закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


29 сентября 2021 15:16   Москва 

В Москве прошли Чтения имени Галимджана Баруди, посвященные принципам внутрирелигиозного плюрализма в исламском образовании

22-24 сентября в Московской Соборной мечети состоялась XIV Международная научно-образовательная конференция «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме: «Принципы внутрирелигиозного плюрализма в исламском образовании». Конференция была приурочена к 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии и прошла при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

Ежегодная конференция, посвященная памяти выдающегося исламского ученого Галимджана Баруди (1857–1921), традиционно посвящена обсуждению фундаментальных вопросов развития мусульманской уммы. В этот раз конференция была сосредоточена на предметном обсуждении насущных вопросов исламского образования и богословия, особое внимание было уделено осмыслению интеллектуального разнообразия мусульманской уммы в контексте образовательной практики, обсуждению широкого спектра вопросов, касающихся современного мусульманского образования и плюралистического потенциала исламской традиции.

Конференция прошла в смешанном формате, в ее работе приняли участие богословы, исламоведы, востоковеды, политологи, философы, руководители исламских образовательных учреждений, отечественные и зарубежные религиозные деятели.

Первое тематическое обсуждение в рамках работы конференции было сфокусировано на примерах и случаях проявления разномыслия в исламе.

Так, выступление советника председателя Совета муфтиев России, ведущего научного сотрудника Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН (г. Москва) кандидата филологических наук Фарида Асадуллина было посвящено теме «Дихотомия суннизм/шиизм в богословском наследии Абунасра Курсави и Шигабутдина Марджани». Работая с трудами татарских богословов, среди которых труд А. Курсави «Наставление на путь истины» («Ал-Иршад лил-л-ибад») и трактат Ш. Марджани «Зрелая мудрость» («Ал-Хикма ал-балига»), исследователь пришел к выводу, что в этих работах оба мусульманских мыслителя стремились сформировать критический взгляд на природу внутриисламских религиозных расхождений, сформулировать компромиссную модель их возможного бесконфликтного существования, а также соединить научное (историческое) знание с персональной глубокой верой. И Курсави, и Марджани, как отмечает Ф. Асадуллин, рассматривали шиизм и суннизм «как две версии доктринального ислама, который пришел в исламский джамаат через пророка Мухаммада».

Со своей стороны, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) Леонид Сюкияйнен рассмотрел тему плюрализма в исламе на примере религиозного права («Принцип плюрализма в современном фикхе»). По словам профессора, для научного понимания особенностей и современных тенденций развития исламской правовой системы, необходимо учитывать тот факт, что «разнообразие, разномыслие, различные позиции – характернейшая черта ислама», которая проявляется в том числе в области понимания шариата, выраженного на уровне фикха. Исторически сложилось так, что в фикхе существовало и продолжает существовать множество различных толков, что само по себе подтверждает принцип плюрализма. Эта особенность ярко проявляет себя и в современных условиях, когда в некоторых странах исламского мира и в работах по фикху наблюдается тенденция отхода от жесткой связанности с определенным толком.  «Современный фикх в мусульманском мире развивается и как наука и как действующие правила и действующие нормы на уровне академии, на уровне законодательства в сторону нерезкого, постепенного, мягкого, продуманного, взвешенного, но все-таки отхода от жесткой связанности с определенным толком в сторону возможности поиска разных решений», - заключил Л. Сюкияйнен.

Тема плюрализма позиций в религиозном праве на примере дагестанской шафиитской школы XVIII-XX вв. также прозвучала в выступлении кандидата исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья (г. Москва) Владимира Бобровникова («Плюрализм или гибридность шариатской юстиции на Восточном Кавказе: перечитывая классиков дагестанской шафиитской школы XVIII-XX вв.»). В частности, в докладе было указано на случаи неоднозначного толкования вопроса о соотношении шариата и местного обычая (адата).

Второе тематическое направление конференции было посвящено исламскому образованию, обсуждению его места и роли тогда и сегодня.

Так, с докладом, посвященным изучению функционирования системы мусульманского образования в Арабском мире, на материале очерков, составленных отечественным востоковедом В.Ф. Гиргасом, выступил доктор исторических наук, заведующий сектором исторического источниковедения Института востоковедения РАН, член ученого совета ИВ РАН (г. Москва) Дмитрий Микульский («Профессор Императорского Санкт-Петербургского университета В.Ф. Гиргас (1835 — 1887) о мусульманском образовании в Арабских странах (на основе собственных полевых наблюдений)». По словам ученого, В. Ф. Гиргас наблюдал в Арабских странах традиционную систему образования и преподавания, в которой основной упор сделан на обучение богословским и юридическим дисциплинам. В современных условиях, хотя и мусульманское образование претерпело различные изменения в области расширения спектра преподаваемых дисциплин и педагогических приемов, тем не менее, по мнению Д, Микульского, многие основы обучения, среди которых усвоение большого объема (религиозного) материала и заучивание наизусть Корана и хадисов, до сих пор остаются неизменными.

Со своей стороны, научный сотрудник Сектора философии исламского мира Института философии РАН, магистр философии, (г. Москва) Фарис Нофал посвятил свой доклад теме: «Плюрализм в современном теологическом образовании: к постановке проблемы». В частности, в своем выступлении он обратил внимание на современные проблемы, имеющие место быть в развитии теологического знания. По его словам, теологическое образование сегодня «недостаточно выражает принцип плюрализма и полифоничности (многоголосья»). Также, по мнению Ф. Нофала, сегодня довольно остро ощущается необходимость в качественной учебной литературе и пособий по истории мусульманской теологии, которые бы полностью учитывали ее внутреннюю специфику. «Мы по-прежнему нуждаемся в освещении всех течений мусульманской мысли», - отметил Ф. Нофал. Говоря о месте и роли теолога сегодня, он сообщил, что «теолог все-таки специалист по работе с настоящим временем и подлинным материалом, он оперирует языком традиции, непокоренным поверхностными критиками, его задача – эффективно и предельно точно описывать религию и анализировать закономерности ее исторического же развития, а эта задача не определяется конфессиональными установками».

Заведующая кафедрой сравнительной политологии РУДН, главный научный сотрудник центра «Религия в современном обществе» Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (г. Москва), доктор политических наук, профессор Марина Мчедлова посвятила свой доклад теме «Плюрализм в религиозном образовании и плюрализм образования: источники, субъекты, цели». В своем выступлении она выделила три важные области применения религиозного образования в России: организация работы с молодежью, дискуссии о новом статусе теологии, выход в пространство диалога (со светским образованием, с государственными структурами, с последователями иных религиозных традиций). По словам профессора, субъектами религиозного образования являются религиозные организации, личности, семья, государства, а его важность для современного общества состоит в том, что оно проводит работу по выстраиванию ценностных систем, несет в себе также воспитательную функцию, функцию социализации личности. «Конечно, образование и знание – это, наверное, то, что делает человека человеком», – заключила М. Мчедлова.

О высокой ответственности, возложенной на исламские образовательные организации в деле выстраивания системы ценностей у обучающихся, говорилось и в выступлении директора Центра развития исламского образования Московского исламского института, кандидата педагогических наук Гульфии Хабибуллиной. По словам докладчика, основными источниками исламского образования, которые формируют мировоззрение, образ мыслей и действий/модели поведения верующего, являются Коран и сунна Пророка Мухаммада. Постижение смыслов, заложенных в этих священных текстах, их раскрытие и понимание применительно к сегодняшнему дню – это те вопросы, которые постоянно поднимаются в рамках образовательного процесса. Кроме того, не менее важным в сфере религиозного образования предстает и учебно-методическое сопровождение, публикация оригинальных работ и их переводов, позволяющая обучающимся в процессе обучения ознакомится с плюрализмом мнений в исламской традиции.

Также с докладами, посвященными идем плюрализма в исламской теологии и концепции исламского образования в свете разнообразия уммы, выступили: имам-мухтасиб Рязанской области, председатель ДУМ Рязанской области, аспирант Рязанского государственного университета имени  С.А. Есенина (г. Рязань)  Рашид Бултачеев («Фетвотворческие институты современной России в решении вопросов межкультурного взаимодействия»); кандидат филологических наук заместитель заведующий кафедрой арабской филологии Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (г. Москва), Владимир Лебедев («Специфические особенности арабской языковой системы: арабская языковедческая традиция и преподавание арабского языка»); проректор по учебной работе Московского исламского института (г. Москва) Раис Измайлов («Магистратура в Московском исламском институте: особенности программы, ее цели и задачи»); директор религиозной организации мусульман – духовной профессиональной образовательной организации исламское медресе «Махинур», заместитель председателя РОМ г. Дзержинска (г. Дзержинск) Рафек Тимербаев («Влияние информационных технологий на методы обучения в медресе “Махинур”»); председатель  местной религиозной организации мусульман «Просвещение» (г. Екатеринбург) Руслан Нурмаметов («Начальное образование (мектебе) на базе местной религиозной организации мусульман: современная ситуация, проблемы и перспективы развития»); профессор кафедры культурологии и религиоведения Факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, д-р. филос. наук (г. Алматы, Республика Казахстан) Калима Бегалинова («Исламское образование в Республике Казахстан: состояние и перспективы развития»).

После работы панельных сессий состоялось пленарное заседание конференции, в работе которого приняли участие почетные гости – зарубежные мусульманские религиозные деятели и ученые.

