закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Проповедь Умар-хазрата, посвященная тысячелетию Казани и столетию первого Всероссийского мусульманского съезда

В условиях мировой глобализации и интенсификации контактов нарастает необходимость установления прочных связей и союзов, направленных на мирное сотрудничество и межконфессиональную толерантность. Ключевое значение приобретает изучение адатов — обычаев и традиций наших предков. Традиции союза и согласия российских мусульман были заложены столетие назад на Нижегородской земле, на борту парохода «Густав Струве» во время I Всероссийского мусульманского съезда 15 августа 1905 года. С XVI века ярмарка близ Макарьевского монастыря была местом встречи купцов разных стран и исповеданий. Но ее расцвет начинается в эпоху великой императрицы Екатерины II, провозгласившей принципы свободы вероисповедания и прекратившей в Поволжье губительные мятежи и восстания. К началу прошлого века уже в Нижнем Новгороде ярмарка и мечеть при ней превратились в места встреч российских мусульман из Поволжья, Приуралья, Сибири, центральных регионов, Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, где они обсуждали проблемы религии и образования.

Поэтому с началом российской революции 1905–1907 гг. именно ярмарка стала местом встречи мусульман. Поскольку город был на чрезвычайном положении, то местом съезда стала река Ока, по которой еще за тысячу лет до этого следовали караваны мусульманских купцов и до сих пор возвышается мечеть в Ханкирмане (Ханской крепости) — былой столице Касимовского ханства. Сам съезд начался с вознесения молитвы Аллаху: «Не успел пароход отойти и на расстояние километра от Макария… имам Владикавказа Садик эфенди Рахимкол продекламировал Коран чтением, произведшим большое впечатление». Само название созданного объединения российских мусульман «Иттифак аль-муслимин» — то есть союз, согласие, единодушие, соглашение, договор — говорит о единении на пути веры. В резолюции съезда указывалось, что «необходимо и современно сближение мусульман всех областей России». Именно здесь российские мусульмане впервые поставили вопрос о единстве всех мусульман России. И сегодня нашей целью является созыв съезда с целью выборов единого муфтия — лидера мусульман нашей Родины. Только такой лидер сможет защищать интересы всей 20-миллионной российской уммы перед центральным правительством и региональными властями, достойно представлять интересы России в Организации Исламская Конференция.

В настоящее время, как и сто лет назад, безответственные фанатики пытаются внести раскол между мусульманскими народами и толками Ислама. В истории были случаи и кровопролитных конфликтов между суннитами и шиитами, например в Бухаре. Различия в догматике и способах совершения намаза преподносились чуть ли не как признаки ереси (каферлек). Во время же съезда «в первый раз братья верующие, сунниты и шииты, открыли друг другу сердца, с радостью проявляли братство и религиозное, исламское, и человеческое». Во время съезда и последовавших за ним приемов мусульмане, преимущественно татары и азербайджанцы, показывали примеры единства мусульманской уммы: «До этого мусульмане Кавказа и татары не приветствовали друг друга. 16 августа все мусульмане — и шииты, и сунниты — приветствовали друг друга, беседовали дружески, собравшись вместе». Съезд заложил основы для единства мусульман по всей России: «Новость о союзе не ограничилась только пределами Макарьевской ярмарки, она стала известна во всех мусульманских городах, со всех сторон приходили поздравительные телеграммы». В адрес съезда поступили телеграммы «от таких великих личностей, как шейх-уль-Ислам Кавказа, муфтий Закавказья, миллионер-нефтепро­мышленник и благотворитель хаджи Зайнулабидин Тагиев, шейх суфийского ордена “Накшбандийа” из Троицка Зайнулла хазрат Расули».

Вскоре союз российских мусульман выдержал испытание думскими выборами. Собрание, состоявшееся 17 ноября 1905 года, по докладу Юсуфа Акчуры в Казани приняло решение о преобразовании программы, принятой «Исламским обществом» на Макарьевской ярмарке, в программу партии «Союз мусульман», объединяющей всех мусульман России. На думских выборах предлагалось выступить в союзе с конституционно-демократической партией, так как «она обращает большее внимание на религиозные свободы и показывает понимание угнетенных наций». Кадеты не только выступали за религиозную автономию мусульман, но, понимая, что женщины-мусульманки не придут на избирательные участки вместе с мужчинами, выступили за создание отдельных участков для них. Перед выборами в различных регионах собирались муллы для ознакомления с программой «Иттифака», а затем призывали в пятничных проповедях-хутбах голосовать за единый мусульманский список. Единодушно, в едином союзе-«иттифак» голосовали мусульмане только за таких же кандидатов-единоверцев на избирательных участках от волости и города до губернии. За то, что мусульмане единогласно голосовали за кандидатов, кадетов или трудовиков, или эсеров, их кандидаты включались в общий список и получали мандаты в российской Госдуме, места в органах самоуправления — городских думах, губернских и уездных земствах. В I Госдуме в 1906 году имамы составили 3 из 12 депутатов-татар, а во II — 7 из 20. Вот откуда нужно нам брать пример, чтобы наши кандидаты занимали места в представительных органах и защищали права и интересы мусульман.

