусульманского форума и Международной образовательной конференции, позвольте мне поделиться с вами своими размышлениями на ряд актуальных проблем современной жизни нашего общества.
Мы живем в эпоху, когда религиозные ценности и идеи занимают все более важное место в сознании и поведении людей. Сегодня граждане все чаще находят жизненные ориентиры не в политических светских доктринах, а в Священных писаниях своих религий, преданиях о жизни пророков и их речениях, мыслях и деяниях выдающихся религиозных деятелей. Ни в коем случае не призывая к отрицанию законов наших государств, мы констатируем, что наши современники все чаще берут примеры в традициях своих предков.
Ещё недавно, в годы Советского режима, нашу религию ислам, как и другие религии, пытались превратить в некий клуб пенсионеров, ждущих своего смертного часа. Государство боролось с венчаниями и никахами, имянаречением и крещением. Детей, молодёжь, лиц трудоспособного возраста всяческими способами стремились не пускать в церкви и мечети. Все попытки работы с учащимися, молодёжью, женщинами, трудящимися, передача религиозных традиций от старшего поколения к молодому – всё это власти стремились пресечь в самом зародыше.
Эта была недальновидная и, по большому счету, преступная политика. Именно на этом фоне после поднятия железного занавеса в нашей стране в начале 1990-х годов появилось множество различных иностранных организаций. При этом большая их часть вела легальную и добропорядочную деятельность. В условиях экономического кризиса, безработицы, массового отчаяния широких слоёв населения эти зарубежные фонды помогали средствами на строительство мечетей, открытие религиозных учебных заведений, религиозное просвещение молодёжи у себя на Родине и за рубежом, организовывая религиозные лагеря для детей и молодежи, да и просто помощь неимущим.
Но отсутствие должного контроля привело к существенным изъянам и появлению политически ангажированных организаций, в том числе и деструктивных. Стремление молодёжи применить иностранные модели на российской почве вызвало отторжение со стороны общества. Последствия этого мы ощущаем до сих пор. На Северном Кавказе радикализации населения способствовали также военные действия, целый ряд этнических конфликтов, массовая безработица и неустроенность молодёжи.
И всё же, при всех минусах того периода, очень важно, что россияне спасли свою страну от самого страшного: от гражданской войны, которая практически всегда сопровождается этнорелигиозными чистками, как это было в России в 1917-1922 гг., на территории бывшей Югославии, в Таджикистане, Абхазии и Карабахе в 1-й половине 90-х годов прошлого столетия. Моё поколение слишком хорошо помнит опыт этих трагедий, и готово приложить все силы, чтобы война всех против всех не стала страшной реальностью в наших государствах на современном этапе. В Священном Коране говорится: «Смута – хуже, чем убийство» (2:217).
К сожалению, в современной России и странах Содружества Независимых Государств мы видим радикализацию постсоветского поколения. Воззвания в духе «Грабь награбленное» и призывы демонтировать конституционный правовой строй мы слышим с разных сторон, от представителей разных наций и религий. Эти радикалы, прикрывающиеся православными или мусульманскими знамёнами, стремятся найти дорогу к нашей молодежи, которая зачастую поддаётся на призывы передела собственности и занятия высоких постов. Увы, молодые люди слишком неопытны, им не хватает понимания, что их превращают в пушечное мясо для лидеров экстремистов, обещая им рай после смерти.
Но одни лишь репрессии против неопытной и оступившейся молодёжи не приносят результатов. Мы, религиозные деятели, должны убеждать делами и словами, а не угрозой использовать весь силовой потенциал государственной машины. Не могу не согласиться со словами Президента России Владимира Путина, сказанными на встрече с российскими муфтиями в Уфе 22 октября: «Нужно убеждать людей, разъяснять им, где правда и добро, а где ложь и ненависть».
Помимо словесных разъяснений и убеждений, необходимо вовлекать молодёжь в социально полезную деятельность, способствовать её социализации. Мы искренне рады, что всё больше мусульман в странах СНГ получают качественное образование, совмещают в своей жизни религиозные, светские и гражданские ценности. Но это накладывает на нас новые обязанности. Современный имам должен знать и понимать ценности и позиции этих высокообразованных мусульман. Сподвижники Пророка (да пребудет над ним мир) говорили: «Поистине, ученый в своем городе подобен источнику питьевой воды».
