закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 марта 2023 10:57    

Акаев Абусупьян - биографическая справка

Акаев Абусупьян (Абусуфйан Акай-Кадиевич Арсланбеков, 1872–1931) — мусульманский религиозный деятель, богослов, ученый-тюрколог, поэт, переводчик, педагог, публицист и общественный деятель, просветитель-джадидист в Дагестане. Родился в кумыкском селе Нижнее Казанище Темир-Хан-Шуринского округа (ныне Буйнакский район РД).

Абусупьян Акаев принадлежит особая роль в движении по реформированию конфессионального образования в Дагестане. Воспринял и развивал идеи мусульманских реформаторов Мухаммада ‘Абдо, Рашида Риды, И. Гаспринского, К. Насыри, Г. Умерова, Ш. Марджани и др. Обладал энциклопедическими знаниями, во многом способствовал подъему культурного уровня и национального самосознания дагестанских народов. Помимо родного кумыкского языка, он в совершенстве владел арабским, персидским, азербайджанским, татарским и крымскотатарским, знал и говорил по-аварски, лакски, даргински, чеченски, неплохо изъяснялся по-русски. Создал первую на Северном Кавказе новометодную (усул-и джадид) — по европейскому образцу — школу; разработал и опубликовал первый печатный букварь и учебно-методическое пособие на кумыкском языке, грамматические пособия по арабском языке, серию многоязычных словарей. Абусупьян Акаев — инициатор создания первой национальной типолитографии в Дагестане, которая стала центром распространения книг на языках народов Северного Кавказа, издававшихся на арабском графическом алфавите (типолитография М.-М. Мавраева «ал-Матбу‘а ал-исламийа» в г. Темир-хан-Шура (ныне г. Буйнакск)).

Автор многочисленных публицистических и научных статей, стихов и поэм на арабском, азербайджанском, персидском и на родном кумыкском языке. В 1902–28 гг. издал более 40 отдельных книг по самым различным отраслям знаний, около половины из которых написаны на религиозную тематику. Основоположник жанра художественного рассказа в кумыкской литературе. Перевел на национальные языки с арабского, предварительно обработав, известные на мусульманском Востоке дастаны и другие произведения — поэмы об Иосифе Прекрасном, о Тахире и Зухре, Бозигите, Хатам Таи, Малике, «Касыду Плаща», книги о нравственности и др., с русского — басни И. А. Крылова. Абусупьян Акаев также собрал и издал значительный фольклорный материал, образцы дагестанской суфийской поэзии, созданной на языке тюрки, опубликовал поэму «Диван ал-Маджнун» на арабском языке с собств. комментариями. Редактор изданного в 1911 г. тафсира Корана на аварском языке, первого арабоязычного журнала в Дагестане «Байан ал-хака’ик» («Объяснение истин»), первой большевистской аварской газеты «ХIалтIулел чагIи» («Трудовой народ»).

Сотрудничал с известными политическими деятелями и учеными Дагестана: Дж. Коркмасовым, М. Дахадаевым, С.-С. Казбековым, 3. и Н. Батырмурзаевыми, М.-М. Мавраевым, Назиром из Дургели, Каяевым Али, Карабудахкентским Джамалутдином, Т. Бейбулатовым и др.

В апреле 1917 г. по инициативе Абусупьян Акаев, Мустафы-Кади Исмаилова и др. в Темир-хан-Шуре был создан исламский комитет «Джами‘ат-ул-исламийа». Программа комитета — возрождение ислама и решение проблем мусульман мирными (без гражданской войны) методами. В сентябре 1917 г. Абусупьян Акаев — один из создателей и активный член религиозного и общественно-политического Милли комитета. С 1918 г. его симпатии на стороне социалистов. В его доме в с. Нижнем Казанище нередко проходили подпольные заседания во главе с У. Буйнакским, Дж. Коркмасовым, не раз он скрывал их и других подпольщиков от преследований контрреволюционеров.

После установления советской власти в Дагестане пришел к выводу, что политика большевиков направлена против ислама, шариата, мусульманского духовенства. Вместе с другими религиозными авторитетами в 1924 г. создал «Дини комитет» («Религиозный комитет»). Абусупьян Акаев и его единомышленники проводили собрания для выработки тактики борьбы по сохранению ислама. В 1927–29 гг., когда со стороны советской власти началось наступление на ислам, Абусупьян Акаев выступил против этой политики, сожалел, что помогал большевикам в становлении и укреплении советской власти в Дагестане.

В 1929 г. репрессирован, сослан на Север, в Котласские лагеря. Умер в 1931 г. Реабилитирован посмертно в 1960 г.

Соч.: Акаев Абусупиян. Тропою пророка / сост. Г. Оразаев. Махачкала, 1993. Кн. 1; 1997. Кн. 2; 2010. Кн. 3 (на кумык. яз.).

Лит..: Абусуфьян Акаев: Эпоха, жизнь, деятельность. Махачкала, 2012; Алиева Ш. А. Поэтические наследие Абусуфьяна Акаева. Махачкала, 2013; Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Махачкала, 1992; Султанмурадов А. М. Публицистика Абусуфьяна Акаева. Махачкала, 2009.

Г. Оразаев

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.