закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Светское высшее образование с исламским компонентом как национальная традиция и фактор стабильности

Предлагаем вашему вниманию выступление председателя ДУМНО Умар-хазрата Идрисова на круглом столе «Религиозные и светские компоненты в современной мусульманской системе образования», проходившем в Российском исламском университете (г. Казань) 18 мая 2006 года. Тема его выступления «Светское высшее образование с исламским компонентом как национальная традиция и фактор стабильности».

Новое тысячелетие принесло человечеству не только новые достижения, но и новые страшные трагедии. Теракты в Москве, Беслане, Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, на Бали и многие другие показали нам как хрупок наш мир. В России в последние годы также поднимается волна ксенофобии, убийств на расовой и национальной почве. К счастью пока мы в Поволжье живем без кровопролития, но напряженность все равно чувствуется. Сегодня нам жизненно важен диалог между людьми, что бы они продолжали жить мирно и спокойно. На практике Нижегородчины мы знаем как трудно зачастую вести это диалог. Но мы не прекращаем его в самых разных аудиториях, особенно среди молодежи. С появляющимися сторонниками радикальных течений мы ведем разъяснительную работу.

Поэтому большое значение в практике ДУМНО занимает издательская деятельность. Всего за последние годы Духовным управлением мусульман Нижегородской области, медресе «Махинур» и издательским домом «Медина» было издано более 100 книг. Среди них как религиозная учебная литература, так и научные труды, биографии выдающихся деятелей, истории сел, сборники поэзии. В эти годы появляется ряд периодических изданий разной периодичности. С 2001 г. ежегодно выходит в свет красочно-иллюстрированный альманах «Ислам на Нижегородчине». С 2004 г. начинается издание единственного в России журнала исламской доктрины «Минарет». С 2000 г. ежемесячно выходит в свет газета «Нур аль-Ильм», которую в 2004 г. продолжила газета «Медина аль-Ислам». Сайт ДУМНО – islamnn.ru (Ислам в Нижнем Новгороде) превратился один из самых популярных российских мусульманских сайтов. В 2005 г. ДУМНО совместно с Нижегородским государственным университетом начал издаваться ежеквартальный альманах «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты». В октябре 2005 г. в городе впервые прошли «Рамазановские чтения». На открытых лекциях ведущие специалисты Москвы, Казани и Нижнего Новгорода освещали вопросы мусульманской догматики, философии, истории мусульман России, современное состояние исламской цивилизации. Многие из этих лекций проходили в стенах мечети перед вечерним намазом. С 1994 г. на областном телевидении выходит еженедельная передача «Минарет». Таким образом, скромный комплекс ДУМНО стал центром целого медиа-концерна, по мнению некоторых специалистов, одного из наиболее профессиональных и оперативных в российской умме. Другими словами, для обеспечения диалога мы используем все возможности издательского дома «Медина», телепрограммы, интернет-сайты. Все это требует максимальной мобилизации сил и средств, но и результаты налицо: Нижегородчина не знает терактов и столкновений на межнациональной почве.

Наверное, долгий опыт Макарьевской, а затем Нижегородской ярмарок научил мусульман-татар нашего края выслушивать любые точки зрения и мирно решать проблемы. Не случайно, что именно в нашем городе прошел первый форум российских мусульман – съезд 15 августа 1905 г, а затем и третий съезд в 1906 г. 5 ноября 2005 г. в мы провели Всероссийский мусульманский форум «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия». На наш форум прибыли все заявленные ученые, но к сожалению далеко не все приглашенные муфтии и чиновники. Замечательно, что наше ученое сообщество понимает необходимость следовать в мусульманском образовании пути великих алимов Марджани и Фаизхани. Сто лет тому назад на Третьем всероссийском мусульманском съезде их идеи легли в основу резолюции о реформе образования российских мусульман. Будущие муфтии Галимджан Баруди в «Мухаммадие» и Риза Фахретдин в «Хусаиние» много сделали для превращения этих медресе в настоящие исламские университеты. И сегодня какую часть великого наследия татарской культуры и богословия мы не возьмем, везде мы увидим имена мударрисов и шакирдов этих медресе. Поэтому пути пошли мусульманские вузы наиболее динамично развивающихся государств: Малайзии, Турции, Египта, Туниса, Иордании. Поэтому образцу мы выстраиваем мусульманское профессиональное образование на Нижегородчине. Представленные здесь книги не лежат мертвым грузом: их читают учащиеся наших мектебов и медресе. Соборная мечеть обладает лучшей в России библиотекой современной литературы по Исламу к востоку от Москвы. Сюда приходят и дети и профессора.

В Нижнем Новгороде имамы и светские ученые работают вместе. Все наше молодое поколение имамов получило высшее образование преимущественно в стенах Нижегородского госуниверситета. Ученые с уважением воспринимают созидательную роль духовенства. В этом могли убедиться многие казанские ученые, которые теперь уже регулярно участвуют в наших конференциях, выпускают книги, печатаются в научных сборниках, журнале «Минарет», альманахе «Ислам в современном мире». Сегодня мы наносим ответный визит Ильдусу Кутдусовичу Загидуллину, который неоднократно принимал участие в наших мероприятиях. По публикациям и лично мы знаем его как прекрасного специалиста по истории российских мусульман-татар, уникального знатока истории таких исламских институтов, как вакф, махалля, мечеть. Он искренне стремится использовать великий опыт наших муфтиев, алимов, мударрисов, благотворителей прошлого. Поэтому нам совсем непонятно стремление представить его как чуждого Исламу человека. Бог судья всем тем бывшим коммунистическим функционерам, отставным работникам идеологического фронта, научным атеистам и специалистам по марксистко-ленинской философии, превратившимся в имамов и исламоведов. Может потому им не нравится Загидуллин, что Ильдус Кутдусович никогда не поднимал на щит коммунистов и атеистов. Его обвиняют в приверженности к ценностям Евроислама, но он их тоже никогда не защищал. Конечно мы нижегородцы привыкли слушать мнения казанцев, так как Казань – сердце татарской нации. И мы с уважением прислушиваемся к их мнению. Но в данном случае мы не можем поддерживать тех, кто пытается использовать здесь вариант образования, основанный не на отечественных традициях образования: слишком много было в последнее время в России случаев закрытия медресе по обвинению в пропаганде радикальных, нетрадиционных для российского Ислама убеждений.

В начале 1990-х гг. в федеральных масс-медиа Татарстан называли второй Чечней. К счастью этот прогноз не оправдался. Но раскол вокруг РИУ вызывает у нас глубокие опасения. Нас действительно тревожит возможность создания новых подпольных медресе, которые и раньше раскрывались в Татарстане. Коллективу РИУ предстоит большая работа. Не нужно забывать, что РИУ является вузом и по закону обладает внутренней автономией. Ректору и преподавательскому составу надо дать время и возможность решить все существующие проблемы. Активная пропагандистская кампания, с одной стороны, и вмешательство государственных чиновников даже с учеными степенями, с другой, ни к чему хорошему не приведут. Нельзя забывать, что РИУ не является государственным вузом, а времена контроля государства над религиозными организациями давно прошли. Даже в Дагестане Комитет по делам религий выведен сегодня за штаты правительства. Духовенство и ученые в состоянии создать концепцию РИУ и претворить ее в жизнь. Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России принял «Концепцию развития исламского образования в России». На одном из уровней предусматривается «светское высшее образование с исламским компонентом», которое обеспечивается исламскими университетами (негосударственными образовательными учреждениями). Цель этого этапа – «подготовка специалистов широкого профиля по специальностям исламская теология, философия, история, педагогика и т.п., одновременно обладающих необходимым уровнем религиозных знаний». Подобный вариант мы определили и для Нижегородского исламского института им. Фаизханова, о чем еще расскажет его ректор Дамир-хазрат Мухетдинов. Мне предложили стать одним из разработчиков концепции РИУ, и я постараюсь сделать все возможное для восстановления истинных традиций Марджани и Баруди на казанской земле.

Умар-хазрат Идрисов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.