закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Рекомендуемые (сунан) действия при совершении молитвы

Сунной именуется то, что Пророк совершал неуклонно. Человек, который не выполнит какого-либо из таких действий, не заслуживает порицания; тот, кто выполнит что­либо из них, получит вознаграждение. Человек, который не следует Сунне во время молитвы, заслуживает порицания, за исключением таких случаев, когда это является следствием невнимательности.

Ниже перечислены действия, относящиеся к категории «сунны молитвы».

1) Поднятие рук.

Мужчины поднимают руки до уровня ушей непосредственно перед произнесением «такбират аль­ихрам». Женщинам следует поднимать руки до уровня плеч, что поможет ей более тщательно скрывать себя. Ладони рук должны быть направлены в сторону киблы, а пальцы не следует ни сжимать, ни растопыривать (Муслим).

2) Произнесение имамом вслух такбира «Аллаhу акбар /Аллах велик/»; тасми‘а «Сами‘аЛлаhу лимян хамидаh /Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу/»; и саляма «Ас­саляму ‘аляйкум ва рахматуЛлаh /Мир вам и милость Аллаха/».

Это делается с целью уведомления о своих действиях тех, кто следует за ним. Слишком нарочитое произношение достойно порицания.

Обычный участник коллективной молитвы, равно как и тот, кто молится в одиночестве, должен произносить слова так, чтобы они были слышны только ему самому.

3) Произнесение «такбират аль­ихрам» участником коллективной молитвы должно сочетаться с такбиром имама.

Пророк сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали его примеру, а поэтому, если он произнесёт такбир, произносите его и вы...» (Аль-Бухари). Однако необходимым условием такого сочетания является осведомлённость молящегося о действиях имама. Участник коллективной молитвы не должен произносить такбир раньше имама, если же он сделает это, то приступать к молитве ему не разрешается. Абу Йусуф и Аш-Шайбани считали, что участнику коллективной молитвы лучше всего произносить такбир после имама.

4) Возложение рук.

Мужчины возлагают правую руку на левую на уровне чуть ниже пупка.

Женщине следует возлагать кисть правой руки на кисть левой, располагая руки под грудью.

Сообщается, что однажды во время молитвы Пророк возложил правую руку на левую ниже пупка» (Ибн Абу Шайба).

5) Обращение к Аллаху с мольбой (дуа ас-сана’) со словами хвалы после произнесения «такбират аль­ихрам».

Молящемуся следует сказать: «Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя [Субханакял­лаhумма, ва бихамдикя, ва табаракя смукя, ва та‘аля джаддукя, ва ля иляhа гайрукя]» (Ат-Табарани).

Не возбраняется использование иных форм восхваления и обращений с мольбами.

Человеку, присоединившемуся к коллективной молитве, в то время когда имамом уже читается вслух Коран, не следует произносить эти слова. Он должен молчать и слушать, так как Всевышний сказал: «А когда будут читать Коран, слушайте его внимательно и молча, чтобы помиловали вас» (Коран, 7:204).

6) Обращение к Аллаху с мольбами о защите (та‘аввуз) после ду‘а ас-сана’. Указанием на это являются слова Аллаха: «И когда будешь читать Коран, обращайся к Аллаху за защитой от проклятого шайтана» (Коран, 7:98). Тому, кто обращается с такой мольбой, следует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана [А‘узу би Лляhи минаш-шайтанир­раджим]». Произносить эти слова необходимо только после ду‘а ас-сана’.

7) Произнесение слов «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного  [БисмиЛляhи­р­Рахмани р­Рахим]».

После обращения к Аллаху с мольбой о защите (та‘аввуз). Желательно произносить эти слова, как в начале каждого ракята, так и после завершения чтения «Аль­Фатихи», если за ней читается еще одна сура.

Как имам, так и человек, который молится в одиночестве, должен произносить дуа ас-сана’ и та‘аввуз про себя. Сообщается, что один из сподвижников сказал: «Мне приходилось молиться с Посланником Аллаха, Абу Бакром, Умаром и Усманом, но я не слышал, чтобы кто­нибудь произносил слова “Бисми-Лляхи р­Рахмани р­Рахим”» (Муслим). Здесь имеется в виду произнесение этих слов вслух, на что указывается в другом хадисе: «...они никогда не произносили слова “БисмиЛляхи р-Рахмани р­Рахим” вслух» (Ан­Наса’и). В еще одном хадисе передается, что: «Посланник Аллаха произносил слова “Бисми Лляhир­Рахмани р­Рахим” про себя, и так же (поступали) Абу Бакр и Умар» (Ат­Табарани).

8) Произнесение слова «Амин» про себя имамом и теми, кто принимает участие в молитве под его руководством.

Пророк сказал: «Когда имам произнесёт “Амин”, произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесёт его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи» (Аль-Бухари). Один из сподвижников передал, что он (не раз) молился вместе с Посланником Аллаха, который говорил «Амин» про себя после слов «не тех, что вызвали гнев (Твой), и не заблудших», понижая голос (Абу Дауд; Ад-Даракутни).

9) Во время утренней молитвы имаму следует затрачивать на проведение первого ракята больше времени, чем на проведение второго.

Так поступают, чтобы дать возможность задержавшимся успеть совершить первый ракят вместе с другими.

Некоторые ученые считали, что так желательно поступать во время любой коллективной молитвы, чтобы давать возможность задержавшимся успеть на первый ракят. Указанием на это служит хадис, согласно которому в первом ракяте молитвы зухр Пророк читал больше, чем во втором, и он обычно поступал так же во время молитв аср и фаджр (Аль-Бухари).

10) Произнесение такбира с началом совершения поясного поклона.

Сообщается, что: «Когда Посланник Аллаха становился на молитву, он всегда говорил: «Аллах велик», потом он произносил эти слова перед совершением поясного поклона, а когда выпрямлялся после него, говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами‘аЛлаху ли­мян хамидаh/”. Когда же он выпрямлялся полностью, то говорил: “Господь наш, хвала Тебе /Раббяна, ва лякяль-хамд/”. «После слов “ва лякяль-хамд” он начинал склоняться (для совершения земного поклона), произнося такбир, потом он произносил такбир, выпрямляясь после земного поклона, потом он произносил его, склонившись в земном поклоне, а потом произносил такбир, выпрямляясь после земного поклона… Кроме того, он произносил такбир, когда вставал после первого ташаххуда» (Аль-Бухари).

11) Во время совершения поясного поклона следует возложить руки на колени, растопырить пальцы, не сгибать ноги в коленях. Спина и голова должны составлять прямую линию. Он не должен ни поднимать голову, ни опускать её. Порицается сгибать ноги в коленях.

Всё это имеет отношение к мужчинам, что же касается женщин, то им следует не растопыривать пальцы, а соединять их, не браться руками за колени, а просто возлагать их на них. Кроме того, им следует сгибать колени и не удалять от тела предплечья.

12) Во время поясного поклона следует трижды произнести слова «Свят мой Великий Господь! [Субхана Раббияль ‘Азым!]», а во время земного — трижды сказать: «Свят мой Высочайший Господь! [Субхана Раббияль А‘ля!]».

Передают, что после того как Посланнику Аллаха была ниспослана сура «Аль-Вакы’а», в которой были слова “И славь имя Господа твоего Великого...”, он сказал: “Произносите их, совершая поясные поклоны”, когда же была ниспослана сура «Аль-А’ля», в которой были слова “Славь имя Господа твоего Высочайшего...”,  он сказал: “Произносите их, совершая земные поклоны” (Ахмад).

Имаму не следует говорить эти слова слишком долго, чтобы не отталкивать людей от участия в коллективных молитвах.

13) Произнесение во время выпрямления после поясного поклона имамом, равно как и тем, кто молится в одиночестве, слов тасми‘ «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу [Сами‘аЛлаhу лимян хамидаh]», после чего произносятся слова тахмида «Господь наш, хвала Тебе [Раббяна, лякяль-хамд]».

Что же касается тех, кто принимает участие в коллективной молитве, то им не следует говорить: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу», так как Пророк сказал: «Когда имам скажет: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, говорите: “Господь наш, хвала Тебе”, ибо, поистине, тому, кто произнесёт эти слова одновременно с ангелами, простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари).

