закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


19 декабря 2016 11:25    

Пророк Мухаммад ﷺ является примером во всех аспектах жизни. Третья часть проповеди

Дорогие братья и сестры! Мусульмане!

В этой проповеди мы поговорим о третьем очень важном качестве нашего пророка Мухаммада ﷺ. Речь пойдет о понятии «зухд» – отказа от земных излишеств и разных мирских удовольствий.

Под исламом мы подразумеваем религию Всевышнего Творца. Но если мы скажем, что ислам – это и особый образ жизни, который оптимально подобран для человека, то мы тоже будем правы. Законы Аллаха – шариат призывает во всем к умеренности и предостерегает от крайностей. Поэтому восхваляемый «зухд» не имеет никакого отношения к порицаемому аскетизму – полному отречению от насущных проблем. Тогда, как понять слова благословенного Посланника ﷺ одному мужчине?

«(Однажды) к Пророку ﷺ пришёл какой-то человек и попросил (его): “О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за совершение которого меня полюбит Аллах и будут любить люди”. (В ответ ему Пророк ﷺ) сказал: “Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям и тебя будут любить люди”» (Ибн Маджа, сахих).

Видимо задавший ему вопрос мужчина сильно тяготел к богатству и роскоши. К Пророку ﷺ с аналогичным вопросом подходило множество людей, и каждому он давал разные советы. Одним Посланник Аллаха ﷺ советовал воздерживаться от ненужных разговоров, другим же повелевал проявлять почтение к матери. Получается, что он ﷺ хорошо знал этих людей и отвечал им исходя из их первоочередных потребностей.

Современное либеральное, в частности западное мышление связывает успех человека с роскошью и богатством. Если ты не богат, у тебя нет хорошей работы, то ты неудачник – так через СМИ и фильмы закладываются ложные стереотипы. Неужели, чтобы быть счастливым, обязательно нужно быть миллионером, иметь дорогие дома и автомобили? Как голливудские фильмы освещают семейно-бытовые ценности? Стоит одному из супругов потерять работу, тут же  между мужем и женой возникает конфликт и недоверие, все впадают в отчаяние. В их понимании работа и зарабатывание денег – это смысл жизни. Ислам преподносит все иначе. Работа не что иное, как средство для существования. Смысл жизни верующего заключается в другом, в поклонении Аллаху, следовании Его законам. Богатство не может быть целью нашего существования. И тут возникает само  понятие «зухд» – отказ от всего того, что может отвлечь от главной цели жизни – поклонения. Религия не запрещает зарабатывать. Главное, чтобы все полученные средства расходовались рационально. Человек должен тратить столько, сколько ему необходимо для нормальной жизни, любые излишества в еде, в одежде, в развлечениях считаются «исрафом», т.е. расточительством. Наш Пророк ﷺ обладал огромной властью, люди все прислушивались его словам. Стоило ему ﷺ о чем-то попросить, окружающие сподвижники тут же выполняли поручения. Но Посланник Аллаха ﷺ довольствовался малым:

Хишам Ибн Урва передает: «Аиша сказала: «Не насыщались члены рода Мухаммада, пшеничным хлебом более трёх (дней) вплоть до того дня, когда он ушёл по своей дороге» (Муслим).

Сподвижники говорили, что они несколько дней подряд проходили мимо дома Пророка ﷺ  и не видели огня, т.е. ничего не готовили. Бывало время, когда все три месяца подряд он довольствовался всего лишь финиками обычной водой. Кто из нас способен на такое?

Он ﷺ поражал всех своей простотой и скромностью. Посланник Аллаха ﷺ никогда не ел в одиночку, во время трапезы с ним рядом всегда находились рабы, бедные и сироты.

Аз-Зухд – отречение можно разделить на несколько категорий:

- отречение от многобожия;

Язычники Мекки и других селений были сильно связаны с идолопоклонничеством. Искоренение лживых учений шло долго и упорно.

- отречение от запретного и греховного;

Не каждый способен сразу оставить грехи. Для этого требуется большая сила и воля. Возьмём к примеру страдающих алкоголизмом и наркоманией. Чтобы вылечиться, люди уезжают в специальные трудовые поселения.

- отречение от дозволенного;

Очень трудно отказаться от последнего. Не все способны жить скромно, без излишеств. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сам был образцом скромности. Говорят, что он мог спать на земле, носил одежду, на которой было много зашитых заплаток, ел самую простую пищу. При этом, он оставался одним из величайших и влиятельных правителей того периода. Когда он видел роскошные дома, то представлял перед глазами благословенного Пророка ﷺ:

Аль-Нуман, проповедуя, сказал: «Упомянул Умар: «Что же обрели люди в мире нижнем!» И сказал: «Помнится, как посланник Аллаха, целый день лежал, свернувшись, не находя даже дакля, чтобы наполнить свой живот» (Муслим).

Посланник ﷺ наставляя людей учил их не поддаваться мирским соблазнам. Главное в жизни – поклонение:

«Однажды Пророк ﷺ который шел по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с умершим козленком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: «Кто из вас хочет купить это за дирхам?» Люди сказали: “Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?» Он сказал: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам?» Люди сказали: «Клянемся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать об умершем?!» Тогда Пророк ﷺ сказал: «Клянусь Аллахом, а мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас!» (Муслим).

«Зухд» помогает нам расставлять приоритеты и помнить об истинном нашем предназначении. Это качество воспитывает внутри нас терпение и понимание к бедным и обездоленным.

Истинное отречение проявляется больше не на внешнем виде, а в сердце человека. На себя можно одеть что угодно. Но вот то, что внутри, – это самое главное, о чем сказано в достоверном хадисе:

«Поистине, Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, но смотрит Он на сердца ваши и ваши дела» (Ибн Маджа).

Чем отличается «зухд» от богобоязненности? Зухд – отказ от всего того, что не принесет пользы в последующей жизни после смерти. Богобоязненность же  это оставление грехов под страхом наказания.

Извлекаем ли мы пользу от того, к чему  стремимся? Люди тратят время, угождая своим страстям. Хотят побольше заработать и получить богатства мира. Ради этого ли мы созданы? В Досточтимом Коране Всевышний раскрывает нам глаза:

«Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?» (6:32).

Пророческая скромность помогает нам оставаться людьми. Неважно кем мы являемся, надо всегда помнить, что мы всего лишь гости и рабы Творца, к которому рано или поздно придется возвращаться. «Зухд» – лекарство, способное излечить наше общество от высокомерия и гордыни.

(Продолжение следует)

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.