закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


    

Ленинградская область

История появления мусульман на тер. совр. Ленинградской обл. насчитывает несколько столетий; так, в январе 1533 г. за попытку вести самостоятельную внешнюю политику московское прав-во сослало на эти земли придворных людей сверженного казанского хана Шах-Али. Мурзы и казаки с семьями были размещены по тюрьмам в Орешек (совр. Шлиссельбург, Петрокрепость Ленинградской обл.), Корелу (совр. Приозерск Ленинградской обл.). Здесь их переморили голодом (всего было убито не менее 200 чел.), а жен и детей, насильно крестив, выдали замуж за русских (в Орешке было крещено 12 женщин, в Кореле – 30). Помещение отдельных мусульман под арест в пригородах СПб. продолжались и в имперский период: напр., во второй пол. XVIII в. в Шлиссельбурге содержался арестованный мулла Батырша.

Однако проникновение мусульман было и ненасильственным: так, в 1580-х гг. дворяне из казанских татар получили в свое владение Суглицкую волость, относившуюся к Бежецкой пятине (ныне – Бокситогорского р-на): «Да на погосте ж двор волостной Суглецких Татар и крестьян на приезд».

В XVIII–XIX вв. мусульмане, прежде всего татары и башкиры, начали заселять разл. населенные пункты на тер. Петерб. губ.; в наст. время наиболее четко этот процесс освещен в публикациях журналиста «Гатчинской правды» В.И. Николаева на примере татарской общины Гатчинского р-на. Почти во всех случаях появление татар на тер. губернии было так или иначе связано со столицей. В 1881–97 гг. рост численности татарской общины в пригородах СПб. происходил быстрее (5,3 раза), чем в городских р-нах. В нач. ХХ в. сплоченные небольшие группы татар, занятых в торговле и сфере услуг, расселялись в городах Лигове, Гатчине, Любани, Луге, Тосно и др. Большая часть татар – выходцы из Нижегородской и Пензенской губ. – входила в состав первого мус. прихода СПб., большинство касимовских татар – в состав второго мус. прихода. В тот же период или еще раньше были образованы мус. кладбища в Луге и Любани.

После строительства ж/д из СПб. в Финляндию с 1875 г. татары поселились в пос. Териоки (ныне – г. Зеленогорск, в черте СПб.) и г. Выборг, которые административно входили в состав великого княжества Финляндского. В пос. Териоки ими была основана мусалля (молитвенный дом), в Выборге существовали собств. имамы и мус. участки на городских кладбищах. Мус. общины в этих городах сохранялись вплоть до советско-финской войны 1940 г. (см.: Татарско-мус. общины Карельского перешейка в кон. XIX в. – 1940 г.).

В связи со строительством ж/д СПб.–Вологда в 1901 г. власти, вынужденные срочно трудоустраивать население Поволжья, в основном татар, пострадавших от неурожая, в массовом порядке расселили их в Тихвине. Всего в этот уезд прибыло ок. 2000 чел., некоторые из них впоследствии остались работать на построенной ими дороге, основав целые династии путейцев-железнодорожников.

После Октябрьской революции 1917 г. религиозная деятельность членов м.о. стала преследоваться. Тем не менее до 1940 г. жители пригородов Ленинграда имели возможность посещать городскую Соборную мечеть; после ее закрытия неофициальным имамом ряда пригородов – Лигово, Старо-Паново, Володарское (ныне в черте СПб.) являлся М. Хаметов, проживавший в Лигово.

Численность этнических мусульман в этот период сильно возросла, в первую очередь за счет масс беженцев из голодающих губерний Поволжья в 1921–22 гг. Хотя многие из них впоследствии вернулись на родину, в 1930-х гг. большие группы татар работали на промышленных новостройках Ленинградской обл. – Волховстрой (райцентр Волхов), Назиястрой (пос. Назия Кировского р-на), Невастрой (пос. Отрадное Кировского р-на) и др.

Трагической страницей в жизни всей страны, в т. ч. м. о., оказались годы Великой Отечественной войны. Большая часть тер. области оказалась оккупированной фашистами; местное население в массовом порядке угонялось в плен (в Германию, Польшу, Эстонию и т. д.). Впоследствии здесь активно воевали партизанские отряды, в т. ч. под руководством татар (см.: Татарская община г. Луги). Повсеместно происходили тяжелейшие бои, в которых принимали активное участие и советские мусульмане, вкл. выходцев из Ленинграда и Ленингр. обл. Учитывая роль нац. фактора, германское командование с сентября 1942 г. массовыми тиражами печатало пропагандистские листовки на татарском яз. (латинским шрифтом), пытаясь убедить татар, башкир, узбеков, азербайджанцев и представителей др. мус. народов, воевавших на Волховском фронте, в необходимости поддержать немцев в их «борьбе с большевиками». Советское военное руководство ответило учреждением татароязычной газеты Ленингр. фронта «Ватанны саклауда» («На страже Родины»), выходившей с января 1943 по 14 июля 1946 г.

