закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

''Лучший припас — богобоязненность''

Уважаемые единоверцы! Хвала Всевышнему, наступил сезон паломничества. Сезон одного из самых важных и при этом самых трудных видов ритуальных поклонений.

Для кого-то из мусульман это будет первая поездка, для кого-то уже обычная практика. Но каждому из паломников нелишне будет вспомнить о словах Всевышнего: «Хадж совершается в определенные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же меня, о обладающие разумом!». (2:197)

Итак, к паломничеству необходимо готовиться заранее. При этом, несомненно, важна материальная составляющая паломничества. В конце вышеприведенного аята говорится о некоторых арабах, которые отправлялись в путь без припасов. Они считали, мол, как же Аллах не позаботится о нас, ведь мы совершаем паломничество у дома Аллаха (Бейт Аллах)! Таким образом, эти люди становились обузой для остальных паломников, вынужденных делиться с ними и без того скудными припасами.

Но не менее важна и духовная составляющая хаджа. На это указывают слова Всевышнего в конце этого аята: «… но лучшим припасом является богобоязненность». Действительность показывает, что если какие-то религиозные обязанности выполняются механически, без вкладывания в это и толики духовности, то все это со стороны выглядит просто фарсом.

К сожалению, сколько бы ни увеличивался спрос на паломничество по России, количество желающих едва ли переходит в качество. А современная доступность паломничества не всегда помогает совершить его надлежащим образом.

И подобно тому, как сложно нам представить себе бедуина, добирающегося до Мекки долгое время, преодолевающего сложные горные тропы и перевалы, и при этом проклинающего все и вся на своем пути; так же легко представить современного россиянина, матюгающегося в автобусах и гостиницах при малейших сложностях и несостыковках организационного характера. А по возвращении прямо в аэропорту отмечающего окончание паломничества привычным российским образом.

Возможно, оплатив довольно дорогую (по российским меркам) путевку, наш паломник думает, что его ожидает комфорт и курортные условия. При этом практика показывает, что комфорт многим из россиян, отправляющимся в хадж, попросту противопоказан, поскольку притупляет чувство особого статуса этого вида ритуальных поклонений, и способствует ослаблению имана. Едва ли он ослабевал у наших предков, проводивших месяцы в пути, терпя невзгоды и лишения. В отличие от своих избалованных прелестями цивилизации потомков, они считали уже за счастье увидеть Каабу, прикоснуться к святому, а зачастую и умереть в священных местах. Многие из них не возвращались на родину, так и пав шахидами — мучениками за веру  на пути Аллаха. Действительно, российских паломников было в то время гораздо меньше, чем сейчас. Но зато паломничество их было настоящим и искренним.

Например, мучающий многих мусульман вопрос с бесплатным питанием во время хаджа вполне решаем. Более того, уже были прецеденты, когда благотворительные организации помогали паломникам из России. К сожалению, оказалось, что наш хаджи не знает, что делать с едой. А также оставляет за собой мусор везде, где только можно. Естественно, нянчиться с такими людьми никто больше не пожелал.

Уважаемые братья!

Известно, что многие сподвижники нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!), будучи богобоязненными людьми, старались полностью, в максимальном объеме совершать предписанное им по вере, будь то молитва или пост. Они без колебаний выполняли и обязательные элементы ритуальных поклонений, и желательные. И при этом признавались, что не знают, примется ли их молитва, или будет отвергнута Всевышним. Ведь только Он может дать ответ на это. К сожалению, представление об исламской морали и этикете сильно искажено у многих современных российских мусульман. То невежество, в которое они были погружены в период воинствующего атеизма, а также в период различных войн и контр-операций недалекого прошлого, наложило отпечаток на их воспитание. Многие символы веры для них трансформируются в абсолютно оторванные от религии идеалы. Статус мечети опускается до статуса вокзала, приюта для бездомных или этно-клуба для общения на посторонние темы. Хадж превращается в поездку за новыми ощущениями по бесплатной путевке или для торговли. Последнее хотя само по себе и не несет в себе негатива, однако часто ставится основной целью при совершении паломничества, вытесняя все моральные и духовные его составляющие.

Несомненно, отношение к хаджу должно быть самым серьезным. И не сложно понять, что разные поклонения требуют от мусульманина проявлять соразмерное им терпение.

Все знают, что намаз предписано совершать пять раз в день, пост соблюдать раз в год, а хадж обязателен раз в жизни. Поэтому нет ничего удивительного, что продержать пост тяжелее, чем совершить намаз, а хадж многократно тяжелее поста. И никакие времена и обстоятельства не могут это изменить.

Помочь выполнять все поклонения наилучшим образом мусульманину может помочь наряду с другими добродетелями терпение. Оно может иметь разный аспект применения, но остается одним из тех качеств, требующих особой воли человека, его способности к подавлению страстей и всех своих недостатков. И поэтому награда за терпение, уготованная Аллахом, безмерна. Всевышний говорит: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (39:11).

Человек, пренебрегающий запретом на аморальное, недостойное мусульманина поведение во время хаджа, рискует тем, что паломничество его не будет принято Аллахом. Вполне возможно, что исправлять недостатки будет уже поздно, и такой возможности ему в будущем уже не представится. И останется только сожалеть о своей несдержанности и нерадивости.

Всевышним принимается хадж, названный в хадисах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) аль-хадж аль-мабрур, т. е. совершенный безупречно, честно, в соответствии со взятыми обязательствами, с праведностью и послушанием. Именно такой хадж должен стараться совершать каждый мусульманин, и, несомненно, награда за него будет безмерной. Об этом нам говорят многие хадисы Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!), например: «За безупречный хадж будет одна лишь награда — Рай, а совершение каждого последующего малого паломничества служит искуплением тому, что было между ними» (ан-Насаи, №2621).

Как уже говорилось, принял ли Всевышний Аллах ритуальное поклонение или нет — это вопрос, находящийся в компетенции одного лишь Господа нашего, ответ на него будет дан в Судный день. Тогда каждый человек увидит все свои дела, скрупулезно подсчитанные и зафиксированные в особом списке. Узнать об этом заранее невозможно. Однако есть признаки того, что хадж был принят. Согласно мнениям некоторых ученых Ислама, к таковым относится тот случай, когда человек возвращается из паломничества лучшим, чем был прежде, в моральном и духовном отношении, и не вступает вновь на путь греха.

Итак, богобоязненность — это самый нужный из припасов во время хаджа. Богобоязненность невозможна без терпения, и с некоторыми символами терпения, проявленного достойными нашими предками, паломник встречается во время паломничества.

Так, например, бег между двумя холмами ас-Сафа и аль-Марва остался в память о матери маленького Исмаила, Хаджар. Когда Всевышний повелел Ибрахиму (Мир ему) возвести Каабу в Мекке, тот отправился в путь вместе со своей семьей. На тот момент Мекка была абсолютно безлюдна и пустынна. Ибрахим (мир ему) был вынужден оставить Хаджар со своим сыном, и когда у них закончились припасы, Хаджар начала страстно молить Всевышнего дать им воды в засушливой пустыне. Мольба Хаджар раздавалась в этих холмах. Она семь раз взбиралась на них, высматривая хотя бы одного человека, который смог бы помочь. И Всевышний Аллах внял ей, даровав спасительный источник Замзам. А бег этой женщины в память о ней был запечатлен среди ритуальных действий во время хаджа и практикуется поныне.

Таким образом, уважаемые единоверцы, воздадим хвалу Всевышнему за то, что мы — мусульмане, продолжатели традиции единобожия наших пророков, хранители истинной веры. И да примет Всевышний паломничество наших братьев, уже отправившихся в путь. А тем из нас, кто не смог совершить хадж в этом году, несмотря на горячее желание, подчиниться повелению Аллаха, да дарует Он такую возможность в будущем.

Амин.

Руфат Ахметжанов

Москва

Материал опубликован в газете "Медина аль-Ислам" № 47 (14 - 21 декабря 2007)

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.