Альхамдулиллях, получение научных степеней стало в последнее время доброй традицией в целом ряде российских муфтиятов. И для воссоздания собственной исламской богословской школы требуются кадры, обладающие обширным кругом знаний в религиозных и светских дисциплинах. Не случайно, в Священном Коране сказано: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание» (58:11).
Мы надеемся, что ведущие исламские вузы в сотрудничестве со светскими учёными и богословами со временем перейдут со ступени образовательных центров на уровень исламских богословских центров, научных инкубаторов. Поэтому мне особенно радостно видеть на нашем Форуме и Международной образовательной конференции живых классиков российского исламоведения, в сотрудничестве с которыми мы надеемся воскресить традиции Казем-бека и Фаизханова, Радлова и Марджани, Бартольда и Фахретдина.
В современных условиях нам нужны те формы работы, которые понятны для молодёжной среды, могут служить местами получения профессиональных навыков и опыта, выстраивания связей и карьерной стратегии. Мы должны создать новые механизмы для мобильности, при этом обладающие религиозным и моральным потенциалом.
Президент России в Уфе среди форм социализации назвал такие, как «мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодёжные, женские клубы». Наиболее актуальным и важным в современных условиях является создание мусульманских культурных центров. Здесь должна быть создана площадка для сотрудничества мусульманских религиозных деятелей, властей, бизнеса, общественных организаций, учёных и преподавателей. Конечно, свои плюсы имеют и отдельные языковые и религиозные курсы, но необходимо решение проблем в совокупности. Мусульмане, особенно из числа мигрантов и молодёжи, должны получать светские и религиозные знания, представление о российском законодательстве и традициях коренного населения, богословии и религиозных традициях российских мусульман. Очень важно, чтобы они получили представление о возможностях своей социализации не от радикальных агитаторов и проповедников, а от представителей официального духовенства, тесно сотрудничающих с общественными структурами.
В этом году тема миграции, особенно из центральноазиатских государств заняла ключевое место для россиян. Сама проблема вызвана тем, что численность трудоспособного населения в России ежегодно сокращается примерно на 1 миллион человек. Государственным структурам необходимо сделать всё возможное для легализации пребывания и трудовой деятельности мигрантов на территории России, без ущерба интересам российских граждан и представителей коренных народов России, возвращающихся на историческую Родину.
Однако не стоит драматизировать и негатив граждан в отношении мигрантов. Исследования учёных показывают, что во всей Средней Азии не наберётся столько молодёжи, чтобы превратить Москву и другие мегаполисы России в города с преобладанием мусульманского населения. Несмотря на всю миграцию извне, русские составляют 80% россиян, как и четверть века назад.
Любое общество создаёт свои привычки, имеет свой уклад, писаный и неписаный кодекс поведения. Русские горожане и мусульмане из Татарских слобод наших городов мирно уживались в течение столетий, выработан навык взаимоуважительного сосуществования. Для мусульманина это естественно, ведь наша религия призывает помогать соседям и поддерживать с ними добрые отношения. Ахляк карим – воспитание и добрый нрав – долг правоверного. Поэтому мы ещё раз призываем выходцев из южных мусульманских регионов России и стран СНГ вести себя достойно в любом месте и в любом обществе, соблюдать закон, а главное – проявлять уважение и так в отношении окружающих и быть примером нравственности.
Вызывает озабоченность и позиция некоторых представителей средств массовой информации, политиков и представителей муниципальных властей, которые в любой женщине и даже девочке в платке готовы видеть террористку, как будто аналогичное одеяние не было принято в христианской традиции ещё совсем недавно. Создание образа врага в лице мусульманки, трудового мигранта или кавказца, не исключено, преследует цель отвлечь людей от по-настоящему серьезных социальных, экономических, политических проблем.
Наше общество переживает не самые простые времена. Существует много желающих расколоть его по национальному и религиозному признаку, превратить Россию в сырьевой придаток, народы бывшего СССР натравить друг на друга. Пока мы едины, мы сможем парировать любые провокации, дать отпор недругам. Это доказала история Великой Отечественной войны, в которой, защищая свою Родину погибали не только жители России, но и миллионы граждан союзных республик. Нам необходимо лучше понять, что нас объединяет и каковы выгоды нашего сотрудничества.
Благодарю вас за внимание и желаю Форуму успешной работы.
9 декабря 2013 г., Москва