Именно на Волховском фронте воевал в марте–июне 1942 г., был тяжело ранен, попал в окружение в составе 2-й ударной армии и затем в немецкий плен выдающийся татарский поэт Муса Джалиль (1906–44); сегодня память о Герое Советского Союза М. Джалиле является важной и неотъемлемой частью работы м.о. как в патриотическом, так и нац.-консолидирующем направлении.

Наиболее ожесточенные бои вокруг Ленинграда, где погибли тысячи советских мусульман, происходили на Лужском, Кировском и Волховско-Тихвинском направлениях и Карельском перешейке. Так, на «Невском пятачке» (пос. Невская Дубровка), в пос. Малкуса и др. местах Кировского р-на, по подсчетам Р. Х. Теляшова, погибли не менее 2,5 тыс. солдат-мусульман. Однако до сих пор здесь не воздвигнуто ни культового мус. комплекса (в отличие от православных церквей), ни мемориального памятника погибшим за Родину последователям ислама.

В послевоенный период происходит постепенное увеличение численности м. о. В тесных взаимосвязях мусульман Ленинграда и области в этот период наблюдается некоторое доминирование областной м. о.: так, до 1956 г. неофициальным имамом Ленинграда становится вернувшийся из фашистского плена в Гатчину местный мулла М. Хаметов, который до возвращения Соборной мечети возглавлял пятничные и праздничные коллективные молитвы на городском Ново-Волковском мус. кладбище. С 1950-х гг. единственным местом проявления светской нац. культуры татар и башкир Ленинграда и области становится сабантуй в с. Шапки в 18 км от г. Тосно, организатором которого был учитель математики последней довоенной татарской школы Ленинграда Баян Ризванов (см.: Татарская община Тосненского р-на). В 1956 г. место проведения сабантуя было перенесено ближе к Ленинграду, в пос. Кузьмолово, затем в дер. Сярьги Всеволожского р-на. Начиная с 1977 г. одним из центров татарской нац. и мус. религиозной активности становится совхоз «Бугры» Всеволожского р-на, где для местных татар (выходцев из Татарстана и др.) под началом директора Х. Х. Мулеева организовывались Ураза- и Курбан-байрамы под руководством неофициальных имамов – пенсионеров из числа жителей района.

Нац.-религиозное возрождение м. о. происходит с нач. 1990-х гг. В ходе этого процесса были зарегистрированы татарские нац.-культурные организации в г. Луге (Р. Ш. Яппаров), Тосно (И. Г. Кутуев) и Гатчине (председатель Ф. Б. Жалеев), в 2000-х гг. – в г. Всеволожске (Х. Х. Мулеев) и Сосновном Боре (Р. Ш. Рамазанов). МРОМ в составе ДУМ СПБ и Северо-Западного региона РФ зарегистрированы в Луге и Выборге. Многие группы татар только в наши дни начинают проявлять стремление к консолидации; так, в г. Кингисепп лишь в марте 2008 г. при содействии районной администрации состоялась первая неофициальная встреча татарских активистов. Попытка осуществить регистрацию общины в кон. 1990-х гг. имела место в райцентре Волосово. Самым массовым мероприятием по консолидации татар и башкир на протяжении многих лет является сабантуй в дер. Сярьги Всеволожского р-на (в этом р-не, одном из самых крупных в области, проживает значительная татарская община – ок. 3 тыс. чел.), а также возрожденный с 1998 г. сабантуй в с. Шапки.

В Ленинградской обл., по данным переписи 1989 г., насчитывалось 7,8 тыс. татар. В 2002 г. общая численность представителей мус. этносов в области составила 21,1 тыс. чел. (1,3% населения области), самые крупные общины – татары (9,4 тыс.), азербайджанцы (3,9 тыс.), башкиры (1,1 тыс.), узбеки (1 тыс.), таджики и казахи (по 0,8 тыс.), лезгины (0,7 тыс.), аварцы (0,6 тыс.), чеченцы (0,5 тыс.) и др.

Собств. мечети и молитвенные дома у м. о. области отсутствуют; имеются мус. участки на кладбищах в Любани, Гатчине, Луге, дер. Порошкино, пос. Кузьмоловском и пос. Колтуши Всеволожского р-на (на двух последних хоронят жителей СПб.).

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.