закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Абу-Ханифа: Учитель и ученик. Часть 3

Ученик: Как великолепно это сравнение! Однако поведайте мне, что лучше – молиться о прощении великогрешника или молиться во вред ему. Или Вы выбираете то, что между молитвой о проклятии и мольбой о прощении. Объясните мне это.

 

 

Учитель: Помимо сообожествления к Богу, грех бывает двух видов. Но какой из этих грехов раб Божий ни свершит, лучше молиться о его прощении, хотя, призывая на него проклятие, ты не совершишь проступка. Если он свершил грех во вред тебе, то лучше простить ему и не молиться во вред ему. А если он свершил грех пред Создателем своим, не сообожествив никого наряду с Ним, то лучше быть милостивым к нему и молиться о его прощении, дабы проявить уважение к шахаде. А коль взмолишься о его погибели, то не совершаешь проступка, ибо ты как будто говоришь: «Господи, взыщи с него за его грех». Но коль попросишь: «Господи, взыщи с него за то, в чем он не виноват», то грешен будешь сам.

 

Лучше молиться о прощении по двум причинам. Первая – то, что он верующий. Вторая – ты не уверен, что Бог его накажет. А если ты уверен, что Бог накажет его, то не подобает (*харам) тебе молиться о его прощении, ибо Бог запретил молиться о прощении тех, кому Он уготовил Ад. Кто молится о прощении того, кому Бог обещал наказание, тот просит своего Господа не исполнять обещанное Им. Он словно просит: «Господи, не умерщвляй меня одного». А ведь Бог гласил: «Каждая душа вкусит смерть» (3:185).

 

Молиться о прощении изрекшего шахаду лучше, ибо в этом уважение к шахаде и ее засвидетельствованию. Нет ничего лучшего в богопослушании, чем засвидетельствовать шахаду. Рядом с засвидетельствованием шахады все религиозные обязанности, предписанные Богом, меньше куриного яйца в сравнении с семью небесами, семью твердями и тем, что между ними. Как велик грех многобожия, так велика и награда за шахаду. А ведь Бог, говоря о величии греха многобожия, не упоминает подобного величия ни о каком другом злодеянии, ибо гласил Он: «поистине, многобожие – великая тирания» (31:13). Ни о каком другом злодеянии Он не говорит ничего подобного. И гласил Всевышний: «А кто сообожествляет, – точно он упал с неба, и схватят его птицы, или занесет его ветер в далекое место» (22:31). И гласил Всевышний: «Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом от того, что они приписали Богу (*ар-Рахман) сына» (19:90–91). Ничего подобного не говорится ни о душегубстве, ни о менее тяжких [грехах].

 

Ученик: Вы лишь увеличили во мне интерес к беседе с Вами. Да воздаст Вам Бог добром за [служение] всем верующим. Как великолепны Ваши речи, Ваше понимание и Ваш рассказ о добродетельных и злонравных! Как чутко Вы ведаете об их достоинствах и как мягко относитесь к ним! Однако поведайте мне, среди людей истины из числа людей кыблы превосходят ли одни других в своих суждениях?

 

Учитель: Люди истины в своих суждениях о значимости богопочитания одинаковы, однако одни превосходят других в том, что они обладают знанием, могут обосновать значимость почитания Бога, призывают к Нему, несут ради этого бремя, искренне обеспокоены порчей *уммы, стремятся усилить ее богопочитание и защитить ее. И те, и другие подобны воинам на поле боя: их слова и руки сплелись воедино перед лицом врага. Однако некоторые из них превосходят других, ибо они знают военное ремесло, жертвуют своим оружием и имуществом и вдохновляют соплеменников на бой.

 

Ученик: Клянусь, я не слышал более понятного сравнения! Однако поведайте мне, становится ли верующий врагом Божьим, когда вершит великий грех?

 

Учитель: Верующий, если не оставит единобожия, не бывает Божьим врагом, хоть и свершит он все грехи. Это так, ибо враг тот, кто ненавидит и порочит своего неприятеля. Верующий же может совершить великий грех, но вместе с тем он будет любить Бога более всего остального. Это так, ибо если бы ему пришлось выбирать между тем, чтобы сгореть в пламени или оклеветать Бога в своем сердце, то возжелал бы он быть спаленным.

 

Ученик: Коль любит Бога более всего остального, ужель ослушается Его? И разве может человек любить кого-то и быть ослушным в его повелениях?

 

Учитель: Да, может. Ребенок любит своего родителя, но может и не слушаться его. Также и верующий: он любит Бога более всего остального, хоть и ослушен Ему. А ослушен он лишь потому, что одолевают его явные искушения. Воистину, искушения его одолевают! Человек, служивший правителю, который затем сместит его с должности и подвергнет всяческим наказаниям, после освобождения все равно возвращается на свою работу, если осилит. Женщина, настрадавшись при родах, окрепнув, вновь желает иметь детей.

 

Ученик: Об искушении известное поведали Вы. Скольких благочестивцев оно одолело! Адам и Давид из их числа[1]. Однако поведайте об этом верующем, ужель он ослушается Бога, зная, что ждет его за это наказание?

 

Учитель: Ослушается, хоть и знает, что ждет его за это наказание. И свершит это по двум причинам. Первая из них – он надеется на прощение. Другая – думает, что покается до предсмертной агонии и кончины.

 

Ученик: И человек преодолеет страх перед наказанием?

 

Учитель: Да, ведь человек преодолевает страх перед опасностью, которая [может подстерегать его] в еде, питье, войне и плавании по морю. И если, плавая по морю, он не надеялся б избежать кораблекрушения, а воюя, – на победу, то он никогда бы не вышел в море и не воевал.

 

Ученик: Вы правы. По себе я знаю: когда отведаю еды, от которой мне плохо, я каюсь после опустошения и говорю себе, что не повторю этого; когда же вновь ее увижу, то не сдерживаюсь… Однако поведайте мне о слове *куфр («неверие»), ведь у него есть некое определенное значение.

 

Учитель: Да, слово *куфр имеет определенное значение. А именно – полное отрицание. Именно так арабы понимают это слово из своего языка, на котором Бог ниспослал Коран. Например, одному человеку другой задолжал несколько дирхемов, и по истечении срока между ними возникла судебная тяжба. Если должник признает долг, но не возвращает, то истец в таком случае заявляет, что он тянет с оплатой, но не говорит об отрицании долга, используя для этого слово *кафара. А если он полностью отказывается от долга, то истец заявляет об отрицании долга через глагол *кафара, а не о задержке платежа. Так же и верующий: если, не отрицая, оставляет религиозную обязанность, то он именуется грешником. А если, отвергнув, оставит ее, то нарекается неверным, отвергающим веления Бога.

 

Ученик: Это известная истина, что человека называют отвергающим – если он отвергает, признающим – если он признает, злонравным – если он злонравен, добродетельным – если он добродетелен. Однако поведайте мне о том, кто известен как единобожник, но говорит: «Я не верую в [пророка] Мухаммада».

 

Учитель: Такого не бывает. А если и случится, то мы назовем его неверующим в Бога, лгущем о своем богопознании. Ведь о его неверии в Бога можно судить по неверию в Мухаммада, ибо кто не верует в Бога, тот не верует и в Мухаммада.

 

Неверие же в Бога не вытекает из неверия в Мухаммада. Например, [неверие] христиан вытекает из отрицания Единого, не имеющего сына, ибо они полагают, что Бог один из трех. Также и [неверие] иудеев следует из отрицания самодостаточности Того, кто ни в чем не нуждается, щедрости Того, кто не скуп, Господа, не имеющего сына, Вседержителя, коему нет подобия, ибо они полагают, что Бог нуждается, что длань Божья в оковах [скупости][2], что Ездра – сын Бога[3], что Бог имеет Адамов образ. Таковы и те, которые почитают огонь, поклоняются солнцу и луне. Но Бог гласил: «Отклоняют наши знамения только неверные!» (29:47). И гласил: «Но нет, – клянусь твоим Господом! – не веруют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. И пока не будет в сердцах их никакого сопротивления против решения твоего, и не покорятся они полной покорностью» (4:65).

 

Кто думает, что он познал Бога, не веруя в Мухаммада, то по его неверию в Мухаммада мы судим о его отрицании Господа. Подобно это тому, как некто думает, что он сможет поднять двадцать пудов. Однако мы, увидев его неспособность поднять и два пуда, понимаем, что, не сумев поднять и двух пудов, он не осилит и двадцати. Подобно это тому, как если кто скажет: «Я знаю, что Бог – истина, но я не свидетельствую, что этот человек – Его творение», то мы понимаем, как он ошибается в самооценке. Ибо если он познал Бога, то познал бы и то, что все, помимо Него, сотворено. Подобно это и человеку, который смотрит на светильник и большой костер, что равно удалены от него, и утверждает, что видит светильник, но не видит пылающий костер огромных бревен. Мы знаем, он – лжец. Ибо если узрел он светильник, то непременно бы увидел и огромный костер.

 

Продолжение следует...

Начало статьи: Часть 1  и Часть 2

 

 

Из книги Рустама Батрова "Абу-Ханифа: жизнь и наследие".

Под общей редакцией Д.В. Мухетдинова. — Нижний Новгород - Ярославль. ИД "Медина", 2007.

 

 

Ссылки по теме:

Абу-Ханифа: Величайшее знание

Абу-Ханифа: Глава о вере

Абу-Ханифа: Об опровержении того, кто обвиняет в неверии из-за греха

Абу-Ханифа: О божественной воле

Абу-Ханифа: О предопределении

Абу-Ханифа: Упрощенное знание

Абу-Ханифа: Завещание о единобожии

Абу-Ханифа: Письмо Усману аль-Батти

 



[1] Адам отведал плод с запретного дерева, Давид завладел женой одного из своих подданных.

[2] См. Коран, 5:64.

[3] См. Коран, 9:30. Ездра. Имеется предположение, что в Аравии существовала иудейская секта, особо почитавшая Ездру.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.