При этом будущие представители народа должны четко понимать, что в их обязанности состоит защита правды и справедливости. Ведь в Судный день им придется ответить за злоупотребления. Ведь сказано в хадисах о необходимости выборов самого способного и мудрого правителя: «Сообщается, что Абу Зарр однажды сказал: “О Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо”, — он же ударил меня рукой по плечу, а потом сказал: “О, Абу Зар, поистине, ты слаб, а власть представляет собой нечто доверенное человеку, и в День воскресения она обернется позором и сожалением для любого за исключением тех, кто получит ее по праву, и выполнит то, что ему как правителю положено будет делать”».

Именно поэтому делегаты съездов призывали не только руководствоваться Кораном и Сунной, но и взять за образец деяния первых мусульман. На III Всероссийском мусульманском съезде в августе 1906 года первое выступление сделал выдающийся общественный деятель и богослов, казый (судья) Габдеррашид Ибрагим (Рашид казый). Он призвал к единству и братству всех мусульман по примеру соратников Пророка Мухаммада: ансаров и мухаджиров. Ибрагим заявил: «Единство (иттихад) — это основная политика нашей религии, братство — самая определенная основа». Он призывал мусульман России положить начало их политическому единству со всеми мусульманами мира в лице исламской нации («умма исламийа»). Эти идеи снова стали актуальны в связи с вступлением России в ОИК.

29 июня 2005 года на 32-й конференции руководителей министерств иностранных дел ОИК глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров подчеркнул принадлежность российских мусульман к единой умме: «Конечно, активность российских мусульман не ограничивается Татарстаном или даже Россией. Они не отделяют себя от мирового мусульманского сообщества, участвуют в его духовной жизни».

До эпохи сталинского «большого террора» российские мусульмане играли значительную роль в жизни всемирной уммы. В Средней Азии и Турции, Египте и Аравии они пользовались известностью и уважались как улемы-богословы и мударрисы-преподаватели. Если в этом году мы отмечаем 100-летие Всероссийского мусульманского съезда, то через год мы будем праздновать 80-летие Всемирного мусульманского конгресса в Мекке, где делегацию нашей страны возглавлял муфтий Центрального духовного управления мусульман Риза Фахретдин и присутствовали делегаты нижегородских съездов Муса Биги и Кашшаф Тарджемани.

Век тому назад российские мусульмане понимали, что слабость мусульманского мира заключается не только в технологической отсталости, но и в забвении великих принципов демократии, равенства, договора и соглашения. В книге Габдеррашида Ибрагима «Бин бир хадиси шариф шархи» говорилось, что «у нас вера и миллет составляет одно... если мы потеряем свою обособленность, то будем совершенно стерты, сделаемся ничем... Сколько у европейцев имеется изобретений и приготовленных орудий и материалов для сохранения политической жизни, столько же сполна и следует нам приготовить. Сколько бы ни было новых наук, необходимых для мусульманской жизни, все их надо взять, но при условии остаться нам самими собой».

Поэтому коранический институт аш-Шура-Совет стал олицетворять в наше время парламенты стран. Ведь как сказано в суре «Аль-Имран» (аят 159): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих».

В этом году 100-летие съезда приходится на месяц раджаб, а день празднования 1000-летия Казани и 15-летия декларации о государственном суверенитете Татарстана 30 августа придется на праздник МИРАДЖ. Аль-исра ва-ль-мирадж (араб. — ночное путешествие и вознесение) было ночью чудесного путешествия Пророка Мухаммада в Иерусалим и его вознесения на небеса. Тогда Мухаммад вместе с архангелом Джабраилом поднялся на небо, предстал перед Аллахом, видел небесную Каабу, ад и рай, а затем был возвращен в Мекку. День 27 раджаба отмечается сейчас в большинстве мусульманских стран как религиозный и государственный праздник.

В этот день татары со всего мира соберутся праздновать юбилей тысячелетней столицы своей нации и древнейшего исламского города Поволжья. Центром празднования будет Центральный стадион, расположенный рядом с берегом Волги, превращенный в корабль. Как и 100 лет назад в Нижнем Новгороде, да будет благословенным это путешествие, да будет оно исполнено светом веры Ислама! 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.