Проповедь о важности благодарности и ответственности
Уважаемые единоверцы! Братья и сестры!
Да будет вся хвала Всемогущему Творцу и Создателю – Аллаху!
Тема этой проповеди будет посвящена двум неотъемлемым качествам мусульман. Без них мы будем подобны неразумным существам. Речь пойдет о «шукре» — благодарности и «масулия» — ответственности. С темой хутбы я определился после двух совершенно разных историй, одну из них мне поведал простой таксист-армянин, работающий в Нижнем Новгороде, другую же — работник Московской Соборной мечети. Вы спросите, какая связь между их рассказами, и вообще что может быть общего с таксистом и, например, имамом? Связь существует, мы живем в одной стране, пьем одну воду, дышим одним воздухом и все вместе сопереживаем все проблемы общества.
На самом деле не важно, какая национальность у человека. Важны его замечания и комментарии. С таксистом мы разговорились. То ли из-за моей бороды, то ли из-за татарского акцента он спросил: — А вы мусульманин? Я ответил ему: — Да, — и поведал о своей работе в мечети. И тогда он задает мне следующий вопрос: — Извините, конечно, а почему ваши никогда не пристегиваются? — и рассказал о том, как некоторые наши единоверцы принципиально отказываются пристегиваться ремнем. Ни на какие уговоры не идут, о безопасности не хотят слышать, еще и заявляют: "Никогда не пристегивался и не буду, пусть лучше оштрафуют — заплачу!" Все знают, наверное, когда не пристегиваешься в новых автомобилях, срабатывает датчик, и компьютер начинает издавать постоянный писк, напоминая о нарушении. И так продолжается от нескольких минут до нескольких часов. Водитель тоже вынужден слушать неприятный звук. Почему так сложно закинуть на себя ремень? Неужели нам не жалко себя — дарованной Аллахом жизни? Эти ремни придуманы неспроста, ежегодно они спасают тысячи людей от неминуемой гибели. Согласно статистике и мнению экспертов, применение ремней безопасности предотвращает смертельные повреждения в 75 случаях из 100. Ремень безопасности предназначен для удержания пассажира на месте во время аварии, либо при экстренном торможении и предупреждает удары о части салона или вылет пассажира за его пределы. Жалко маленьких детей, погибающих от рук их безответственных родителей. Зачем зажать их на переднее сиденье и скупится на детское кресло?
Кому-то шайтан внушает: «Ты самый сильный, лучший из всех, зачем тебе пристегиваться, чего бояться?»
Мы обязаны противодействовать и противоречить ему, пророки и посланники просили Всевышнего обезопасить их, вот «дуа» Ибрахима:
«Господь мой! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день» (2:126).
Вместо того, чтобы просить Господа о хорошей поездке, благополучном пути, — мы плюем на собственную жизнь и ничего не предпринимаем для ее сохранения.
Верующий не то, чтобы пристегнуться, он перед тем, как тронуться обязательно прочитает «дуа ас-сафар» —молитву, читаемую перед отправлением в путь:
«Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик! "Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, Мы к Господу нашему возвращаемся! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семьей, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!»
Дуа является важной составляющей нашей жизни, но мы не должны ограничиваться только словами, важно от слов переходить к делам. Посланник Аллаха ﷺ во время опасности одевал на себя не одну кольчугу, а две! Он ﷺ не относился к вопросам личной безопасности, как мы. Только мы можем махнуть рукой, сесть за руль, не пристегнувшись, с мыслью: «Прокатит, все будет хорошо». Ничего хорошего не будет, Аллах не с теми, кто бездействует и не использует какие-либо средства безопасности.
Как видите, первая история о нашей беспечности, неблагодарности к милости Аллаха:
Окружающие люди видят это. Раз армянин-таксист делает замечание, нам мусульманам, должно быть стыдно за себя, за тех, кто, считая себя членом уммы, попирает на ее устои.
Вторую историю мне посчастливилось услышать в Москве, из уст коллеги-имама. 23 сентября 2015 года состоялось торжественное открытие Московской Соборной мечети. Потрясающий комплекс, для молящихся созданы лучшие условия. Спонсоры сделали все, чтобы мусульманам в ней было уютно и комфортно. И что? В первые дни прихожане поломали лифты. В тахарат-хане со стен сорвали дозаторы для жидкого мыла. Откуда такая дикость? Скорее всего, не на твои средства все это приобретено, тогда зачем крушить и ломать? Поступаешь ли ты так с личными вещами, в родном доме? Сколько можно учить, что за собой нужно убираться, выключать воду и свет. Во времена Пророка ﷺ женщина, следившая за порядком и чистотой, была обрадована раем. А чем будут обрадованы те, кто наоборот наносят ущерб дому Аллаха? Все находящееся в мечети на нашей ответственности. Аллах потом спросит, почему мы пачкаем ковры и вообще, почему небрежны в поступках?
«В тот день вы будете спрошены о благах» (102: 8).
В рассказах обычного таксиста и столичного имама имеется связь. В них правда о нас с вами, истина о состоянии ахляка (поведения) мусульман. СМИ круглосуточно трещат о ненадлежащем поведении арабских беженцев в Европе, некоторых обвиняют в насильственных действиях в отношении местных представителей слабого пола. Скажите, где в истории было слыхано, чтобы мусульманин насиловал женщину? Нигде! Мне верить не хочется в такое. Верующий не может совершить подобное преступление. Возможно по телевизору говорят ложь, клевещут на нас, хотят очернить, но когда все — и армянин-таксист из Нижнего Новгорода, и обычный московский имам — говорят одинаковые по сути неприятные истории о наших «мусульманах», непроизвольно начинаешь во все верить, расстраиваться их поведением. Уборщица мечети жалуется мне, просит провести воспитательную беседу с прихожанами. До чего мы докатились?
Посланник ﷺ описывая верующих говорил:
«Истинно верующий — тот, с кем люди (независимо от того, верующие они или безбожники) чувствуют себя спокойно и безопасно» (Ибн Маджа, хасан).
Неблагодарные и безответственные эгоисты никогда не смогут добиться успехов, и Аллах не даст им счастья.
Кто благодарит Творца за здоровье, за возможность прочитать намаз в прекрасной мечети, то не коснется его наказание, так говорится в Досточтимом Коране:
«Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете?» (4:147).
В конце, прошу Аллаха сделать нас благодарными и ответственными мусульманами.
Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов