закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


24 октября 2014 14:53   Москва 

Хиджра - новый этап. Проповедь

В сознании многих из нас наступление нового года продолжает казаться вратами в лучшую часть нашей жизни, в мир новых возможностей и перспектив, оставляющими все плохое далеко в прошлом. Однако, станет ли новый год на самом деле таким, зависит не от новогоднего волшебства, а от милости Творца, наших стараний и усердий в этом.

Отмечу, что наступление нового года по хиджре не относится к числу канонических религиозных праздников. Эта дата является условной, принятой для удобства летоисчисления. Начало отчёта мусульманского календаря с года переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) было принято только через несколько лет после его смерти во время правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах) в связи с колоссальным расширением территории государства. Использование же лунных месяцев сохранилось в мусульманской традиции еще с доисламской эпохи арабов и было узаконено аятом Священного Корана1:

«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа»2.

При этом не только луна, но и солнце были определены Всевышним для исчисления времени человечеством. В Священном Коране говорится:

«Он (Аллах) раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну – для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего»3.

Но верующий человек стремится во всем увидеть Божественные знамения и извлечь мудрые назидания как из исторических событий, так и из окружающей его действительности. Поэтому сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми своим размышлениями, связанными с наступлением нового 1436 года по хиджре.

Я не буду вдаваться в подробности истории переселения мекканских мусульман и пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), она подробно описана в книгах по его жизнеописанию и многим известна. Отмечу лишь тот факт, что переселение произошло по божественному велению и ни в коей мере не было бегством от трудностей. Переселяясь в Медину, многие мекканские мусульмане оставляли в родном городе все своё имущество и полностью обрывали родственные связи, которые на то время служили гарантией безопасности. Они ехали не в поисках лучшей жизни, не ради материального обогащения, а исполняя повеление Своего Господа, всецело положившись на Него. Подчёркивая важность именно этой мотивации, благословенный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) провозгласил: «Поистине, дела (оцениваются) по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его переселится к Аллаху и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся»4. Этими словам заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) провозгласил основополагающий принцип нашей религии о том, что Господь будет судить деяния человека не по внешней форме, а по тому устремлению, с которым он совершил тот или иной поступок.

Часто бывает так, что некоторые люди, стремясь хоть как-то оправдать свои поступки, пытаются облачить свои корыстные, а порой и даже греховные устремления в личину внешних благодеяний, считая, что это не только спасет их от Божьего наказания, но и станет причиной награды. Однако, Господь не примет подобных дел, сколь красивыми и праведными бы они не казались.

Многие из нас хотели бы оказаться среди тех мекканских сподвижников Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), дабы по первому его зову совершить хиджру-переселение и удостоиться высочайшей награды Всевышнего. Однако, больше ни один переезд, сколь бы нам этого не хотелось, не будет считаться хиджрой, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Нет хиджры после освобождения Мекки»5. В тоже время благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) раскрыл для нас иной путь, следуя по которому мы сможем удостоиться награды мухаджира, продолжив: «Но есть усердие и намерение». В другом своём изречении он поведал, что «Мухаджир – это тот, кто прекращает (совершение) грехов и ошибок»6.

Комментируя этот хадис, выдающийся татарский богослов Ризаэтдин Фахретдин писал: «Хотя хиджра и завершилась с освобождением Мекки, желающие могут удостоиться ее награды и положения мухаджира даже находясь у себя дома, если будут остерегаться совершения запрещенного Всевышним»7.

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что словам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), разъясняющим понятие мухаджира, предшествует его объяснение еще нескольких важных понятий. В начале этого хадиса он говорит: «Сообщаю вам, что верующим (му’мин) является тот, кому люди доверяют самих себя и своё имущество, мусульманином (муслим) является тот, от рук и языка которого защищены люди, а усердствующим (муджахид) является тот, кто усердно повинуется Всевышнему».

Уважаемые мусульмане!

Начало нового года – это очередное напоминание о безвозвратном уходе одного временного промежутка нашей жизни, за каждое мгновение которой мы будет держать отчёт перед своим Создателем в день Великого Суда. Именно поэтому это прекрасное время для того, чтобы вспомнить, что хорошего или плохого каждый из нас успел совершить за прошлый временной промежуток. В суете повседневной жизни многим из нас не хватает времени, чтобы оглянуться назад, проанализировать свои собственные поступки. За возможность реализовать некоторые из них нам следует возблагодарить Создателя, а за совершение других – покаяться Ему и исправить. Благодаря самоанализу и самоотчёту в эти дни, человек может построить правильные планы на будущее, в котором он будет стараться не повторять ошибок прошлого и наметит благие дела, приносящие пользу для его мирской жизни, а самое главное – для Вечности.

Точно также как на работе мы составляем планы на будущий год, отчитываемся за прошлый период, сопоставляем плановые и фактические показатели, анализируя все эти данные, нам просто необходимо делать это и в отношении своей духовности.

Отсутствие самоотчёта и планирования своего духовного развития приводят к тому, что человек теряется в жизненной суете, просто течёт по течению жизни, которое иногда может завернуть и в греховное русло. Только внимательно анализируя и планируя свою жизнь, человек сможет вовремя увидеть собственную ошибку, избавиться от нее и не увязнуть в болоте грехов.

Подобные практики были характерной особенностью первых поколений мусульман, которые, как отмечают учёные, даже записывали все свои повседневные действия и поступки, а потом на основе их анализа благодарили Всевышнего за совершенные благодеяния и каялись Ему за грехи и ошибки. Безусловно, что они являются «путеводными звездами» для последующих мусульман, для нас с вами, и даже в аспекте самоанализа можно увидеть, насколько трепетно они исполняли веление своего Господа:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами»8.

Обратите внимание, что в этих священных аятах завтрашним днём Всевышний Аллах называет день Великого Суда, указывая таким образом на его скорое и внезапное наступление. Часто бывает так, что мы откладываем многие дела на завтра, на следующую неделю или год, и даже на пенсию, забывая при этом, что внезапная смерть может призвать нас ко Всевышнему в любое мгновение. Предупреждая об этом, Всевышний говорит в Своём заключительном послании человечеству:

«Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее. Воистину, Аллах способен на всякую вещь!»9

Дорогие мои братья и сестры!

На десятый день наступления нового года по хиджре, в день Ашура, мы вспоминаем многочисленные милости Всевышнего Аллаха, дарованные в этот день многим Его пророкам и их народам. Согласно преданиям, именно в это время Господь принял покаяния Адама и Дауда, вознёс Идриса и Ису, вывел Нуха на сушу, спас от огня Ибрахима, а Мусу и его народ – от Фараона, возвратил царство Сулейману, выпустил на свободу Юнуса и сотворил по Своей безграничной Милости еще множество чудесных событий. В последствии эти пророки и их народы отмечали этот день постом, ежегодно благодаря таким образом Своего Господа. Общеизвестно, что заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) продолжил эту традицию, призывая своих последователей по возможности соблюдать пост девятого, десятого и одиннадцатого числа месяца мухаррам.

Давайте и мы отметим эти дни постом и молитвой, обращаясь к Всемогущему и Всемилостивому Творцу с просьбой о даровании в новом году мира и спокойствия всему человечеству, избавлению несчастных страдальцев от зла притеснителей, исцелению от болезней и эпидемий, укреплении нашей богобоязненности и увеличении добродетели!

 

1 См. Н.В. Ефремова, Т.К. Ибрагим. Жизнь пророка Мухаммада. – М.: Ладомир, 2009. – С. 284.

2 Св. Коран, 2:189.

3 Св. Коран, 6:96.

4 Бухари, 1; Муслим, 1907.

5 Муслим, 1864.

6 Ибн Хиббан, 4862.

7 Ризаэддин бине Фэхреддин. Жэвамигуль-кэлим шэрхе. – Казан: Татарстан китап нэшрияты. – С.83.

8 Св. Коран, 59:18-19.

9 Св. Коран, 16:77.

 

Ислам-хазрат Зарипов

Имам-хатыб Московской соборной мечети

Проповедь прочитана в ходе пятничной молитвы 24 октября 2014 года

в Московской соборной мечети

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.