Праздничная проповедь муфтия Москвы И.Аляутдинова в Московской Соборной мечети 4 октября 2014 г.
Праздничная проповедь председателя Духовного управления мусульман Москвы, муфтия столицы Ильдара Аляутдинова по случаю мусульманского праздника Ид аль-Адха - Курбан-байрам:
В эти благодатные дни месяца Зуль-Хиджа мусульмане всего мира отмечают праздник Ид аль-Адха, больше известный среди российских мусульман как Курбан-байрам. Миллионы паломников, приехавшие со всех концов света, находятся возле священной Каабы, совершая обряды хаджа. Вчера все они собрались в долине Арафат и посвятили этот день молитвам и мольбам. Каждый искренне молил о своем, вспоминая свои чаяния и переживания. Уверен, главной просьбой ко Всевышнему была молитва о прощении грехов и проступков, послуживших причиной многих невзгод и бед, обрушившихся на человечество. Много миллиардное сообщество мусульман вчера молилось, прося мира и спокойствия на Земле, прекращения кровопролитий и братоубийств.
Сегодня важно вспомнить об особо благодатном паломничестве, запечатленном на страницах истории, паломничестве заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это был единственный хадж в его жизни, и он несет в себе важные уроки и назидания для всех.
Как известно, за год до своей кончины, на десятый год хиджры, переселения из Мекки в Медину, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) объявил о своем намерении совершить хадж. В Медину съехалось огромное множество людей, желавших принять участие в паломничестве под руководством самого посланника Аллаха. Со слов сподвижника по имени Джабир, передается: “Когда верблюдица Пророка достигла местечка аль-Байда, я обратил взор вперед и повсюду были люди: пешие и верхом; посмотрел по правую, левую стороны — также, взглянул назад — не было видно ни конца, ни края собравшимся людям”.
Во время этого паломничества, ставшего самым благодатным и благословенным из всех, Пророк произнес речь, состоявшую из мудрых наставлений и названную впоследствии خطبة الوداع — Прощальной Проповедью. Ведь он знал, что многих своих сподвижников, преданно любивших его, он видит в последний раз…
Каждый из собравшихся в тот день в долине Арафат, внемля словам посланника Божьего, был предельно внимателен. В дальнейшем именно эти слова пронесли сквозь века многие из тех, кто желал быть в числе его последователей.
Сегодня чрезвычайно важно вновь обратиться к наставлениям пророка (мир ему), адресованным ко всем, кто появятся до Конца Света, дабы постараться применить их в своей повседневной жизни.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), Гордость рода человеческого, лучшее из творений Божьих, прежде чем покинуть сей бренный мир, воззвал:
“О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года. Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город (Мекка). Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц.
Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довел до вас то, что было на меня возложено.
Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу (будьте надежны в вверенном вам)!”
После Посланник упомянул многие иные аспекты жизни, предупредил о запретности ростовщических сделок и начислении процентов за долги, отменил кровную месть, призвал сторониться дьявольских наущений, дабы уберечь свою религию!
Он даже коснулся астрономии, произнеся: “Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. В году — двенадцать месяцев, из них - четыре священных: Зуль-Ка‘да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб”. И подчеркнул важность соблюдения святости этих месяцев, не допуская посягательства на жизнь или имущество других людей.
Так же Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) завещал нам страшиться Божьего гнева, соблюдая права и свободы женщин! Он уделил особое внимание правам жен и правам мужей. Среди произнесенного были такие слова: “Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам словно пленницы и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак”.
Затем Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: “Прислушайтесь, о люди, к моим словам! Поистине, я донес до вас возложенное на меня. И я оставил для вас то, руководствуясь чем, вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это — Священное Писание и жизненный путь Пророка!
О люди, внемлите моим словам и осмыслите их. Твердо знайте, что мусульманин — брат мусульманину и что все мусульмане — братья.
И недозволительно человеку брать что-либо из принадлежащего другому, кроме того, что тот передаст ему по доброй воле. Так не притесняйте же самих себя (нанося ущерб другим)!
О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику [поверх того, что он законно получил]. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения.
Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к роду иному, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания.
О Господи, донес ли я возложенное на меня?
Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Так не посягайте на жизнь друг друга после меня, предавшись старым, языческим заблуждениям!
Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймет и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает.
О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас [это — заключительный этап религиозного развития человечества], так поклоняйтесь Единому и Единственному Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к Дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в Рай.
Завтра (в Судный День) вы будете спрошены обо мне. Что же вы скажете?”
Сподвижники Пророка ответили:
“Мы засвидетельствуем, что ты донес до нас религию, что ты добросовестно выполнил свою миссию, что давал нам советы и наставлял нас”.
После этого Пророк, указав на присутствующих людей, трижды воскликнул:
“Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи!”
Прощальная проповедь Пророка… по сути каждый верующий должен знать ее наизусть и стремиться следовать ей в своей жизни. Она объемлет практически все стороны нашей жизни и напоминает о спросе за нее перед Господом миров, Всевышним Создателем.
В этой проповеди Посланник несколько раз обращается то ко Всевышнему, то к собравшимся и спрашивает: «Донес ли я до вас возложенное на меня, выполнил ли я свою миссию?» Люди в один голос восклицали: «Да, мы засвидетельствуем об этом перед Создателем в вечности».
Что кроется за этими пророческими вопросами? С одной стороны, чувство ответственности перед Всевышним за возложенную миссию, а с другой, напоминание многомиллиардному сообществу его последователей, что теперь они остаются с оставленными назиданиями и наставлениями наедине и будут лично нести ответственность за то, каким образом они им последуют, живя в соответствии с их содержанием.
Чувство ответственности…. Именно о нем говорится в 72 аяте суры “аль-Ахзаб”:
“Мы [говорит Господь миров] предложили небесам, земле и горам [взять на себя и понести] амана, ответственность [ответственный подход к происходящему, со взятием на себя ряда обязательств], но они отказались от нее, они побоялись ее.
Ответственность понес [по воле Божьей] человек…”
Понятие амана, упомянутое в Священном Коране, отображает и передает различные смыслы и значения, общность которых сводится к следующему: чувство собственной ответственности, возникающее у человека, как только ему доверяют то или иное; полное осознание им того, что он в ответе за это перед Господом. В хадисе сказано:
“Каждый из вас - пастырь и каждый из вас в ответе за свою паству. Так, предводитель (имам) - пастырь и он в ответе за свою паству, и мужчина - пастырь в своей семье, и он в ответе за свою паству, и женщина в доме своего мужа - пастырь, и она в ответе за свою паству…” (Аль-Бухари).
Религия Ислам требует от своих последователей, чтобы они обладали живой и проникновенной совестью, благодаря чему будут соблюдаться обязательства перед Всевышним и права людей, а поступки людские будут защищены от нерадивости и инертности. Поэтому каждый верующий должен быть амином, то есть ответственным и достойным доверия.
Амана - это обязанность, которой трепетно следовали наши предшественники и заповедовали друг другу, прося помощи у Аллаха, дабы Он помог им соблюсти ее. Стоит задаться вопросом: на должном ли уровне сейчас и сегодня находятся эти качества?
Понятие амана имеет и такое значение: добросовестное отношение человека к исполнению всех, без исключения, обязанностей, которые на него возложены, полная самоотдача для достижения образцового результата в своей работе. Ведь разложение нравов и устоев в обществе, наверно, начинается c безответственности, легкомыслия и безразличия.
Средства, которые вверяются нам для того, чтобы мы хранили их на протяжении оговоренного времени, а затем по требованию вернули обратно - это тоже амана, за которое мы понесем ответ в День Суда.
Переселяясь в Медину, Пророк оставил в Мекке своего двоюродного брата ‘Али, чтобы тот мог вернуть язычникам средства, вверенные ему на хранение, хотя эти люди подвергли Пророка всевозможным испытаниям и вынудили покинуть родные земли. Однако благородный человек никогда не опустится до уровня ничтожных качеств!
Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда передается пророческое повествование: “Смерть на пути Всевышнего покрывает все грехи, кроме неисполнения вверенного (т.е. нарушения амана)... Будет приведен раб Божий в День Воскресения - и даже если он был убит на пути Всевышнего - и будет сказано:
“Исполни свои обязательства! Верни вверенное тебе!” Он же в удивлении промолвит:
“О, Господи! Как (это сделать), ведь жизнь уже прошла!” Тогда будет сказано: “Низвергните его в пропасть”, и предстанет пред ним его амана в виде, подобном тому, когда она была ему вверена, и он увидит ее, и узнает ее. Затем он будет низвергнут вслед за ней в пропасть. Настигнув ее, он взвалит ее на свои плечи и начнет подниматься. Взобравшись и подумав, что уже выбрался (из пропасти), она соскользнет с его плеч. И так будет он падать вслед за ней во веки веков”. Затем Пророк произнес:
“Молитва - амана, ритуальное омовение - амана, весы - амана, мера - амана (и перечислил другие вещи), а самое суровое из этого - вещи, отдаваемые на хранение” (Ахмад).
Амана, которая призывает защищать права и ограждает человека от низости и подлости, обретает этот статус лишь тогда, когда она утверждается в самой совести человека и контролирует влияние любых чувств - как сильных, так и едва ощутимых. Знание канонов не освобождает нас от обязанности жить в соответствии с ними, а амана - это чистая, живая совесть, сочетающаяся с правильным пониманием Корана и сунны. Если совесть умирает, то уходит и амана, и тогда человеку не поможет ни повторение аятов вслух, ни изучение сунны.
“Мы [говорит Господь миров] предложили небесам, земле и горам [взять на себя и понести] ответственность [ответственный подход к происходящему, со взятием на себя ряда обязательств], но они отказались от нее [осознавая всю тяжесть этого и выбрав покорное следование установленным Богом законам, без права свободного выбора]. Они побоялись ее [ведь несоблюдение было чревато Божьей карой, а быть ответственным всегда непросто].
Ответственность понес [по воле Божьей] человек. [Это и стало тем, что человека делает человеком, отличает его от других творений: разумение и ответственный подход к выбору].
Но [следует принимать в расчет, что] человек [обычно] крайне несправедлив [склонен к греху] и очень невежественен [не любит учиться и постигать новое]”.
Несправедливость и невежество, упомянутые в Священном Коране, - это два бедствия, обрушившиеся на человеческую сущность (фитра), и человеку предписано пройти испытание в борьбе с ними. Его вера не будет искренней до тех пор, пока он не очистит ее от несправедливости.
“Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них - безопасность, и они - на верной дороге”. (Сура 6, аят 82)
Набожность человека не будет полноценной, пока она не очистится от невежества:
“Воистину трепет перед Всевышним испытывают из Его рабов только знающие; поистине, Аллах Велик, Прощающ!” (Сура 35, аят 28)
С такими качествами, как несправедливость, склонность к греховному и невежество, человеку необходимо работать всю свою жизнь, укрепляя дух, пробуждая целеустремленность, мотивируя себя, осознавая смысл бытия, “пробивая” в мозгу новые нейронные пути, приобщаясь к различным знаниям и постоянно приумножая их. Это и станет одним из главных земных достижений — уверовать, изменять себя в лучшую сторону, расти, трансформироваться через усилия и старания, порой до изнеможения, а — как результат — мир, окружающий нас, чуточку изменится в лучшую сторону.
Сегодня, в светлый день праздника «Ид аль-Адха» молим Всевышнего даровать каждому из нас целеустремленность и желание обладать высокими человеческими качествами и истинной верой. Мы молим Его о низведении мира и спокойствия на земле во имя процветания человечества.
4 октября 2014 г. (10 Зуль-Хиджи 1435 г. Хиджры), Московская Соборная мечеть