14) Произнесение такбира перед совершением земного поклона и перед выпрямлением после него.

15) Совершая земной поклон, следует сначала встать на колени, потом опереться о пол ладонями, а потом коснуться лицом (лбом и носом) того места, которое окажется между ладонями.

Сообщается, что во время совершения земного поклона голова (Пророка) находилась меж его ладонями» (Муслим).

16) При совершении земного поклона мужчине не следует касаться животом бёдер, а локтями — пола.

Пророк сказал: «Когда будешь совершать земной поклон, клади ладони (на землю) и поднимай локти» (Муслим).

Что же касается женщины, то, совершая земной поклон, она должна касаться животом бёдер и прижимать руки к бокам. Сообщается, что однажды один из сподвижников, проходивший рядом с двумя женщинами, которые собирались приступить к молитве, сказал им: «Когда будете совершать земной поклон, (старайтесь) прижиматься грудью к земле, поскольку в этом отношении женщина отличается от мужчины» (Абу Дауд).

17) Во время земного поклона пальцы ног должны быть направлены в сторону киблы.

Сообщается, что кончики пальцев ног Пророка были направлены в сторону киблы (Аль-Бухари).

18) Во время краткого сидения (джальса) между двумя земными поклонами, как и во время сидения (ку‘уд) для чтения ташаххуда, ладони следует класть на бёдра так, чтобы кончики пальцев были близки к коленям.

19) Обращение к Аллаху с мольбой о прощении между двумя земными по­клонами.

Передается, что между двумя земными поклонами Пророк обычно говорил: “О Аллах, прости меня, помилуй меня, избавь меня, выведи меня на путь истинный и даруй мне средства к существованию /Аллаhумма гфир ли, вархамни, ва ‘афини, ваhдини, варзукни/”» (Абу Дауд).

Не считается, что человек совершил второй земной поклон, если после первого он не сел, как положено, а только немного приподнял голову над землёй и оказался в положении, более близком к земному поклону, чем к сидению, а потом совершает второй земной поклон. Если же положение человека окажется ближе к сидению, его земной поклон будет действительным. Тем не менее, поступать так крайне порицается, поскольку в подобном случае происходит отказ от краткого сидения, являющегося обязательным элементом молитвы.

20) Вставание на цыпочках для совершения второго ракята после второго земного поклона первого ракята.

Сообщается, что во время молитвы Пророк  всегда поднимался на ноги (после земного поклона или ташаххуда), опираясь на передние части стоп (Ат-Тирмизи). Поднимаясь на ноги, человек может опираться руками о землю только по уважительной причине, а во всех остальных случаях подниматься следует с колен.

21) Во время чтения ташаххуда следует сидеть на левой стопе, вертикально подняв правую стопу, пальцы которой должны быть направлены в сторону киблы. Сообщается, что, переходя к ташаххуду, Пророк усаживался на левую ступню и возлагал левую руку (на левое бедро), а правую ступню поднимал вертикально (Ат-Тирмизи). Также передается, что Пророк сказал одному бедуину: «…когда будешь усаживаться, садись на левую ногу» (Ахмад; Ибн Абу Шайба; Ибн Хиббан).

Сообщается, что один из табиинов часто видел, как его отец во время молитвы садился (для произнесения ташаххуда), скрещивая ноги. Тогда и он поступил так же. Однако его отец запретил (поступать так), сказав: “В соответствии с сунной (при произнесении ташаххуда) во время молитвы необходимо ставить вертикально правую ступню, (опираясь о землю пальцами ног), а левую ногу сгибать”. Его сын воскликнул: “Но ты ведь делаешь это!”. На что он ответил: “Поистине, ноги уже не держат меня”» (Аль-Бухари).

Женщинам следует сидеть в положении «таваррук» - т.е. во время произнесения слов второго ташаххуда левой ягодицей сесть на пол, просунув левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально.

22) Движение указательным пальцем во время произнесения слов свидетельства. Имеется в виду, что после возложения кисти правой руки на бедро около колена молящемуся следует поднять указательный палец при произнесении слов /ашхаду алля иляха/ «Свидетельствую, что нет бога…» и опустить его, произнося слова /иллял­Лаху/ «…кроме Аллаха». Указанием на это служит хадис, согласно которому, когда Пророк садился для чтения ташаххуда, он возлагал левую руку на левое колено, а правую на правое. При этом он соединял большой и указательный пальцы в виде круга, а остальные пальцы протягивал вперед и делал движение указательным пальцем (Муслим). Здесь подразумевается, что складывать пальцы таким образом необходимо только при совершении вышеупомянутых движений, а не в течение всего времени ташаххуда, поскольку в другой версии этого хадиса сообщается, что, когда Пророк садился во время молитвы, он возлагал кисть правой руки на правое бедро» (Муслим).

Нельзя сначала сжимать пальцы, а потом возлагать кисть на бедро. Подразумевается, что сначала следует возложить кисть на бедро и сжать пальцы с началом произнесения ташаххуда.

Нельзя также совершать это движение пальцами обеих рук, поскольку, когда какой­то человек сделал движение обоими указательными пальцами, Пророк сказал ему: «Одним, одним!» (Ат­Тирмизи).

23) Чтение «Аль­Фатихи» во время совершения третьего и четвёртого ракятов обязательной молитвы (фард).

Сообщается, что, совершая (каждый из) двух первых ракятов, Пророк обычно читал “Аль­Фатиху” и ещё одну суру после неё, тогда как при совершении двух последних ракятов он читал только “Аль­Фатиху” (Аль-Бухари).

Во время совершения этих ракятов добавлять к «Аль­Фатихе» какую-нибудь другую суру или аят порицается. Если кто-либо всё же сделает это, то совершать два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности не обязательно.

24) Призывание благословения на Пророка  после произнесения второго ташаххуда (ас­салават аль­ибрахимийа).

Призывая благословения, следует говорить: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! [Аллаhумма, салли ‘аля Мухаммад ва ‘аля али Мухаммад кямя салляйта ‘аля Ибраhима ва ‘аля али Ибраhима, иннакя Хамидун, Маджид! Аллаhумма, барик ‘аля Мухаммад ва ‘аля али Мухаммад кямя баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибраhима, инна­кя Хамидун, Маджид!]».

25) Обращение к Аллаху с мольбами после «салавата»

Ибн Масуд сказал: «Во время молитвы следует сначала прочитать ташаххуд, потом призвать благословения на Пророка, а потом обращаться с мольбами за себя» (Ибн Абу Шайба; Аль­Хаким). Во время молитвы не следует обращаться к Аллаху с мольбами, произнося такие слова, которые обычно говорят люди, поскольку Пророк сказал: «Поистине, во время этой молитвы не подобает говорить то, что обычно говорят люди...» (Муслим).

Лучше всего обращаться к Аллаху с такими же мольбами, с какими в подобных случаях обращался Пророк, например: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, от искушения Антихриста и от искушений жизни и смерти! О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от (бремени) греха и долга! /Аллаhумма, инни а‘узу бикя мин азабиль-кабри, ва а‘узу бикя мин фитнатиль-масихид­даджжали, ва а‘узу бикя мин фитнатиль-махйа вальмамат! Аллаhумма, инни а‘узу бикя миналь­ма‘сами валь-маграм!/” (Аль-Бухари).

Также Пророк читал и такое дуа: “О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз, и никто, кроме Тебя, не простит грехов! Прости же меня, и даруй мне Своё прощение и помилуй меня, ведь поистине, Ты — Прощающий, Милосердный! /Аллаhумма, инни залямту нафси зульман кясиран, ва ля йагфируз­зунуба илля ант, фагфир ли магфиратан мин ‘индикя вархамни, иннакя анталь-гафурур­рахим!/” (Аль-Бухари).

26) При произнесении первого таслима голову следует повернуть направо, а при произнесении второго — налево.

Сообщается, что Посланник Аллаха произносил таслим, поворачиваясь направо и налево (Муслим).

Поворачиваться направо и налево человек должен с намерением приветствовать ангелов и верующих.

Тахмаз Абдальхамид

«Ханафитский фикх», том I, (Книга молитвы)

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.