Пленарную часть конференции открыло выступление председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтия шейха Равиля Гайнутдина. В своем приветственном слове в адрес организаторов и участников конференции глава мусульман России отметил: «Изучение исламского интеллектуального наследия во всей его полноте и сложности, соединение в единый интеллектуальный процесс богословской мысли прошлого, настоящего и будущего требует от нас открытости к самому процессу познания и мышления. Внутрирелигиозный плюрализм, вынесенный в название конференции, понимается нами как повод и основание для диалога и консолидации, постоянного научного поиска». Далее ознакомив участников мероприятия с текущей работой Духовного управления мусульман РФ по линии международного академического сотрудничества (Египет, Турция, Иран, Германия и др), муфтий Гайнутдин подчеркнул, что «в фокусе нашего внимания постоянно находится изучение богатейшего исламского наследия с целью его популяризации для широкой общественности». Подтверждением реализации этого направления деятельности стала презентация 12 новых изданий, выпущенных под эгидой ДУМ РФ, прошедшая в первый день работы конференции (22 сентября 2021 г.). В завершение своего приветственного слова духовный лидер российских мусульман призвал всех участников высокого собрания принять самое деятельной участие в предстоящих мероприятиях по случаю 1100-летие принятия ислама народами Волжской Булгарии, проведения Всемирной конференции по межкультурному и межрелигиозному диалогу (16-18 мая 2022 г., г. Санкт-Петербург), 200-летие со дня рождения Хусаина Фаизханова и 150-летие со дня рождения Мусы Бигиева.

Выступления почетных гостей – зарубежных мусульманских религиозный деятелей и ученых были посвящены обсуждению идеи плюрализма в исламе, текущим проблемам исламского образования и знания, особенно его роли в противодействии экстремизму и терроризму.

Так, в режиме онлайн связи выступил глава Управления по делам религии Турецкой Республики д-р Али Эрбаш. В частности, в области существования плюрализма в исламе он отметил, что «…различные идеи, толкования и практики в исламской мысли являются средством милосердия», при этом он указал и на то, что «к различным идеям следует подходить критически», как подобает мусульманину, то есть соблюдая умеренный подход и проявляя терпимость к такому рода разногласиям, но только в том случае, если они не противоречат универсальным постулатам ислама.

Выступление муфтия Хашимитского Иорданского королевства (г. Амман, Иордания), доктора шариатских наук, профессора, шейха Абдуль-Карима Хасавнеха также было посвящено проблеме умеренности в исламе, в частности, необходимости следования этому пути в случае вынесения богословских решений или заключений (фетв) по актуальным для всей мусульманской уммы вопросам, вопросам, поставленным на общественную повестку дня: воспитание высокой нравственности, моральных ценностей, противодействие терроризму и др. «Мы должны идти по пути науки, по пути знания, чтобы нести людям уверенность, спокойствие и гарантии», - сказал муфтий.

Проректор по международным делам Университета религий и конфессий Ирана. (г. Тегеран, Исламская Республика Иран) худжат ал-ислам ва-л-муслимин д-р Махди Тасхири, принявший участие в работе конференции в режиме онлайн, подчеркнул, что проблема религиозного образования и воспитания студентов с позиции ислама сама по себе многогранная тема. «Для мусульман одна из важных целей пророчества Мухаммада (мир ему) – это преумножение знаний.   Роль ученых в построении цивилизации и ее развития велик. Ни для кого не секрет, знания – это свет, который ведет к созданию и научным открытиям. С приходом знаний уходят невежество и иррационализм. Без знаний человечество не смогло бы обеспечить свое превосходство над другими творениями», - подчеркнул оратор.  

Со своей стороны, преподаватель по акыде и философии факультета арабских и исламских исследований университета Ал-Азхар (Египет) доктор Ахмад ас-Сави сообщил о том, что разнообразие людей предопределено Богом. «В Коране говорится, что различие – это человеческий и общественный закон, и что разнообразие среди людей будет существовать до конца света, и что Аллах пожелал этого как такового», – сказал профессор Ал-Азхара. Наличие этого разнообразия предопределяет также различие во мнениях, но разность такого рода, по словам доктора ас-Сави, не должна быть «источником разногласий и конфликтов, а напротив источником интеграции и изобилия». На примере образовательной деятельности университета Ал-Азхар профессор также подчеркнул, что «образование в Ал-Азхаре характеризуется уважением принципа плюрализма, уважением к чужому мнению», этот подход в обучении применяется в отношении преподавания дисциплины фикха.

Председатель Республиканского религиозного объединения «Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь» (г. Минск, Республика Беларусь) муфтий Абу-Бекир Шабанович в своем выступлении отметил возрастание за последние десять лет в Республики Беларусь исламского фактора, который стал «важнейшей частью в жизни Республики, в ее истории, в укреплении гражданского сообщества». Наш путь сегодня – это «не разжигание, а наоборот – объединения и не только мнений, но и взглядов, чтобы вырабатывать своими действиями мир и спокойствие в обществе», сказал муфтий Белоруссии.

Заключительным докладом пленарного заседания конференции стало выступление директора Центра исламских исследований Кайруана при Университете Зайтуна, заведующего лабораторией исламской мысли и ее трансформации и построения национального государства (г. Тунис, Тунисская Республика) д-ра Халед Труди, которое было посвящено теме «Призыв ислама к религиозному плюрализму через Мединскую конституцию: чтение аутентичных текстов».

Организаторами XIV Международной научно-образовательная конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме: «Принципы внутрирелигиозного плюрализма в исламском образовании» выступили: Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт и Центр исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

Конференция прошла в рамках реализации в 2021 году Плана мероприятий по развитию исламского образования и обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

Фото Антона Чиглякова

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.