закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Абу-Ханифа: Письмо Усману аль-Батти

В 2009 году мы отмечаем 1310-летие со дня рождения великого исламского правоведа и богослова имама Абу-Ханифы, основателя ханафитского мазхаба. К этой дате мы приурочим ряд публикаций, посвященных жизни и наследию великого факиха.

Науке не известен ни один правовой труд Абу-Ханифы, который возводился бы непосредственно к нему. В области теологии ситуация выглядит немного лучше. Здесь под авторством величайшего предстоятеля фигурирует несколько богословских трактатов, в числе которых — «Письмо Усману аль-Батти» (Рисала иля Усман аль-Батти). Это письмо затрагивает сугубо богословские темы, поэтому и было отнесено к теологическим трактатам. Ни его содержание, ни его стилистика не дают никаких поводов для сомнений в том, что оно принадлежит непосредственно перу величайшего предстоятеля. Скорее всего, удалось письму избежать и обработки со стороны его последователей.

Именем Бога, Всемилостивого и Милосердного!

Усману аль-Батти от Абу-Ханифы:

Мир тебе! Прежде всего я воздаю пред тобой хвалу Богу, кроме Которого, нет божества… И после того: завещаю тебе богобоязненность и богопослушание. Бог достаточен как вершащий расчет и воздаяния!

Дошло до меня твое письмо. Уразумел из него твои наставления. Там было сказано, что вожделение добра и увещеваний побудило тебя написать письмо. Именно так мы это и приняли. Ты написал, что прослышал обо мне, будто я мурджиит, и что [великогрешника] я считаю [не неверным, а] заблудшим верующим. Это смутило тебя, ибо, клянусь, нет оправдания тому, что удаляет от Бога; ни одно нововведение, выдуманное людьми, не ведет [к Нему]. И предписанием может быть лишь то, что явил Коран, к чему призывал Мухаммад и чего придерживались его сподвижники, пока люди не раскололись. А все, что кроме этого, — новшество! Уразумей мое письмо к тебе и остерегайся необоснованных суждений, опасайся, как бы сатана не подступил к тебе, — да охранит нас с тобой Бог богопослушанием. И мы молим Его о помощи и милости и для нас, и для тебя!

Я поведаю тебе, что люди были многобожниками прежде, чем Бог явил Мухаммада Посланником. И явил Он Мухаммада, который призвал их к Исламу. Призвал их засвидетельствовать, что нет божества, кроме Бога Единого, Который несообожествляем, и засвидетельствовать то, что пришло от Бога. Кто принял ислам, тот стал верующим, чистым от многобожия, а имущество и кровь его стали неприкасаемыми, и он стал обладать правами мусульман и их неприкосновенностью. Кто же не принял этого, когда его призвали, — тот неверный, далекий от веры, а имущество и кровь его неохраняемы. И в отношении него приемлется лишь приход в ислам или убиение. Исключение составляют люди Писания, которым Бог предписал выплату джизьи.

После этого уверовавшим были ниспосланы религиозные обязанности, исполнение которых стало неким деянием, дополнительным к вере. Посему Бог гласит: «И обрадуй тех, которые уверовали и творили благочестивое...» (2:25); «Те, которые уверовали в Бога и творили благочестивое...» (2:62; 5:69) и тому подобное в Коране.

Утративший деяние не есть утративший веру, ибо обрел он веру без деяния. И если утративший деяние приравнивался бы к утратившим веру, то лишь в силу утраченности им деяния его следовало бы перестать нарекать верующим и лишать неприкосновенности, как это применяется к тем, которые, утратив веру, не нарекаются в силу этого верующими и лишаются неприкосновенности и своих прав, ибо возвращаются к тому состоянию многобожия, в котором они пребывали прежде.

Из этого различия следует то, что люди не разнятся в вере и не превосходят друг друга в ней. Они превосходят друг друга в деянии, различаясь исполнением религиозных обязанностей. Религия обитателей неба и религия Посланника суть одно. Посему Бог гласит: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Ною, что открыли Мы тебе и что завещали Мы Аврааму, и Моисею, и Иисусу: “Держитесь религии и не разделяйтесь!”» (42:13).

Знай же, Божье водительство в отношении веры в Бога и Его Посланника и водительство в отношении обязательных в религии деяний — не одно и то же. Так почему ты находишь это запутанным? Ведь ты называешь человека верующим только за веру его, так же как и Бог в Своем Писании. И ты называешь его всего лишь невеждой, если он не ведает о религиозных обязанностях, хотя и обучается тому, в чем невежда. Разве заблудший в богопознании и познании Его Посланника равен заблудшему в познании того, чему обучаются люди, уже будучи верующими? Бог об обучении религиозных обязанностей гласил: «Разъясняет вам [верующим] Бог, чтобы вы не заблудились. А Бог о всякой вещи знающ!» (4:176). И гласил: «Если собьется одна [верующая], то напомнила бы ей другая» (2:282). И передал [слова Моисея]: «Я сделал то; тогда я был заблуждавшимся» (26:20), то есть был невеждой. Довод из Писания Божьего и Сунны в пользу этого намного очевидней и ясней того, что путает подобных тебе. Разве ты не говоришь «несправедливый верующий», «грешный верующий», «ошибающийся верующий», «ослушавшийся верующий», «неправедный верующий»? И разве тот, кто творит грех и ошибается, вступает на некий иной путь, помимо пути веры? Разве он становится [окончательно] заблудшим для истины, которая, стало быть, и сбивает его? И неужели ты думаешь, что, когда дети [пророка] Иакова, сказали своему отцу: «Поистине, ты — в своем старом заблуждении» (12:95), они имели в виду: «Поистине, ты — в своем старом неверии»? Упаси Бог тебя, знатока Корана, от подобного понимания!

Знай, что если все обстоит так, как ты написал нам, то люди, ставшие верующими еще до появления религиозных обязанностей, должны были начать именоваться верующими лишь с появлением предписанных обязанностей. Но ты не пояснил мне, кем они были прежде этого, что за религия у них была и что ты свидетельствуешь о них. Если они могут называться верующими, лишь исполняя предписанные обязанности, но ты все же их посчитаешь теми верующими, на которых распространяются мусульманские нормы и неприкосновенность, то ты прав. Это истина, хоть я и не писал тебе о сем. Но если посчитаешь их неверными, то, стало быть, ты привносишь новшество и идешь наперекор Пророку и Корану!

Ежели ты примешь суждения упрямых нововведенцев, посчитав тех ни неверными, ни верующими, то знай, что и это суждение — нововведение, идущее наперекор Пророку и его сподвижникам!

Али [ибн Абу-Талиба] называли повелителем верующих, так называли и Умара [ибн аль-Хаттаба]. Неужели этим подразумевали «повелитель богопослушников, исполняющих все религиозные обязанности»? В послании «аль-Кадыйа» Али называет воевавших с ним жителей Сирии верующими. Но разве они были правы в своих деяниях, коль он воевал с ними?

Сподвижники Пророка также воевали друг с другом, но обе стороны не могут быть одновременно правыми. Кого же, по-твоему, среди них называть неправым? Клянусь Богом, я не знаю более великого греха среди людей кыблы, чем грех братоубийства, в особенности пролития крови сподвижников Мухаммада. Но как, по-твоему, называть те две стороны, ведь одновременно они не могут быть правыми! Если сочтешь, что они обе правы, то ты ошибешься. Если сочтешь, что они обе заблуждаются, то снова ошибешься. А если скажешь, что одна из них права, то как быть с другой? Но ежели ты скажешь: «Богу виднее!», то ты поступишь верно. Пойми же то, о чем я пишу тебе!

Знай, я говорю: люди кыблы суть верующие. Я не исключаю их из веры за утрату чего-либо из религиозных обязанностей. Кто богопослушен во всех религиозных обязанностях и при этом верует, тот, по нашему разумению, войдет в Рай. Кто же оставит веру и деяние, тот — неверный, которому уготован Ад. Кто же обрел веру, но утратил что-либо из религиозных обязанностей, тот — грешный верующий. Воля Бога [решит участь] его: если Он пожелает, то накажет, а коль пожелает, то — простит. Ежели Он накажет за утрату чего-либо [из деяния], то накажет лишь за сам грех. А ежели простит ему, то простит и грех.

О тех разногласиях, что случились среди сподвижников Божьего посланника, я говорю: «Богу виднее!». И для тебя предполагаю лишь подобное разумение обо всех людях кыблы, ибо таково предписание сподвижников Божьего посланника — знатоков Сунны и фикха. Твой [старший по вере] брат Ата ибн Абу-Рабах, когда мы обрисовали все это, сказал: «Подлинно, таково предписание сподвижников Божьего посланника». Твой [старший по вере] брат Нафи, указывая, что [Абдаллах] ибн Умар считал иначе, сам говорил так же. Салим со слов Саида ибн Джубайра говорил: «Таково предписание сподвижников Мухаммада». Нафи, впрочем, также говорил, что подобным образом высказывался и Абдаллах ибн Умар. То же про него говорил и Абд-аль-Карим со слов Тауса, а тот — со слов Ибн-Аббаса.

Дошло до меня, что Али ибн Абу-Талиб, когда писал «аль-Кадыйа», назвал одновременно верующими два [враждующих мусульманских] отряда. Подобное также говорил и Умар ибн Абд-аль-Азиз — сие дошло до меня с твоих же слов в передаче одного из твоих братьев [по вере], с которым я встречался. Умар ибн Абд-аль-Азиз приказал изложить все это письменно, стал обучать этому сына. Он повелел этому обучить его. И твои же учителя обучали его этому, да пребудет с тобой Божья милость!

Знай, лучшее, что вы можете знать и чему обучать людей, — это Сунна. Должно тебе знать ее знатоков, у которых и надлежит набираться знаний о ней!

Что же до упомянутого тобою прозвания мурджиитом, то в чем же грех людей, которые говорят истину, а нововведенцы цепляют им подобное прозвище? Воистину, они — люди истины и поборники Сунны, а прозвище нацепили им их ненавистники. Но, клянусь, никогда не станет ущербной истина, коль ты к ней призываешь людей и в чем они согласились с тобой, лишь из-за прозвища ненавистников! Но даже если они и поступили так, то это прозвище — новшество! И разве от этого станет ущербным то, что ты берешь у знающих истину?

Если бы не приязнь к многословию и то, что долгие толкования могут обременить тебя, я бы подробнее разъяснил тебе свои ответы в настоящем письме. И если что найдешь затруднительным или же нововведенцы смутят тебя в чем, то дай мне знать, и я отвечу тебе, если будет на то Божья воля. Я желаю тебе и себе лишь благое, и пусть Бог будет источником помощи! Пиши и впредь мне, хоть просто так, хоть по надобности.

Да наделит нас Бог прекрасным исходом и благой жизнью! Божий мир тебе, милость и благословение Его! Да будет хвала Богу, Господу миров! Да благословит Бог нашего господина Мухаммада, семью его и всех его сподвижников!



Из книги Рустама Батрова «Абу-Ханифа: жизнь и наследие». Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Нижний Новгород - Ярославль. ИД «Медина», 2007.


Система Orphus
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна