закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


23 апреля 2012 12:10    

День, посвященный Пророку

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин

Мавлид — это день, посвященный Пророку Мухаммаду . Согласно мнению ученых (таких, как, например, Ибн Хаджар или ас-Суюти), отмечать этот день, приходящийся на 12‑е число месяца рабиуль-авваль, в качестве праздника является богоугодным деянием. Даже такой богослов, как Ибн Таймия, несмотря на то что относился к Мавлиду неодобрительно, признавал, что в данном случае между учеными существует «ихтиляф», то есть различие во мнениях. А это означает, что (согласно шариатскому правилу об «ихтиляфе») мусульмане вправе следовать за мнениями тех ученых, кто одобряет и празднует Мавлид. Следовательно, никто, в свою очередь, из-за этого не имеет право обвинять мусульман, отмечающих Мавлид, в совершении греха. Посланник Аллаха сказал: «Кто обвинил человека в неверии или обозвал его, вопреки истине, врагом Аллаха, к тому самому этот грех вернется» («Сахих» аль-Бухари).

Противники празднования Мавлида, по сути своей, критикуют не сам праздник как таковой, а дату его проведения, отмечая, что благословлять Пророка можно в любое время. Однако при этом возникает вопрос: почему же в любое другое время можно читать благословения Пророку, а именно в этот день нельзя? Фактически мусульмане не отмечают день рождения как таковой, но в качестве отправной точки была взята именно эта дата, поскольку она связана с Пророком. К тому же, согласно преданию, считается, что дата смерти Посланника Аллаха также приходится на этот день — следовательно, более подходящей даты в календаре для всенародного воспоминания о последнем Пророке в истории человечества просто не существует.

На государственном уровне Мавлид впервые стал отмечаться в начале седьмого века хиджры по инициативе мусульманских правителей Эрбиля. Перед тем как ввести этот праздник в обиход, собрались авторитетнейшие ученые-богословы, с тем чтобы выразить свое мнение по данному вопросу. Мнение ученых было единодушным — вспоминать Пророка, читать для него салаваты (благословения) и изучать его сиру (жизненный путь) является богоугодным деянием и подтверждается аятами Корана и хадисами. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Воистину, Аллах и ангелы Его благословляют Пророка», после чего Он повелевает: «О те, которые уверовали! Благословляйте же его и приветствуйте его миром» (сура «аль-Ахзаб», аят 56).

Отличительной чертой Мавлида является многократное и разнообразное чтение салаватов, в религиозном смысле означающих «благословения Пророку Мухаммаду, его семье и потомкам». Конечно, салаваты следует читать не только во время меджлисов, приуроченных к Мавлиду, но и в любое другое время. Более того, чтение салаватов происходит как минимум пять раз в день во время совершения намазов. Тем не менее при проведении праздника на общенародном уровне это происходит более торжественно, к тому же больше людей приобщаются к этому богоугодному деянию. А согласно хадисам, приведенным в «Сахих» аль-Бухари, «кто благословит Пророка один раз, того Аллах благословит за это десять раз и запишет Он ему в его книге деяний десять добрых дел и спишет с него десять дурных поступков, возвысив за такое благословение на десять ступеней»; и «никто не будет считаться настоящим верующим, если в его душе он — Пророк — не будет ему милее, чем дети его, родители его и все остальные люди».

