закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


28 января 2016 11:23    

Помогайте друг другу в благочестии! Проповедь

Уважаемые единоверцы! Братья и сестры!

Возможно ли представить нашу жизнь без взаимопомощи и поддержки? Мы часто лицом к лицу встречаемся с трудностями, разрешить их одному бывает достаточно сложным занятием. Проблемы могут быть разного характера, начиная от личных и кончая житейскими. Наш Создатель напоминает нам о жизни полной испытаний:

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:2).

Чуть что, и мы бежим за советом к старшим. Вот она прекрасная черта ислама и ее великое достояние — божественная система регулирования отношений между людьми через добрый совет, наставления и назидание. Всемогущий Аллах говорит:

«И советуйся с ними о делах» (3:159).

«Совещаются между собой о делах» (42:38).

Религия учит протягивать руку помощи всем нуждающимся, при этом помощь должна направляться на  хорошие и благие цели. Если кто-то перечисляет свои средства на разрушительные проекты, которые в дальнейшем приводят к гибели мирных людей, спонсирует теракты и порицаемые исламом злодеяния, то такая «помощь» называется распространением смуты на земле («аль-ифсад фи аль-ард») и проклинается Всевышним Аллахом.

Помощь может быть только на пути благочестия, о чем свидетельствуют множество аятов Досточтимого Корана. Позвольте привести один из них:

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).

Что обозначают слова Господа «помогать друг другу»? Мы можем трактовать аят по разному, но в другом аяте содержится ответ:

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71).

К взаимопомощи относится:

- повеление одобряемого и удержание от порицаемого («Амр биль-мааруф ван-нахью аниль-мункар»); 

- совершение коллективных намазов;

- выплата обязательной милостыни;

- повиновение Аллаху и Его Посланнику ﷺ.

Вдумайтесь в слова Всемогущего Аллаха! Удерживая друг друга от харама (запретного), разве мы не помогаем окружающим, родным и самым близким людям? Только тот ребенок становится человеком добрым и порядочным, которого с детства воспитывали, повелевали быть справедливым и милосердным. Вместе выполняя намазы, мы находимся в тесном общении и контакте, помогаем вырабатывать в себе лучшие качества терпения, братства и нравственности. Пожертвования имущих помогают бедным и инвалидам — тем, кто по той или иной уважительной причине не в состоянии реализовать себя и заработать на жизнь. Повиновение Аллаху и Его Посланнику ﷺ невозможно без взаимопомощи. Мы учимся друг у друга, передаем опыт и знания, младшие берут пример у людей более преклонного поколения.

Аллах повелевает помогать в благочестии («фи аль-бирр»). О благочестии рассказывается в следующем аяте:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения» (2:177).

Ни в Коране, ни в изречениях пророка Мухаммада ﷺ вы не найдете призывы поддерживать вражду, воины и кровопролития. Ислам далек от подобных вещей.

Верующий всегда протягивает руку помощи и не игнорирует проблемы окружающих. В достоверном хадисе Посланник ﷺ говорит:

«Помоги своему брату злотворящему и тому, над кем совершается зло!»

Один человек спросил: «О посланник Аллаха, я помогу тому, кому причиняется зло, а как мне помочь тому, кто совершает это зло? И посланник Аллаха сказал:

«Удерживай его от совершения зла, и это и будет твоей помощью ему!» (аль-Бухари).

Хадис учит работать со всеми. У некоторых не хватает терпения, вместо того, чтобы общаться, преподавать, исправлять людей, они выбирают опасный путь обвинений и вешания ярлыков. Кто виноват в том, что твои односельчане или же родственники не читают намаз? Повесить ярлык — назвать их «фасиками» и прочими терминами не составляет сложности. Поможет ли все это вам наставить их? Нет, наоборот, ваши слова разозлят их. Хадис призывает оказать им помощь. Приди к ним, спокойно поговори, найди общий язык. Путь к сердцам людей лежит через доверие, доброту и улыбку. Они нуждаются в помощи и в теплых словах, но не в жестоком и грубом обращении.

Есть и те, кто в состоянии дать добрый совет, в состоянии оказать материальную помощь, но из-за скупости и гордости отворачивается от просящего. Жизнь проходит в таком русле, и только с наступлением смерти приходит здравый смысл, только вот прошедшее время не вернуть, жизнь обратно не отмотать — поздно:

«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: "Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил". Но нет! Это — всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены» (23: 99-100).

Взаимопомощь, как явление можно проявляться в различных сферах: в общественно-социальной, научной, нравственно-духовной и конечно же в религиозной деятельности.

Взаимная поддержка в общественной жизни проглядывается везде. Власти проводят различные мероприятия и конференции по налаживанию диалога между различными группами и организациями. Из истории ислама известно, что пророк Мухаммад ﷺ придавал данному вопросу большое внимание, о чем свидетельствует побратание мекканских мухаджиров и мединских ансаров. В Коране говорится:

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (9:71).

Общественные благотворительные организации призваны решать часть социальных проблем. В хадисе сказано:

«Если среди любого народа находится человек, испытывающий голод, эти люди будут лишены опеки Аллаха» (Ахмад, сахих).

Нельзя игнорировать социальные нужды, общая задача — помогать всем по мере возможности.

Научно-образовательная помощь необходима как никогда. До сих пор есть категория граждан, которые не умеют читать, правильно излагать мысли. Просвещенный человек полезен как государству, так и окружающим. Сегодняшний религиозный фанатизм и крайности как раз и связаны с безграмотностью. Хотите помочь своему ребенку или любому брату-мусульманину реализовать себя в жизни — тогда дайте ему возможность получить хорошее и правильное образование. Игнорирование образовательных вопросов и препятствование в распространении полезных знаний — огромный грех!

«Того (человека), у которого просили о знании и который его утаил, в День воскресения взнуздают огненной уздой» (Ибн Маджа, сахих).

Нравственно-духовная поддержка выражается в наставлениях друг другу. Увидел что-то плохое — не проходи мимо, обрати внимание и постарайся лучшим способом исправить все. Так учил благословенный Пророк ﷺ:

«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемоe, изменит этo собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого, пусть изменит (это) своим языком, а если не сможет (и этого), то — своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры» (Муслим).

Какая бы не была поддержка, помощь, она должна направляться на благие цели.

Нельзя отворачиваться от проблем, от нужд единоверцев. Нельзя разделять людей по каким-то национальным и прочим признакам. Видишь, что человек в беде — помоги, а завтра, может быть, помогут и тебе. Жизнь такая! Однажды одна мусульманка уже в возрасте рассказала о трудностях и лишениях во время войны с фашистами. Вырвавшихся из Ленинграда голодных блокадников-детей и женщин вывозили из города и распределяли по всей территории СССР. Она жила в Башкирской ССР, в деревне. Детей в семье было много, около десяти человек. Привезли, говорит к нам семью, русскую, все истощенные, одна кожа и кости. Сказали, что нужно принять их как родных членов семьи. И вот они приняли их, делились тем, что было. Никто не спрашивал и не говорил о национальности или цвете кожи. Было тяжело, но войну пережили и выиграли. Ленинградцы поправились и после войны вернулись обратно к себе. И нам нужно оставаться людьми.

Помогайте друг друг другу в благочестии и богобоязненности!

Да наставит всех Аллах на путь истинный!

Имам-хатыб нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.