закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


8 августа 2014 12:28    

Шариат в современном мире

Шариат как система мусульманского законодательства по своей сути является аналогом конституции. Но в разных государствах шариат задействован в законах по-разному. Такое положение дел вызвано различными обстоятельствами, иногда субъективными, но иногда и объективными. Среди субъективных причин можно отметить приверженность власти и части населения светскому образу жизни, что является наследием эпохи колониализма. Объективными причинами могут быть отсутствие религиозных знаний; невозможность претворения законов шариата в жизнь по политическим или этнорелигиозным мотивам и др.

Государства, в законодательстве которых так или иначе задействованы нормы шариата, условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – это те страны, где законы шариата первичны, являясь основой для Конституции – Саудовская Аравия, Иран, Судан и в какой-то мере Пакистан. Вторая группа – это государства, где существуют шариатские суды, в основном для разрешения гражданских дел. Среди таких государств – Сирия, Ирак, Иордания и некоторые другие. Следующая группа – это страны, в законодательствах которых закреплены отдельные положения шариата; превалируют же там законы европейские. Таких мусульманских государств большинство, и в качестве примера можно назвать ОАЭ, Кувейт, Оман, Афганистан и др. Есть государства, где нормы шариата отсутствуют на законодательном уровне практически полностью.

Отдельным пунктом следует рассматривать и т.н. зоны нестабильности – страны, поделенные на зоны влияния различных партий и движений. В таких регионах отдельные группировки порой заявляют о «введении шариата» в той или иной местности. Однако по причине их непонятного, а порой и откровенно нелегитимного статуса такие заявления нуждаются в тщательных проверках. Причина этого заключается в том, что такие полуавтономные государственные образования вполне могут не иметь ни ученых-богословов, ни квалифицированных судей, т.е. полноценная судебная система фактически в них отсутствует. Это, в свою очередь, означает, что на таких территориях под красивыми знаменами может вершиться самосуд, что с точки зрения исламского вероучения неприемлемо. Конечно, обо всем ведает только Всевышний Аллах, однако реальные факты свидетельствуют о существовании подобного рода опасности. Прежде всего это относится к самопровозглашенным территориальным образованиям, которые абсолютно никем не признаны и потому по сути своей не легитимны. Из признанных государств к этой группе можно отнести Сомали, частично – Афганистан и нынешнюю Ливию.

Итак, в некоторых мусульманских государствах, где ислам является официальной религией, шариат ограничен определенными рамками. Тем не менее, даже в них он продолжает считаться источником права и одной из основ мусульманской идеологии.

Также следует отметить, что шариат действует лишь в отношении принявших его, т.е. мусульман. Представители же других религий законам шариата подчиняться не обязаны, следуя своим религиозным канонам. Такое положение четко прописано в исламском законодательстве, и идет со времен Пророка (мир ему) и праведных халифов. Современные христианские, иудейские, зороастрийские общины, проживающие в мусульманских странах (даже в тех из них, где законы шариата являются основными, как в Иране), являются ярким примером такого толерантного отношения ислама к представителям других религий.

Чтобы иметь представление о системе законов, полностью основанных на шариате, следовало бы рассмотреть структуру законоположения тех стран, которые соответствуют первой группе. Как уже упоминалось, одним из таких государств является Саудовская Аравия. Судебная система этой страны построена следующим образом:

– условным главой всей системы является правитель, ибо только он имеет право назначать верховных судей; в то же время, над правителем стоят законы шариата, и никто не может их отменить или видоизменить по своему усмотрению, в этом и выражается условность;

– далее в иерархии судебной власти следуют две структуры: Совет министров (в рамках которого судебными делами ведает Министерство юстиции), олицетворяющий собой законодательную власть, занимается разработкой и доработкой законопроектов; и Высший судебный совет – верховные судьи (кадии) отвечают за исполнительную власть и назначаются правителем: все они должны не только иметь высшее религиозно-правовое образование, но и являться ведущими учеными-богословами;

– следующей ступенью в структуре являются т.н. общие суды, состоящие из нескольких судей и занимающиеся различными серьезными делами; именно они имеют право разбирать уголовные преступления;

– самой низшей инстанцией считаются т.н. гражданские суды, состоящие из одного судьи и рассматривающие небольшие гражданские дела, в т.ч. семейного и иного характера.

Также в судебной системе Саудовской Аравии присутствует и Апелляционный суд, имеющий несколько разных палат, например, по уголовным или семейным вопросам. Это означает, что существует возможность обжалования приговора. Помимо этого, в стране действуют и т.н. административные суды, рассматривающие те жалобы, где одной из сторон является государство.

Своего упоминания заслуживает и Совет ведущих улемов во главе с верховным муфтием. Эта структура занимается рассмотрением самых разных вопросов, вынося по ним свои суждения (фетвы). Судьи, выносящие свои решения по тому или иному делу, могут ссылаться на фетвы, если, конечно, те имеют официальный статус.

Следует отметить, что система судопроизводства Саудовской Аравии не является неизменной, пройдя несколько этапов в своем развитии. Одним из примечательных изменений в свое время стало расширение источников при толковании законов шариата – если поначалу они толковались только в соответствии с ханбалитским мазхабом, то сейчас столь строгая привязка к нему отсутствует. Это означает, что в некоторых случаях судьи прибегают и к мнениям ученых других мазхабов.

Все это говорит о том, что власти Саудовской Аравии осознают необходимость перемен и не считают, что судебная система не должна развиваться. Так, объясняя это положение, экс-министр юстиции отмечал, что существующая «система судопроизводства… отвечает лишь условиям определенного времени. Она не порождена вдохновением …и никоим образом не может рассматриваться в качестве неприкосновенной. Это означает, что система может видоизменяться, чтобы содействовать лучшему пониманию фикха, а также верному претворению в жизнь норм шариата, приближая суждения ученых к существующей действительности».

Если кратко охарактеризовать судебную систему Саудовской Аравии, то она, конечно, основана на законах шариата, и в этом отношении судьи никоим образом не зависят от политических лидеров. В одной из основных статей Закона о судопроизводстве четко прописано: «Судьи – независимы и подчиняются только власти положений шариата…». В то же время судьи подконтрольны: верховные – назначаются и снимаются правителем; все остальные – контролируются верховными судьями.

В добавление к этому можно отметить, что большинство дел (особенно из числа уголовных преступлений) рассматриваются не в индивидуальном порядке, а коллегиально. Также каждый из подозреваемых или преступивших закон имеет право на адвоката (вакиль). Любой приговор по серьезным преступлениям должен быть утвержден Верховным судом; и любой приговор может быть обжалован в Апелляционном суде. Помимо этого, в некоторых случаях правитель имеет право объявлять о помиловании и иных видах амнистии.

Все это лишний раз доказывает, что любая судебная система не может быть представлена двумя-тремя судьями и работать по принципу «лишь бы осудить». Тем более важно это для судебной власти, основанной на Божественных принципах, поскольку любая несправедливость, совершенная от имени такой власти, будет бросать тень на сами принципы. Следовательно, таким образом будет дискредитироваться тот Божественный порядок, который Всевышний Аллах предписывает соблюдать. В связи с этим мусульманам следует крайне осторожно подходить к этой проблеме и не заниматься самодеятельностью. Ибо даже если в том или ином регионе присутствуют знатоки шариата, они не имеют право выносить свои решения без реально существующей структуры судебной власти. И уж если они не являются таковыми, то заниматься судебными делами (и тем более выносить судебные решения) они не имеют абсолютно никакого права.

 

Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»

Источник: Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре», № 8 (226) август 2014 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.