закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Брянская область / История региона
    

Брянская область

Мусульманские общины Брянской и Смоленской областей

1. История. В источниках наряду с др. администр. образованиями Золотой Орды упоминается Смоленская тьма, однако ее история совершенно не изучена. Смоленск в 1506/07 г. наряду с др. городами формально был пожалован ярлыком крымского хана Менгли-Гирея вел. кн. литовскому и королю польскому Сигизмунду, которому фактически и принадлежал (см. Ярлыки крымских правителей вел. князьям литовским). В 1514 г. Менгли-Гирей в послании к московскому вел. кн. сообщает, что Брянск, как и др. южнорусские города, принадлежал Крымскому ханству, об этом есть записи в «дефтерях». В том же послании, угрожая начать войну, он просит вернуть «Смоленский юрт» королю Сигизмунду, а из др. завоеванных Московским гос-вом городов отдать только Брянск, Стародуб, Почеп, Карачев, Радогощь (все находятся ныне на тер. Брянской обл.), а также Новый Городок (вероятно, Новгород-Северский), Путивль и Рыльск, поскольку они «из старины» относятся к Крыму. Даже когда эти города были пожалованы ханом вел. кн. Ивану III, ежегодно туда приходили крымские казначеи князья-дараги, собирали «взимки», и только после этого часть отсылали в Москву. В 1518 г. хан Мухаммед-Гирей просил вернуть ему три «украинных» города, мотивируя тем, что они «тянули» к Крыму еще при вел. царе Тохтамыше.

Возможным рудиментом этой эпохи является пос. Татарск в Монастырщинском р-не (юго-запад Смоленской обл.), который еще в ХVI в. носил название Татарская слобода. Считается, что поселение возникло на месте пограничного форпоста Речи Посполитой, населенного крымскими татарами, находившимися на ее службе.

В XVI–XVII вв. пребывание мусульман на этих землях преимущественно ограничивается военным присутствием. Большое число татар отмечается в гарнизоне Смоленска в период Ливонской войны. Известно, что в 1562 г. астраханский царевич Бек-Пулад был воеводой в Смоленске и командовал сторожевым полком в походе на Литву; в 1563 г. он же участвовал в Полоцком походе (с тер. Смоленщины на северо-восток совр. Белоруссии) в качестве воеводы передового полка. Известно также об активных боевых действиях татар против поляков в р-не Дорогобужа, под Смоленском и в р-не Брянска уже после воцарения Михаила Федоровича Романова (прав. в 1613–45 гг.). С началом войны с Польшей осенью 1632 г. было снаряжено войско для осады Смоленска, в котором воевало 1228 татар из привилегированных сословий (884 казанских, 268 касимовских, 222 темниковских, 174 кадомских, 88 шацких, 20 юртовских татар и др.). Позже в составе подошедшего подкрепления насчитывалось еще 3405 татар из тех же этнолокальных групп. Контингенты романовских служилых татар несли украинную службу в 1628–32 гг. в гарнизоне Вязьмы (ныне Смоленской обл.), а в 1679 г. романовские и ярославские татары под командованием кн. М. А. Черкасского – в Севске (ныне Брянской обл.).

Т. о., тысячи мусульман воевали на полях сражений в землях Смоленщины и Брянщины в эпоху позднего средневековья и в имперский период. Известно об активном участии мусульман в Отечественной войне 1812 г., проходившей на тер. Центр. России, в т. ч. особенно интенсивно – на Смоленщине. Однако гражданских м. о. здесь так и не сложилось. В 1897 г. в Смоленской губ. мусульмане составляли всего 0,02% населения региона (307 мужчин и 52 женщины). Точная статистика по землям Брянской обл. неизвестна, т. к. эта тер. входила в состав Орловской губ. (всего в этой губ. проживало 373 мужчины и 29 женщин из числа мусульман).

2. М. о. в кон. ХХ в. Рост мус. населения в регионе произошел в сов. период, а именно в послевоенное время, когда в силу выросшей мобильности населения усилились миграционные потоки. Кроме того, значительную роль в этих процессах играла существовавшая в то время система распределения специалистов.

Переписью 1989 г. в Смоленской обл. учтено 2 мус. этноса, чья численность превышала 1 тыс. чел.: татары (2,2 тыс., или 0,19% общего населения области, 6-е место среди всех этносов) и азербайджанцы (1,1 тыс.). В Брянской обл. только численность азербайджанцев превышала этот порог: 1,2 тыс. чел. (0,08% всего областного населения, 6-е место).

После развала СССР ввиду резко усилившихся миграционных процессов выросло и мус. население в этих западных областях РФ. Общая численность м. о. Смоленщины, согласно переписи 2002 г., составила 8,7 тыс. чел. (0,83% населения региона). Численность м. о. Брянщины выросла до 6 тыс. чел. (0,44% населения). Этот рост произошел на фоне весьма значительной депопуляции, составившей в межпереписной период в Смоленской обл. 104 тыс. чел. (–9% к уровню 1989 г.), в Брянской – 91,2 тыс. (–6,2% к 1989 г.).

3. М. о. Смоленской обл.: статистика. По переписи 2002 г., доминирование в обл. сохранили татары, число которых незначительно выросло до 2,4 тыс.; вместе с близкородственными башкирами их общую численность можно увеличить до 2,7 тыс. В отличие от татар численность азербайджанцев в регионе выросла более чем в 2 раза и составила уже 2,4 тыс. чел.

Общее число представителей коренных народов Центр. Азии, учтенных переписью, составило 1,4 тыс. чел.: узбеки (0,5 тыс.), таджики (0,4 тыс.), казахи, туркмены, киргизы и др. Известно о том, что численность таджиков и узбеков в области в последнее время значительно выросло. Дагестанцев насчитывалась 1 тыс. чел., из них лидировали лезгины, затем шли аварцы, даргинцы, кумыки и др. Вайнахов было 0,5 тыс., по большей части чеченцы. Представителей Сев.-Зап. Кавказа (карачаевцы, кабардинцы и др.) в области немного – 0,1 тыс. чел. Переписью были учтены также несколько десятков представителей мус. народов дальнего зарубежья (арабы и др.).

Смоленская обл. была в числе регионов, куда происходила эвакуация турок-месхетинцев после ферганских событий 1989 г. Общая численность записавшихся турками (миграции турок из Турецкой Респ. в регион не происходило) и турками-месхетинцами составляла, согласно переписи 2002 г., 0,4 тыс. чел.

Единственной зарегистрированной мус. религиозной организацией является РОМ г. Ярцево в 50 км от областного центра, зарегистрированная в 1997 г. в составе ДУМЕР.

4. М. о. Брянской обл.: статистика. Самым крупным мус. этносом региона, по переписи 2002 г., по-прежнему оставались азербайджанцы, число которых выросло до 2,4 тыс. чел. (0,17% всего населения). Основным родом их занятий, как и в большинстве др. регионов России, является мелкий и средний бизнес, преимущественно в сфере розничной и мелкооптовой торговли. Др. мус. этносом, чья численность на тер. области перевалила за отметку в 1 тыс. чел., являются татары: 1,2 тыс.; вместе с родственными башкирами – 1,3 тыс. чел.

Крупной надэтничной мус. общностью являются недавние поселенцы – представители коренных народов Центр. Азии – 1 тыс. чел.: таджики, узбеки (по 0,4 тыс.), казахи и др. Общее число вайнахов достигало в 2002 г. 0,4 тыс. чел., представителей народов Сев.-Зап. Кавказа (кабардинцы и др.) – 0,1 тыс., еще меньше мусульман дальнего зарубежья (турки, арабы и др.).

Важным компонентом м.о. являются дагестанцы (0,7 тыс.): лезгины, даргинцы, аварцы, кумыки и др. На протяжении 2000-х гг. миграция в регион дагестанцев продолжалась с еще большей силой, что в первую очередь связано с массовой безработицей в Дагестане – одном из наиболее трудоизбыточных регионов страны. В области даже образовалось компактное расселение кумыков – выходцев из Хасавюртовского р-на Дагестана.

Зарегистрированных мус. религиозных организаций в области нет, отсутствуют и официальные нац. организации. Лидером татарской общины является профессор Ахнаф Закиров; в его планах была постройка мечети, под которую были найдены спонсоры, но осуществление проекта сорвалось из-за позиции местных властей. Не удалась и попытка представителей ингушской общины зарегистрировать религиозную организацию. В 2006 г. была предпринята еще одна, безрезультатная, попытка создания дагестанского землячества. Представители м.о. приглашались в Москву на отдельные мус. мероприятия в кон. 1990-х гг., присутствовали на одной из столичных международных конференций по исламу (2003 г.). В области имеются татарские и дагестанские религиозные группы.

 

Система Orphus
ИТОГИ
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2020 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна