закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Курганская область / История региона
    

Курганская область

Ислам в Курганской области – малоизученное явление, практически не получившее отражения в историографии. Исетскую часть Зауралья в дотюркские времена осваивали представители угорских племен, вышедших из Минусинской котловины (Хакасия). В более поздние времена начался процесс их смешения с пришедшими из южных степей тюркскими племенами, что положило начало формированию сибирско-татарского субэтноса. Тюркизация края продолжилась в эпоху Золотой Орды. Об исламском влиянии этого времени свидетельствует находка в 1982 г. археологической экспедицией под руководством Л.Н. Коряковой близ д. Нечунаево Каргопольского р-на Курганской области на правом берегу р. Исети Нечунаевского 1-го могильника эпохи бронзы, содержащего в одном из курганов мус. погребение XIII в. Позднее Юж. Зауралье входило в сферу влияния Тюменского и Сибирского ханств и переживало все процессы исламизации, характерные для этих гос-в сибирских тюрок. Через Юж. Зауралье проходили торговые пути, связывавшие Сибирь со Ср. Азией. В средние века продолжался малоизученный процесс обращения к исламу элиты угорских народов (см. Исламизация финно-угорского населения Ср. Урала). По мнению ряда исследователей, на тер. гос-в сибирских татар, куда входил регион Тоболо-Исетского междуречья, было до 70 городов, при этом на карте 1367 г. Франциско и Доминико Пицигани, помимо гг. Чимги-Тура (Тюмень) и Искер (Кашлык, Сибир), указано еще 2 безымянных города в Юж. Зауралье, выполнявших роль администр. и экономических центров. По материалам приисетских городищ была выделена бакальская археологическая культура, представители которой к XV в., по предположению ряда исследователей, сменили угорскую этническую принадлежность на татарскую.

Процесс этот был длительным и постепенным, в результате в сев. лесостепи по р. Исеть сложился тесный конгломерат местного оседлого населения и более южного скотоводческого, причем этот союз находится под сильным тюркским влиянием, что выразилось в принятии черт тюркской культуры и языка угорской военной знатью и частью населения. Эта тенденция укрепилась при Шейбанидах и выразилась, напр., в том, что при строительстве городищ начинает использоваться глиняная обмазка стен, а в крепостных укреплениях появляются сырцовые башни (влияние Ср. Азии). В XV в. это были уже татарские поселения (поздний этап бакальской культуры), часто построенные на месте угорских городков. В это время часть городов вошла в состав тобольского улуса одного из Шейбанидов – Хаджи-Мухаммед-хана, позже захваченного его соперником из той же династии Абу-л-Хайром. Верные Хаджи-Мухаммеду городки были разграблены, в дальнейшем они поддержали династию Тайбугидов в борьбе за престол и оставались относительно самостоятельными в составе гос-ва Кучума (1555–95). При нем произошел процесс укрепления позиций и. в регионе. Упадок городской культуры Юж. Зауралья начался еще при этом хане, т. к. некоторые несогласные с политикой Кучума группы татарского населения оставили города и перешли к кочевому скотоводству, отойдя в верховья Тобола и Исети. Окончательно татары забросили городские поселения в этом регионе после разгрома войск Сибирского ханства Ермаком в 1582 г.

На развитии и. в регионе отразилось также завоевание Казанского ханства московскими войсками в 1552 г. В XVI в. в Тоболо-Иртышском бассейне стали поселяться казанские татары, участвовавшие в образовании этнографической группы ичкинских татар. Они жили в городах и крупных населенных пунктах; среди них были торговцы, представители духовенства, ученые. XVI веком датируется рукописный Коран, обнаруженный в с. Альменево в 1981–82 гг. учеными Курганского ун-та, а в д. Сибирки Шадринского р-на была выявлена родословная запись потомков некоего Казая (вероятно, от казый – шариатский судья).

