закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


5 февраля 2014 09:57    

У горы пророка Мусы

Недавно, в месяце сафар («месяц путешествий»), мне довелось побывать в египетском Шарм эл-Шейхе. Оттуда нетрудно было добраться до одной из важнейших святынь Синайского полуострова. Это Гора Моисея или, по-арабски, Джебель-Муса – по имени пророка, который весьма почитается у последователей трёх мировых религий – иудаизма, христианства и ислама. Собственно, его образ воплощает продолжение авраамической традиции единобожия (таухид), и земной путь этого пророка трактуется во многом одинаково в разных религиозных преданиях, но есть в них и свои особенности.

По мусульманской трактовке, Муса – это коранический персонаж, древний пророк и посланник Аллаха, которому было даровано Священное Писание (ал-Китаб или ат-Таурат, оно же Пятикнижие Моисея, Тора и, Ветхий завет, вошедший затем в состав Библии). Он жил примерно в XIII IIвеке, родился до н. э. в Египте, и его трудное детство началось с того, что мать Мусы по приказанию свыше бросила колыбель с младенцем в реку, чтобы уберечь его от неминуемой гибели. Ведь по приказу фараона (Фираун) убивали всех иудейских мальчиков, но мальчика нашла жена фараона Асия. Она взяла его на воспитание, а кормилицей малыша оказалась его же мать. Когда Муса подрос, он поддержал своего соплеменника в ссоре с одним египтянином, которого убил, и после этого вынужден был бежать.

Во время странствий женился, но с условием, что отработает за жену её отцу в течение 8 или 10 лет. После окончания этого срока Муса отправился с семьёй в дальнейший путь. В дороге он увидел огненный куст (Неопалимая Купина – по Библии), пошёл к нему, и здесь ему явился Аллах. Он объявил, что отправляет Мусу вместе с братом Харуном (библейский Аарон) своим посланником к фараону и его народу, чтобы проповедовать единобожие. Ему были даны девять чудесных знамений. Явившись перед фараоном, Муса потребовал от него уверовать в Аллаха и отпустить из Египта израильтян.

В качестве доказательства своей пророческой миссии, он показал чудо с посохом, превратив его в живую змею. А когда сунул за пазуху свою тёмную руку, то вынул её оттуда уже белой. Мусу сочли за чародея и вызвали на соревнование с ним лучших колдунов Египта. Но они были посрамлены импосланником Аллаха: его оживший посох поглотил все хитрые творения египетских колдунов, и они уверовали в Аллаха. То же самое сделали некоторые другие египтяне, в том числе жена фараона. Однако тот не смирился и ещё более ужесточил преследования.

За это Аллах наслал на страну фараона всяческие беды, а затем повелел Мусе вывести свой народ из Египта. Ударом посоха Муса раздвинул воды моря, и его люди перешли его. И оно же сомкнулось, как только появилось войско фараона, и оно погибло. Муса со своим народом добрался до пустыни, где ударом того же магического посоха заставил бить двенадцать источников, а Аллах по его просьбе даровал людям на пропитание манну и перепелов. Затем Муса удалился на гору (её высота 2285 метров), где перед его ликом вновь предстал Аллах, и он даровал ему скрижали с десятью заповедями.

Читателю, знакомому с другими преданиями, нетрудно заметить кое-какие различия в трактовке жизнеописания Мусы (Моисея), и тому есть историческое объяснение. Его образ был настолько популярен на Востоке, что это породило множество легенд и сказаний, между тем как нет достоверных первоисточников. Поэтому и связь имени Мусы с одноимённой горой на Синае носит несколько условный характер.

Вместе с тем сложилась устойчивая традиция прочно связывать его имя с этой горой и с греко-православным монастырём святой Екатерины, который находится у подножия горы Моисея, на высоте более тысячи метров. На территории монастыря находится тот самый терновый куст Неопалимой Купины, в пламени которого перед Мусойоисеем предстал Господь. А на самой гореЗдесь же, по преданию, емуему были ниспосланы скрижали с заповедями, хотя есть и другие версии этой истории. В монастыре можно увидеть «источник» или «колодец» Моисея, около которого, по преданию, он встретил свою будущую жену.

На территории монастыря св. Екатерины мы встречаемся с ещё одним удивительным явлением. Здесь, буквально рядом сс греко-православной церковью Преображения, стоит мусульманская мечеть, сооружённая в 1106 году при халифе Хакиме. Монастырь был основан в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Когда эти земли были заняты арабами, монахи попросили защиты у пророка Мухаммада. Согласно преданию, он побывал в этом монастыре и вручил монахам своего рода охранительную грамоту, в котором, в частности, говорится: «…Я буду его защищать против всех врагов, нельзя отодвигать ни священника от своей религии, ни отшельника от своей обители». Оригинал этого документа хранится в Стамбуле, а его копия – в Библиотеке монастыря св. Екатерины, которая располагает богатейшей в мире коллекцией древних рукописей, в том числе арабских.

Действительно, православный монастырь на земле ислама не был тронут на протяжении веков, и исторически сложилось так, что его стали обслуживать местные жители-бедуины. Они и стали прихожанами мечети при монастыре, и эта традиция сохраняется до сих пор, между тем как православную службу в церкви при монастыре отправляют греческие монахи. Это ещё один красноречивый пример многовекового сосуществования под единой сенью людей разных вероисповеданий.

История Мусы (Моисея) всегда привлекала внимание и богословов, и простых верующих. Как говорится в энциклопедическом словаре «Ислам», он, Муса, «становится для них одним из наиболее ярких образов древнего пророка, истории его чудес придают рассказам о нем развлекательность, а многие сходства с Мухаммадом – назидательность. История с Фирауном (фараоном)  часто упоминается в мусульманской литературе для обличения гордыни. Суфии уделяют особое внимание чудесам Мусы, подчёркивая, что чудеса и колдовство были характерны для эпохи Мусы, поэтому знамения Аллаха, дарованные ему, выразились в чудесах».

А вот что говорится устами Аллаха Великого в некоторых аятах Священного Корана (37: 114-118):

«И давно оказали Мы милость Мусе и Харуну.

И спасли их с их народом из великого бедствия.

И помогли им, и были они победившими.

И мы даровали им книгу ясную.

И вывели их на прямой путь…».

Гамэр Баутдинов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.