закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

На пути к дому Аллаха

Уважаемые братья и сестры! Осталось не так уж много времени до начала хаджа — паломничества к святым местам. Отрадно, что с каждым годом число паломников неуклонно возрастает, что свидетельствует о любви мусульман к этому великому обряду. Однако на этом пути многих мусульман может ожидать хитрая западня, которую расставляет на пути верующих шайтан. Связано это с тем, что порой хадж рассматривается как своего рода туристическая поездка, смысл которой сводится лишь к осмотру местных святынь.

    Но разве Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и облагодетельствует) не учил, что истинное значение любого действия раскрывается из его намерения? Например, три мусульманина собрались совершить паломничество в Мекку. Один из них едет туда потому, что в состоянии выполнить это религиозное требование. Второй главным образом желает называться почетным именем «хаджи», зарабатывая тем самым уважение и почет среди соседей. Третий собирается туда потому, что стремится стать ближе к Богу. Естественно, что каждый мусульманин, решивший совершить паломничество, имеет в душе все эти и некоторые другие намерения. Но с духовной точки зрения, лучше прояснить наши внутренние чувства, выбрав из многих мотивов самый главный, наметив для себя самую высшую цель. Те люди, которые всю сакральность религиозных действий свели к словесной мишуре, тоже получают вознаграждение за свои поступки, но это  отнюдь не духовное совершенство. По поводу этого Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Некоторые люди постятся, но извлекают для себя из поста только голод и жажду».

    С точки зрения мусульманина, каждому действию — такому, как молитва, пост или хадж — должно предшествовать сознательное намерение, с тем, чтобы оно засчитывалось именно как действие «ради довольства Всевышнего». Выполнение любого обряда не будет являться полноценным, если он совершался без намерения. Посланник Аллаха настолько серьезно относился к хаджу, что совершил его лишь тогда, когда его перестали совершать многобожники. И по мудрости Всевышнего совершение хаджа Пророком  стало последним великим делом, которое он совершил в своей благородной жизни.

    Аллах сильно облегчил нам выполнение этого значимого обряда, а ведь в прежние времена совершение хаджа занимало несколько месяцев. Чтобы достигнуть Мекки, люди проходили огромные расстояния по пустынным и диким местам пешком или верхом, где паломникам зачастую угрожали грабители. Многие мусульмане должны были копить деньги в течение всей своей жизни для того, чтобы один­единственный раз совершить хадж. И сегодня в некоторых странах люди не могут свободно отправиться в паломничество, так как вынуждены ждать своей очереди, которая порой доходит до них лишь через несколько десятков лет! В Индонезии деревенские общины собирают деньги вскладчину, с целью отправить в Мекку одну семью из числа односельчан. Ни одна из семей по отдельности не сможет накопить достаточно средств, так что каждый год община отправляет только одну, самую старшую семейную пару, не совершавшую хадж прежде. Целый поселок собирается в аэропорту проводить своих «представителей», в результате чего во время хаджа аэропорт индонезийской столицы заслужил даже право называться самым переполненным в мире.

    К счастью, российские паломники не испытывают таких проблем, и этот бесценный дар, который предоставил нам Всевышний необходимо ценить, а не выбрасывать его в мусорное ведро, когда некоторые паломники не знают, чем им заняться и проводят дни в бесцельном времяпрепровождении. Часть вины за это ложится и на организаторов хаджа, которые берут за свои услуги весьма немалые деньги, но порой абсолютно забывают о паломниках, фактически бросая их после приезда на произвол судьбы. Мне уже неоднократно приходилось слышать жалобы паломников о подобной халатности со стороны некоторых руководителей групп, которые практически сразу же после прибытия напрочь забывают о своих обязанностях, занимаясь своими собственными делами. Очень хотелось бы надеяться на то, что те, кто организует поездки на хадж, обратят внимание на эти проблемы и сумеют решить их должным образом. Ведь, в конце концов, многие совершают хадж лишь один раз в жизни, и разве они не достойны того, чтобы провести его так, чтобы затем по­доброму вспоминать это событие всю свою оставшуюся жизнь.

    Паломничество — это метафора, которой можно описать весь наш жизненный путь. Посредством Посланников Аллаха нам дается тропа, по которой мы должны следовать всю свою жизнь. Эта тропа — трудная и узкая, и только по благословению Всевышнего и под Его руководством мы можем надеяться пройти ее. Коран учит нас, что все в мире происходит от Аллаха, и все к Нему же возвращается, так что и паломничество, как и весь наш жизненный путь, ведет нас к храму. К храму, который был построен нашим праотцем Адамом, от которого мы все и произошли. К храму, имеющему и такое название, как Байт Аллах, то есть «Дом Аллаха», но не потому, что в этом храме находится Аллах, а потому, что это здание — первый храм Единому Богу, построенный на Земле и изначально предназначенный только для поклонения Ему. Этот храм восстановил Ибрахим — праотец многих великих пророков, а очистил его от скверны многобожия великий и благородный Мухаммад — «печать пророков» (да пребудет над всеми ними милость Всевышнего и Его благословение).

    Многие глубоко верующие мусульмане со всего мира находятся в особом благочестивом и проникновенном состоянии, совершая обход вокруг Каабы. И этот обход (таваф) практически не прекращается, создавая, таким образом, впечатление «вечного двигателя», который приводится в движение представителями самых разных племен и народов. И никто из них не кичится своим происхождением, своей расой или своим богатством, поскольку, согласно словам Пророка Мухаммада, «араб не имеет превосходства над неарабом, также и неараб — над арабом; белый не имеет превосходства над черным, также и черный — над белым; превосходство лишь в благочестии и добрых поступках». Именно поэтому все паломники надевают одинаковую одежду, называющуюся ихрам, и состоящую всего из двух больших полотен. Но это лишь внешнее проявление ихрама, тогда как существует другое значение этого слова, которое и является основным. Это значение связано с духовным миром паломников, вошедших в состояние ихрама. В этом состоянии мусульманам полагается быть очень сдержанными и не допускать некоторых обыденных в другое время поступков. Например, будучи в состоянии ихрама нельзя ругаться, громко хохотать, то есть допускать чрезмерности. Не допускается также стричь ногти и волосы, не рекомендуется даже убивать насекомых. Войдя в это состояние, которому предшествует намерение (ният) и полное омовение (гусль), верующие словно отрешаются от мирской жизни на определенный период времени. В течение этого времени паломники стараются как можно больше времени уделить поклонению Всевышнему Аллаху, совершая намазы, читая Коран и обращаясь к Нему с мольбами за себя и за других. И если внешнее проявление ихрама соблюдается лишь мужчинами, то внутреннее — как мужчинами, так и женщинами, поскольку в данном случае ихрам охватывает духовный мир человека и помогает почувствовать себя свободным от всего мирского, чтобы осознать вечность ахырата и приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством внутреннего очищения и искреннего выполнения древнейших ритуалов. Именно древнейших, поскольку хадж не является изобретением Пророка Мухаммада (мир ему). Этот обряд известен еще со времен пророка Ибрахима и его сыновей (да пребудет над ними мир). Таким образом, последний Пророк лишь восстановил утраченную к тому времени традицию пророков.

    Давайте же и мы не будем забывать эту великую традицию и сохранять ее в чистоте, проявляя во время хаджа искренность и терпение. Проявляя намерение приблизиться к Всевышнему, стать Его искренним рабом из числа тех, кем Он будет доволен.

 Абдулбари­хазрат Муслимов,

имам­хатыб Нижегородской Соборной мечети

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.