Заселение Зауралья русскими привело к изменению конфессионального облика региона. Мус. население сконцентрировалось преимущественно на западе и юге региона. В совр. Сафакулевском и Альменевском р-нах в XVII–XVIII вв. сформировались татарские и башкирские деревни. В сер. XVIII в. в результате колонизации края была отторгнута часть земельных владений ичкинских татар, населявших Исетскую провинцию. Обращение к Екатерине II с просьбой разрешить ситуацию в их пользу не помогло, что стало причиной активного участия мусульман края в пугачевском восстании. В историю региона вошли имена таких мус. деятелей XVIII–XIX вв., как муллы Г. Сабитов, Ф.И. Тынкачиев и др. О высоком образовательном уровне местного духовенства говорит и тот факт, что мулла д. Тагыл (совр. Кызылбай) Ичкинской вол. Шадринского уезда Амир, сын Мурата, в нач. XIX в. оказал помощь известному русскому тюркологу И.И. Гиганову при издании русско-татарского словаря, который был опубликован в СПб. в 1804 г.

В каждой татарской и башкирской деревне Юж. Зауралья была 1 или более мечетей, при них работали мектебы, в которых преподавался арабский, тюркский и персидский яз. (о преподавании последнего свидетельствуют воспоминания пожилых мусульман Шадринского р-на, чьи деды изучали фарси). К 1870 г. в Шадринском уезде было учтено 82 православные церкви и 43 мечети, мусульмане составляли 10% населения по переписи 1897 г. К 1906 г. число мечетей в уезде достигло 49. Появились они и в крупных городах: Шадринске (1894, см. Мус. община Шадринска), Кургане (1912). Мус. купцы со всей страны и Ср. Азии участвовали в крупной Крестовско-Ивановской ярмарке близ Шадринска. Однако, несмотря на рост мус. городского населения в связи с прокладкой ж/д и торговлей (так, мус. община г. Кургана с 1897 по 1909 г. выросла в 20 раз), они не были представлены в органах госвласти. Так, в Шадринской городской думе созыва 1898 г. не было ни одного мусульманина. Этим объясняется столь активное участие мусульман Зауралья в революционных событиях 1917 г., когда они занимали сторону РСДРП(б).

Двигателями революционного движения в Зауралье были младшие офицеры и солдаты, служившие в запасных полках. Инициировав создание «солдатских секций», они захватывали власть в гарнизонах, диктуя свою волю командованию и местным органам самоуправления. «Постепенно беря под свой контроль Советы депутатов, они стали движущей силой новой политич. системы», – отмечают курганские исследователи. Среди мус. деятелей был Г.С. Касимов (см. Касимовы), с мая 1915 г. до Февральской революции служивший рядовым в 139-м пехотном полку в г. Шадринске. В феврале 1917 г. он был избран членом полкового комитета 139-го пехотного полка, работал во фракции большевиков, по заданию которой создавал мус. (татаро-башкирские) роты. Позднее в Шадринске был создан уездный мус. Совет, который в январе 1918 г. «от имени всех мусульман уезда» приветствовал съезд представителей крестьянства Шадринского уезда и заявлял, что «мусульмане пойдут рука об руку с крестьянством в борьбе за права полновластного хозяина земли Русской – Всенародного Учредительного собрания». Правда, мус. список по выборам депутатов Учредительного собрания в Зауралье получил небольшое кол-во голосов: 2% – в Кургане, 0,2% – в Курганском уезде и 5,2% – в Тобольском избирательном округе.

В сов. время Зауралье не избежало судьбы всех российских регионов, где проживало мус. население. Начался процесс закрытия мечетей: соборную мечеть г. Кургана закрыли в 1929 г.; с мечети с. Ичкино в 1936 г. был срезан минарет, здание использовалось как клуб и библиотека; с 20.08.1939 по 15.05.1940 г. в Ялано-Катайском р-не по распоряжению властей было закрыто 8 мечетей, здания 7 были отданы под школы, 1 – под клуб (м. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала). Десятки мулл были репрессированы (см. Репрессированные имамы Курганской обл.).

Из мусульман Курганской обл. вышло несколько религиозных деятелей общесоюзного и общерос. масштаба. Среди них следует назвать уроженца д. Звериноголовка Звериноголовского р-на, председателя ДУМЕС в 1951–74 гг. Шакира Хиялетдинова (1890–1974), получившего образование еще в дореволюционный период и сыгравшего значительную роль в передаче исламской традиции последующим поколениям. Из семьи переселенцев из Сафакулевского р-на происходил его ученик – имам-хатыб Ленинградской соборной мечети (1972–77) религиозный просветитель Хафиз Валиевич Махмудов (1937–2008).

Оживление религиозной жизни в Курганской обл. началось довольно поздно по сравнению с др. регионами Урала. В нач. 1990‑х гг. начали строиться мечети, организовываться мус. общины. К маю 2000 г. их число достигло 25. Первым крупным событием стало прошедшее в с. Сафакулево 22.05.1996 г. совещание имамов и мусульман из Оренб., Челябинской, Свердловской, Пермской обл. и Удмуртии под руководством гендиректора Исламского культурного центра России А.‑В. Ниязова, гл. целью которого было выражение поддержки Б.Н. Ельцину от мусульман Уральского региона.

В мус. общине региона царила полная дезорганизация: 2 общины входили в ДУМ АЧР, ряд общин Мокроусовского и Звериноголовского р-нов ориентировались на ДУМ Казахстана. 20 общин формально подчинялись ЦДУМ, но, по оценке советника по связям с религиозными организациями и нац. политики администрации Курганской обл. В.Д. Уфимцева, «ЦДУМ не оказал необходимой консультативной и юридической помощи исламским общинам в достаточно сложной для них проблеме – перерегистрации своих организаций в органах юстиции». В этих условиях председатель ДУМ АЧР Н. Аширов, несколько раз посетивший Курганскую обл., обещал мусульманам Зауралья материальную поддержку при ремонте мечетей и организационную – при перерегистрации. Значительное внимание, уделяемое Ашировым региону, его встречи с губернатором О. Богомоловым и главами муниципальных образований содействовали регистрации новых общин (с января 2000 по март 2001 г. их число увеличилось с 25 до 35), строительству новых мечетей, в т.ч. соборной мечети г. Кургана, соборной мечети ичкинских татар и др. Следствием этого явилась полная переориентация исламских религиозных организаций с ЦДУМ на ДУМ АЧР. Для более эффективной работы 20.04.2001 г. на I курултае мусульман Курганской обл. было создано Казыятское управление мусульман Курганской обл., которое возглавил Рафаил Галиуллин. С такой ситуацией не стал мириться муфтий ЦДУМ Т. Таджутдин, который побывал в районах преимущественного проживания башкир и татар Курганской обл. и администр. путем (указ от 21.07.2001 г.) создал Региональное ДУМ Курганской обл. с центром в с. Сафакулево. Но оно не было зарегистрировано в органах юстиции, т.к. на момент образования на тер. обл. юридически не существовало ни одной мус. организации, подчиненной ЦДУМ. Попытки муфтия Р.С. Ишмухаметова вернуть общины в юрисдикцию ЦДУМ успехом не увенчались. Ситуация изменилась с назначением председателем Регионального ДУМ Челябинской и Курганской обл. Р.А. Раева, который сумел заручиться поддержкой губернатора О. Богомолова. При поддержке властей Курганской обл. в 2007 г. большинство общин региона вновь вошли в состав ЦДУМ.

Исламская инфраструктура региона крайне неразвита: отсутствуют исламские СМИ, магазины, не налажено промышленное производство халяль-продуктов, хотя регион сам экспортирует с/х халяль-продукцию (баранину). В целом прав-во Курганской обл. благожелательно относится к мусульманам, первые лица области с удовольствием участвуют в открытиях мечетей и нац. праздниках, сами приглашают духовных и нац. лидеров участвовать в наиболее важных официальных мероприятиях.

Общая численность представителей мус. народов в Курганской обл. по переписи 2002 г. составляла бол. 55 тыс. чел. (5,4% всего населения региона). Среди них выделяются татары – 20,9 тыс. (2% населения), в т. ч. 1,1 тыс. – сибирские татары; башкиры – 15,3 тыс. (1,5% населения), казахи – 14,8 тыс. чел. (1,45%), а также азербайджанцы (1,7 тыс.); чеченцы (1 тыс.); узбеки и ингуши (по 0,3 тыс.); курды, лезгины и таджики (по 0,2 тыс.); киргизы, аварцы (по 0,1 тыс.) и др.

