закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


1 мая 2013 19:14   Вологодская область 

Российская мусульманская община встанет на ноги

Равиль-хазрат Мустафин
Равиль-хазрат Мустафин

 

В апреле нынешнего года исполнился бы 101-й год со дня рождения моей любимой мамы Сары Насибулловны. Она осталась вдовой с четырьмя малолетними детьми на руках в самое тяжелое время для всего народа и страны. Война оставила нас без отца. Ей пришлось работать день и ночь, чтобы нас прокормить и поставить на ноги. Никогда она никому не жаловалась на свою судьбу, так как такая же судьба была почти в каждой семье.

 

Она была уверена, что это испытание от Аллаха и только вера в Него поможет ей вынести все тяготы жизни. Благодаря Всевышнему Аллаху, она вырастила нас, дала образование и отправила в самостоятельную жизнь. Аллах определил ей прожить долгую жизнь длиной 84 года, увидеть внуков и правнуков. Но горевала она о том, что уходят из жизни верующие люди, некому обучать Исламу детей, нет мечети, уходит вера. Даже ее пришлось похоронить нам, ее детям и внукам, без напутственного слова имама. Сейчас настали другие времена. Времена свободы совести и свободы вероисповедания. Даже в те тяжелые времена гонений на религию, власть предоставляла отдельные кладбища согласно вере. Имелась возможность хоронить мусульман отдельно, христиан - отдельно, коммунистов и неверующих - отдельно.

Сейчас власть рекомендует хоронить всех на одном общественном кладбище, а на просьбу о строительстве вероисповедальных кладбищ, отвечает, что «необходимо для укрепления дружбы между народами хоронить всех на одном кладбище». Но имама или муллу теперь можно найти, чтобы проводить покойного в последний в этой жизни путь. Сегодня мусульманам дана возможность объединяться в религиозные общины и централизованные религиозные объединения. Создавать начальные, средние и высшие исламские учебные заведения, чтобы иметь в России своих мусульманских ученых, свою религиозную интеллигенцию.

В сентябре этого года исполняется 16 лет федеральному закону № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Закон, несомненно, должен был содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации.

Перед тем, как говорить об этом Законе, процитирую циркулярное письмо ОГПУ № 4351/С от 25 января 1930 года. Первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир–хазрат Мухетдинов в своем выступлении на встрече полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича с мусульманским духовенством ПФО 19 сентября 2012 года приводит выдержку из этого письма, в котором говорится: «Конкретно нашими основными установками по духовенству в настоящее время являются: а) по мусульманству: возможно большее внесение неразберихи в деятельность духовенства вообще, для чего необходимо практиковать натравливание отдельных служителей культа друг на друга, на почве догматических расхождений, материальных преимуществ, на почве взаимной вражды и тому подобное, применять формы дискредитации (хотя бы по мелочным случаям из личной жизни) духовенства перед верующими массами; углублять (только не административными мерами) материальное неблагополучие, на почве чего создать условия, при которых будет неизбежно нервирована верующая масса постоянными материальными запросами со стороны духовенства. В каждом отдельном случае, используя наличие недовольства верующих масс духовенством, подготовить (весьма осторожно) необходимое общественное мнение, в целях углубления этого недовольства». Далее следует указание по дискредитации ишанского движения и отрыву от них мюридов. «…Также особое внимание должно быть уделено работе по мутаваллиятам». То есть, говоря современным языком, указание на всяческое противодействие оказанию благотворительной помощи религиозным общинам (созданию вакуфов и отказу в предоставлении льгот предприятиям и предпринимателям при оказании этой помощи).

А теперь вернемся к действующему Закону. На первый взгляд Закон преследует благие цели, главная из которых – это содействие достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. Казалось бы, он должен служить тем целям, о которых указано выше, но не внесению неразберихи при создании религиозных объединений и их дальнейшей деятельности.

О чем думал законодатель, декларируя в Законе, что религиозное объединение – это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, в то время как гражданство приобретается человеком с момента рождения? Значит, по букве закона членами организации могут быть дети с пеленок? Ведь только при регистрации организации учредителями должны быть 10 человек, достигшие 18-ти летнего возраста. Организация существует до момента добровольной или принудительной ликвидации, а учредители (участники) могут после регистрации общины исчезнуть.

