закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


18 сентября 2014 14:54    

Шариат – гибкая и органичная система

История исламской цивилизации свидетельствует, что первые мусульмане старались идти в ногу со временем и потому не стремились полностью отринуть все те достижения, которые были известны в их эпоху. В этой связи и современным мусульманам не следует полностью отрицать те современные наработки, которых в последнее время достигли в области развития законодательства страны Запада и Востока. Те, кто заявляют о полной несовместимости или противоречии мусульманского права с законодательством инорелигиозных государств, просто не знают реальности.

Конечно, приводить в качестве примера мусульманские страны, находящиеся в экономической, политической и / или даже идеологической зависимости от Запада, было бы не разумно. Тем не менее нельзя не принять во внимание, что ориентированность этих государств на западное право иногда связана и с отсутствием реальных разработок мусульманских ученых по различным современным вопросам. В частности, такое положение наблюдается в области экономики, когда на самые актуальные темы (страхование, ипотека, банковская деятельность и т.д.) ответы либо не детализированы, либо не согласованы. Последнее, к сожалению, вообще стало характерным признаком современного мусульманского правоведения.

Возьмем для примера законы Саудовской Аравии. Судебная система этого государства является своего рода классическим эталоном для мусульманского мира. Мы видим, что и здесь не отрицаются необходимые для успешного функционирования государства элементы, которые подчас встречаются в законодательных разработках западных специалистов.

Так, принятый еще в первой половине прошлого века Торговый кодекс за некоторыми исключениями является калькой с французских законов. А в некоторых областях права (например, в сфере коммерческого арбитража или интеллектуальной собственности) законы Саудовской Аравии едва ли не полностью соответствуют нормам международных конвенций. Более того, некоторые из судей должны обладать дипломами юридических факультетов не только саудовских вузов, но и западных. Такое взаимовлияние можно считать где-то и обратным, ибо в свое время сами европейцы частично перенимали нормы исламского права (в частности, от мусульман Андалусии, придерживавшихся маликитского мазхаба). аспекты фарнцузского праваеперенималиаменяетть то или иного рода акцииы, в основном, золото и серебро.

Конечно, обращение к западным вузам вызвано суровыми реалиями современной жизни, но не стоит забывать и о том, что Запад давно движется вперед и иногда достигает тех целей, к которым в принципе должны стремиться и мусульмане. Одним из показательных примеров в этом отношении является политика вытеснения табакокурения из сферы общественной жизни. Пока мусульманский мир, можно сказать, «спал» в отношении этой проблемы (ни в одной мусульманской стране на государственном уровне не принимались меры по ограничению этого, без сомнения негативного, явления), западный мир внес в ее решение довольно существенный вклад. В результате уже сами мусульмане стали заимствовать у западных государств практику борьбы с никотиновой зависимостью в своих странах, причем на законодательном уровне. Отрицать существование проблемы табакокурения просто бессмысленно, а продолжать делать вид, что все нормально, не разумно. Верующие не должны «прятать голову в песок», отворачиваясь от реально существующих проблем, напротив, необходимо приложить все усилия для их решения. И если эти проблемы успешно решают представители других религий (а, возможно, и люди вне какой-то религиозной традиции), то не использовать их опыт и достижения только потому, что они не являются мусульманами – очевидная глупость. Конечно, было бы лучше, чтобы мусульманские правоведы сами разрабатывали конкретные шаги по решению возникающих проблем и вопросов. И в некоторых случаях это удается. Но когда такие шаги не выработаны, а в других регионах планеты они существуют и успешно реализуются, то наиболее оптимальным решением было бы использовать такой полезный опыт.

Если вспомнить историю, то факты подобного взаимодействия с другими цивилизациями налицо. Так, технология изготовления бумаги распространилась в мусульманском мире через китайцев. Некоторые науки, являющиеся на сегодняшний день классическими школьными предметами, без изучения которых невозможно получить нормальное среднее образование, являются наследием греческой или уже более новой европейской цивилизации. Об этом свидетельствуют сами названия некоторых из наук в арабском языке – «джуграфия» (география); «джийулуджия» (геология); «физия» (физика). И если кто-то полагает, что в этих предметах нет необходимости, и что в мусульманских странах школьники не изучают эти и другие предметы, то он глубоко заблуждается.

Нельзя забывать и о том, что некоторые из предметов, такие как алгебра или химия, и вовсе основаны мусульманскими учеными, и теперь уже их названия свидетельствуют об их происхождении. Это и есть настоящее взаимодействие, и если кто из мусульман и возмущался этим процессом в прошлом, то сейчас, напротив, практически все гордятся этими достижениями. Никому и в голову не придет отказаться от использования цифр только потому, что они индийского происхождения. Наоборот, мусульмане гордятся тем, что они называются арабскими, потому что именно последователи ислама стали активно их использовать, что и привело к их распространению на Западе.

Все сказанное лишний раз подтверждает, что ислам – не какая-то замкнутая и формалистская религия. Нет, ислам – это универсальный образ жизни, охватывающий собой все сферы жизни. И шариат как Божественный закон помогает следовать в нужном, правильном направлении, смысл которого – достичь прогресса, блага и счастья в обоих мирах, достичь гармонии с Всевышним Аллахом и окружающим обществом.

Согласно правилам ислама шариат, как система законодательства (включающая в себя такие структуры как кадият и мухтасибат), может действовать лишь там, где она представлена теми, кто досконально разбирается во всех тонкостях шариата, и где она поддерживается как минимум большинством населения. Это необходимо знать и учитывать, поскольку в случае отсутствия поддержки со стороны местного населения крайне велика вероятность внутренних конфликтов, которые в итоге могут вылиться в гражданскую войну. А это вступает в противоречие с одним из правил шариата, согласно которому «не допускается устранять вред таким образом, чтобы это привело к еще большему вреду».

Что же касается государств с преобладанием инорелигиозного или вообще нерелигиозного населения, то очевидно, что помимо собственно развития самой системы шариата многое зависит и от политики местных властей, поскольку в случае запрета развития такой системы в той или иной стране (регионе) введение там в действие законов шариата просто нереально. В условиях отсутствия соответствующего договора с властями попытки организации самостоятельных судов неизбежно приведут к самым негативным последствиям.

А вот попытка придти к соглашению в данной области может оказаться весьма позитивным шагом. Примеры параллельного существования шариата и инорелигиозного законодательства существовали в разных регионах планеты, в том числе и в России, правда, с оговорками – шариат регулировал лишь гражданскую сферу права. Уголовная же и административная области законодательства были подчинены общероссийским законам. Схожая ситуация сохраняется в Индии.

Кто-то может сказать, что «частичное использование мусульманского закона неприемлемо в силу необходимости его полного принятия». Но такие заявления отражают лишь часть правды, поскольку ими следует руководствоваться в тех случаях, когда для этого существуют все необходимые условия. Если же таких условий нет, и их невозможно осуществить, то в силу вступают другие правила шариата, в частности – «принятие малого ущерба, если есть цель предотвратить ущерб больший» (или говоря по-другому: «Из двух зол выбирают меньшее»). И действительно, что лучше – отсутствие шариата вообще или пусть частичное, но все же его присутствие?! Если выбирать более предпочтительное, то второе никоим образом не может считаться вредным или бесполезным. Для большей части мусульман, лишенных всей системы, это, напротив, окажется благом. Именно так и складывалась ситуация для мусульман дореволюционной России, и опыт этот крайне важен и ценен. И его исследование и переоценка еще ждут своего часа.

Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»

(Продолжение. Начало в №№ 220, 221, 222, 223, 224-225, 226)

Источник: Всероссийская газета мусульман "Ислам минбаре" № 9 (227), сентябрь 2014 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.