Очевидно, что мусульманам (как в России, так и за рубежом) часто не хватает атмосферы радости и гордости за Ислам. В результате часть мусульман как бы выпадает из общемусульманского культурного социума, следуя порой за различными эзотерическими датами, введенными в обиход в силу различных обстоятельств. Конечно же, мусульманам не следует копировать нерелигиозный стиль жизни, однако, запрещая абсолютно все, со стороны мусульман часто не предлагается никакой альтернативы. Да, в Исламе, слава Аллаху, есть два великих праздника, но это отнюдь не означает, что нельзя отмечать разные памятные даты, приуроченные к тем или иным исламским событиям. Как уже говорилось, с точки зрения известных мусульманских ученых Мавлид является «богоугодным деянием», и не случайно Пророк Мухаммад говорил: «Кто положит начало хорошему обычаю, тот получит вознаграждение за него, и вознаграждение тех, кто практиковал этот обычай после него, ничего не убавляя из их наград» («Сахих» Муслима). Часть ученых, разъясняя данный хадис, говорят о том, что в данном случае речь идет о возрождении, обновлении Сунны, но разве чтение Корана, произнесение благословений Пророку, изучение жизненного пути Посланника Аллаха не являются Сунной? Существует ли лучший способ вспоминать о Пророке? Следовательно, проведение Мавлида как раз и является и тем «хорошим обычаем», о котором говорил Посланник Аллаха, и тем «возрождением, обновлением Сунны», о котором сказали ученые-богословы. В любом случае, одобряет кто-либо Мавлид или нет, но в этом вопросе присутствует «ихтиляф», а это означает правомочность проведение Мавлида.

Нельзя не отметить, что в разных регионах существуют собственные формы проведения меджлисов, которые могут быть похожими, а могут в чем-то и отличаться. Это вызвано тем, что в шариате не указана какая-либо определенная форма, по которой необходимо проводить религиозные собрания. Поэтому не следует спорить о том, какая из форм проведения меджлиса является наиболее верной, поскольку существует много разных салаватов, которые могут отличаться друг от друга размером и формой. Главным же в них всегда остается смысл, заключающийся в благословении величайшего и последнего Пророка Аллаха — Мухаммада .

О Аллах, благослови нашего Пророка Мухаммада, его род и всех сподвижников. Аминь.

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин

Девять сфер небосвода, синея высоко,

Драгоценной короной венчают Пророка.

И торопится утро начать торжество

И в литавры ударить во славу его.

В странах вечности он обладает чертогом,

Где хранятся сокровища, данные Богом.

И девятое небо — заветный порог,

Тот придел, где вкушает блаженство Пророк,

Там высок белоснежный шатер шариата,

Где «веревка Аллаха» крепче каната.

Хаккани

Он — глава всех пророков, Посланник благого,

Он большому и малому — суть и основа.

Он хранил на него снизошедший обет,

И в жилище его воссиял этот свет.

Знамя веры полуденным светом взвилось,

Мрак безверья пронзен был тем светом насквозь.

Знамя веры взвилось выше облачных граней,

Меч закона взострился добром предписаний.

Чудный промысел свет небывалый возжег,

Всю вселенную ярким сверканьем облек.

Сделал внятной он веру в Единого Бога,

Возвестив ее людям достойно и строго.

Став в сокровищах мира жемчужиной ценной,

Был он данным от Господа благом вселенной.

Сто похвал и стократ восхваленья чиня,

Да пречтут его люди до Судного дня!

Навои

О, лучший из лучших, творенья венец,

Заступник народов, людей образец,

Глава всех пророков, вожатый дорог,

К кому Джабраила слал вестником Бог,

Предстатель за весь человеческий род,

Людей на последнем судьбище оплот.

Синай — тот Мусе, а он — между туч,

Все светы вселенной пред ним —
только луч.

Когда его слава прошла над землей,

Упали чертоги, что строил хосрой.

Низвергнул во прах истуканы, племен

Языческих не убоявшися, он.

Саади

Любимый возвестник! Благим Всевладыкой

Был послан ты, избранный, умме великой.

И темная ночь озарилась сияньем,

И блеск осветил тебя ярким сверканьем.

Он в милость всем людям Творцом сотворен,

Велик и в деяньях и сущностью он.

Он праведен, скромен, в деяньях велик он:

Участлив и добр, и щедр каждый миг он.

Он был для земли и для неба отрадой,

И Бог одарил его щедрой наградой.

Главнейший в главенстве, начало начал,

Печатью пророков над всеми он встал.

Баласагуни

 

Газета «Ислам Минбаре»

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.