Если законодатель определил в Законе условия создания местных религиозных организаций, то вопрос создания централизованных религиозных организаций он практически не осветил. Он только упомянул, что ЦРО должно состоять не менее чем из трех местных религиозных организаций. При этом, законодатель, не оговаривая местонахождение местных религиозных организаций и территорию действия централизованной религиозной организации, отдал решение этого вопроса самим организациям, на здравый смысл их руководителей. Конечно, здравый смысл подсказывает, что объединятся местные религиозные организации в централизованные, если видят в этом необходимость, те, что находятся в одном регионе. Иначе и быть, казалось бы, не может. Какие же общие задачи может решать централизованное объединение, если местные организации находятся совершенно в разных регионах? Другое дело, если есть необходимость решать задачи всей мусульманской уммы России, то региональные централизованные объединения могут объединиться.

Однако, в действительности мы имеем то, что имеем, то есть неразбериху. Как продолжает в своем выступлении Дамир –хазрат на той же встрече: «…В качестве примера, приведу Пензенскую область. Существующее здесь с 1990-х годов Региональное Духовное управление мусульман в составе ЦДУМ на днях вошло в клинч с материнской организацией – самим ЦДУМ, поскольку ЦДУМ стало напрямую регистрировать новые общины в своем составе, игнорируя существование своего регионального муфтията… Не менее сложна ситуация с вновь зарегистрированным муфтиятом Пензенской области в составе РАИС, причем все общины нового муфтията во главе с молодым человеком (ему нет еще и 30-ти) Асиятом Уразаевым расположены в Ставропольском крае, то есть вообще в другом федеральном округе России… В общем, если в каждом татарском селе Пензенской области устраивать по 3-4 муфтията, я думаю, можно рассчитывать на интерес к ситуации и со стороны Книги рекордов Гиннеса».

Кстати сказать, по действующему Уставу ЦДУМ во главе с Талгатом Таджутдином действительно может создавать новые мусульманские общины в своем составе. Хотя это законно, но здравого смысла здесь нет. Возможно, у муфтия Талгата Таджутдина появились основания к недоверию к Региональному Духовному управлению мусульман в связи с затягиванием процесса создания местных религиозных организаций или же местные мусульмане не доверяют региональному ДУМ. А вообще, по нашему мнению, централизованные организации такого масштаба не могут занимать выжидательную позицию и ждать, когда сами верующие организуются в общины. Они должны способствовать созданию новых общин: назначать на места духовных руководителей, помогать в строительстве мечетей, а если надо, то и самим их строить. Они должны открывать исламские учебные заведения и финансировать их деятельность.

Для повышения ответственности ЦРО, необходимо всю имеющуюся инфраструктуру местных религиозных организаций передать в собственность централизованных организаций, под единое начало. Централизованные организации должны передавать в безвозмездное пользование объекты религиозного назначения, религиозной инфраструктуры местным религиозным организациям в безвозмездное пользование по своему усмотрению. В этом случае централизованная организация будет иметь возможность планово распределять финансы на содержание, ремонт зданий и сооружений религиозного назначения, входящих в организацию и будет повышаться ее авторитет. Только в таком случае укрепится «вертикаль» религиозной власти. С одной стороны, не всякий захочет нести ответственность за материальную базу, созданную местными религиозными организациями, а с другой, никто не посмеет выбирать себе Духовные управления в зависимости от настроения и симпатии к их руководителям. Создавать централизованные организации с целью сбора «дани» с верующих людей, присвоения себе духовных званий «муфтий», не неся груза ответственности – это только увеличение напряженности среди верующих и духовенства, усиление той самой неразберихи, о которой было упомянуто.

Распространено мнение среди мусульман, что не обязательно вступать в члены мусульманской общины и участвовать в ее жизни. Достаточно того, чтобы человек произнес шахаду и ходил иногда в мечеть. Этого же мнения придерживается и мусульманская элита, но она в то же время активно критикует верующую массу в забвении заветов Аллаха и в отказе от уплаты закята. Для них главное - иметь как можно больше зарегистрированных религиозных организаций как-то: мухтасибатов, муфтиятов, забывая при этом, что невежество (джахилия) верующей массы – это не их вина, а всеобщая беда. Не следовало бы им забывать предупреждение Всевышнего Аллаха, что «наступят такие времена, когда мечети будут наполняться людьми, но они будут в большинстве своем неверующие».

Именно благодаря той работе, о которой говорится в циркулярном письме ОГПУ, мы получили несколько поколений людей, не имеющих религиозного мировоззрения. А за 20 лет получения свободы вероисповедания мы только создали множество религиозных объединений, но не решили задачу ликвидации «религиозной джахилии».

По сути, нашему духовенству надо начинать работу, беря пример с нашего Пророка Мухаммада (САС), с исламского призыва. Уверовавшие в Аллаха должны давать Присягу на верность Аллаху и Его Пророку (САС). Не надо считать, что если у человека «мусульманские корни», то он готовый мусульманин. Клятва на верность Аллаху и Его Пророку (САС) дает эмоциональный заряд и стремление изучать исламскую религию. Мы это практикуем в своей работе по исламскому призыву. Это очень важно в современных условиях.

Ведь очень редко когда родившийся ребенок, слышал первое слово «Аллах». Редко кто из родителей своему ребенку над ухом произносил слова азана. До сих пор бытует мнение, что учиться поклонению Аллаху еще рано, а другие считают, что уже поздно. Вот тогда, когда мечети будут заполняться истинно верующими людьми, то и вопрос с уплатой закята мусульманами будет снят. Вот тогда не будет различия между прихожанами и членами общины. А пока мы, имея тяжелое наследие коммунистического прошлого, пытаемся выдавать желаемое за действительное. Увеличивающееся количество прихожан за счет миграционного потока и «моды» на хождение в мечеть по мусульманским праздникам, мы пытаемся выдать за результат нашей деятельности. Эта же, так называемая «верующая масса», с удовольствием идет отмечать и языческие праздники.

Наши «достижения» в строительстве мусульманской общины России, можно перечислять бесконечно. Но как исправить существующее положение? Прежде всего, для повышения авторитета духовенства необходимо навести порядок в области присвоения духовных званий. Духовное звание – это показатель религиозных знаний, высокой духовности. К этому вопросу нельзя подходить легко. Человек может занимать руководящее кресло в общине, но не иметь соответствующих знаний. И такой не должен иметь духовного звания. Прошли те времена, когда, выучив несколько сур Корана по кириллице, можно было стать духовным руководителем религиозной общины. Надо навести порядок в форме одежды служителей культа.

Мы живем в единой стране, исповедуем единую веру – ислам, имеем единый государственный язык. Поэтому у мусульманских духовных лидеров должна быть единая форма. Эта форма должна олицетворять наше единство. Не может быть различных головных уборов, халатов и обуви. Духовенство должно отличаться друг от друга по своей набожности и авторитету. Авторитетных, уважаемых имамов и муфтиев мусульмане всегда отличат, даже если они не наденут на головы шатровые чалмы. Во-вторых, надо навести порядок в вопросе создания общин. Надо помнить, что религиозная община – это особое объединение граждан. Это не объединение граждан, пожелавших вместе хозяйствовать, не колхоз. Поэтому, руководитель религиозной общины должен назначаться указом централизованной организации из числа лиц, имеющих религиозное образование, которые способны проводить исламский призыв. Мы считаем, что двоевластие в мусульманских общинах недопустимо. Хозяйственными вопросами в общинах должны заниматься попечительские советы общин. Создавшееся положение в мусульманской умме России диктует такое решение.

Кто же должен присваивать духовные звания? В Российской мусульманской общине должен быть создан независимый орган из религиозных ученых, знатоков исламского права на базе одного из ведущих исламских университетов. Сфера деятельности этого органа должна стать координация деятельности централизованных религиозных организаций по религиозному просвещению, обучению и исламскому призыву, развитию исламской науки, присвоению ученых и духовных званий. Механизмом воздействия на этот процесс должно стать централизованное направление финансовых потоков для жизни, деятельности, развития науки и образования. Этот орган должен взаимодействовать с высшим руководством страны, руководством ведущих религиозных конфессий, осуществлять связь с мусульманскими религиозными организациями России, ближнего и дальнего зарубежья. Он должен заниматься выдачей религиозно-правовых заключений по возникающим вопросам в жизни мусульман России, заниматься организацией переводческой и издательской деятельности, осуществлять контроль за распространением разрешенной религиозной литературы на территории государства. 

Размышляя о положении мусульман в России, мне почему-то верится, что все можно исправить. Ведь нет ничего невозможного. Если за дело возьмутся способные люди, а ведь способных у нас немало, то Российская мусульманская община встанет на ноги и будет авторитетной, единой общиной, а наши внуки и правнуки смогут начать общение друг с другом со слова Аллах.

Равиль-хазрат Мустафин

Духовный руководитель мусульман Вологодской области,

член Общественной палаты Вологодской области
 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.