Мусульманская община г. Кургана. Курган основан в 1662 г. как укрепленная слобода Царево Городище, охранявшая от набегов земли Юж. Зауралья. В 1695 г. переименован в Царево-Курганскую слободу, а с 1738 г. – в Курганскую слободу. К этому времени гарнизон крепости был самым крупным в Притоболье. По мере дальнейшего освоения земель на юг и восток слобода утратила свое оборонное значение и стала развиваться как администр. и торговый центр. С 1782 г. – уездный город Тобольского наместничества, а затем и губернии. Определяющее значение для формирования мус. населения Кургана имела прокладка через него Транссибирской магистрали в 1892–93 гг., которая облегчила переселенческое движение из Волго-Уральского региона. Если по данным 1897 г. здесь проживало всего 27 татар (0,3%), то в 1909 г. – уже 563 (2,3%). К этому времени перед м.о. со всей остротой встал вопрос об открытии собств. мечети. В 1908 г. зажиточный крестьянин Ашрафзян Галеев пожертвовал на эти цели полукаменный 2-этажный дом в Гостинодворском пер. (ныне ул. Пичугина). Его ниж. этаж предполагалась отвести под мус. нач. школу и квартиру приходского муллы, а верх. использовать в качестве молитвенного зала. Доверенный курганских татар Насретдин Шагабетдинов представил проект перестройки дома в Строительное отделение Тобольского губ. управления, но первоначально он был отклонен. Тогда мусульмане договорились с купцом С.Т. Зайцевым об аренде его 1-этажного каменного дома с подвальным помещением на углу Скобелевской ул. (ныне ул. К. Маркса) и Думского пер. (ныне ул. Комсомольской), но снова получили отказ властей. Наконец указом Тобольского губ. правления от 11.03.1910 г. было разрешено устроить соборную мечеть г. Кургана в доме Галеева. Мусульмане приступили к его перестройке и разобрали часть крыши для возведения минарета. Однако жители окрестных домов подали жалобу исправнику о том, что в случае пожара с его высоты искры будут разлетаться на целый квартал, угрожая их имуществу. Несмотря на протесты соседей, 18.10.1912 г. готовую мечеть осмотрели чиновники городской управы и дали разрешение на ее использование. По указу губ. правления от 30.11.1912 г. в звании имама-хатыба Курганской соборной мечети был утвержден Мухаммедназиб Хабибуллин. 8.09.1918 г. неподалеку от мечети в Гостинодворском пер. открылась новая татаро-башкирская школа. По ходатайству мус. религиозного общества Курганская школьная комиссия включила ее в городскую школьную сеть и предоставила право вести занятия по программе, утвержденной II мус. съездом учителей в Казани.

В 1923 г. мулла М. Хабибуллин был переведен в г. Самару. На какое-то время община осталась без имама, и только резолюцией от 30.03.1925 г. новым имамом был назначен Мухаммедгазетдин Аитов. В 1936 г. в здание уже закрытой мечети была переведена татаро-башкирская школа. В 1939 г. она была перепрофилирована в школу переростков, а в 1941 г. упразднена. После войны здесь разместилось управление промкооперации Курганской обл.

С либерализацией госполитики была зарегистрирована мус. религиозная организация г. Кургана. С сер. 1990-х гг. она стала снимать небольшое помещение по ул. Томина, 112, в котором разместились молельная комната, учебный класс и кухня (имам Зиедали Мизробов). Однако в нем могут одновременно собираться не более 100–150 чел. Поэтому 15.07.2000 г. в Молодежном парке Кургана было заложено здание новой соборной мечети, строительство которой ведет Казыятское управление мусульман Курганской обл. под руководством Рафаила Галиуллина. С 2008 г. пятничные и праздничные богослужения проводятся на 1-м этаже строящейся мечети.

С 1996 г. в г. Кургане действуют городское татарское общество «Туган тел», обл. отделение Всемирного курултая башкир, с 1999 г. – обществ. организация башкир «Курай», с 2000 г. – центр башкирской культуры «Курай», с 2005 г. – региональная нац.-культурная автономия казахов. Работает молельная комната в ИТК №1 Кургана.

Система Orphus
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна