Будущее уммы. Как воспитывают юных мусульман
Помещение МРОМ «Рисалят» и медресе расположено в многоэтажном здании, но назвать это место неуютным невозможно. На двух этажах здания разместились – достаточно просторный молельный зал, столовая, классы и кабинеты для занятий и игр. На стенах, как и в обычной школе – стенгазеты, выполненные руками учащихся. Одна из этих стенгазет посвящена Великой Отечественной войне. Одна из важных задач медресе при общине - воспитание детей, сочетающее принципы ислама и патриотизм. Об этом накануне Дня защиты детей состоялась наша беседа с заместителем директора медресе общины «Рисалят» Ринат-хазратом Фасхудиновым.
Как давно Вы ведете просветительскую деятельность?
Местная религиозная община (МРО) мусульман «Рисалят», официально зарегистрированная в 2000 г. и работает под каноническим руководством Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Непосредственно в этом помещении мы размещаемся около года, ранее мы располагались в районе Бескудниково на Коровинском шоссе. В самом начале это был Фонд содействия духовному развитию личности «Ихлас», образованный в 1995 году, а затем по инициативе фонда и с благословения муфтия шейха Равиля Гайнутдина была создана и община. Фонд занимается культурно-просветительской и образовательной деятельностью, которая осуществляется педагогами с соответствующим педагогическим и религиозным образованием. Наша цель – донести до людей истинные заповеди Всевышнего и на их основе пропагандировать в обществе высоконравственных идеалы, здоровый образ жизни, заниматься профилактикой экстремизма в любых его проявлениях. При общине действуют медресе для взрослых и детей. Еще до создания общины и медресе фонд «Ихлас» вел образовательную деятельность – в форме лекций для взрослой аудитории.
Когда возникло медресе для детей?
Это произошло одновременно с созданием общины. Во взрослом медресе обучается порядка 250 человек, в детском - 85 человек. Два года обучения – это начальное религиозное образование и от 4 до 5 лет – среднее религиозное образование. Сейчас мы временно не выдаем дипломы, так как проходит процесс лицензирования. Мы получаем очередную лицензию. Вообще «Рисалят» была в Москве одной из первых среди подобных организаций, получивших лицензию на преподавание религиозных дисциплин. Это было в 2001 году. Раньше лицензию необходимо было каждый год пролонгировать, доказывая свое право на ведение преподавательской деятельности, подтверждая свой уровень. Сейчас лицензию получает уже непосредственно медресе. Это необходимо для того, чтобы наши выпускники получали соответствующий диплом и в дальнейшем имели право преподавать. В том числе и по направлению ДУМЕР.
Как проводятся занятия?
Детское медресе у нас работает с 2003 года. До нынешнего помещения, мы работали в разных районах Москвы, в том числе и в Бескудниково. Тогда на первое занятие пришло всего 10 детей в возрасте от 6 до 10 лет – и мальчики, и девочки. Потом, когда ребят стало больше, уже произошло разделение на раздельные группы для девочек и мальчиков. Многие из тех, кто пришел тогда в медресе учатся до сих пор – изучение Священного Корана требует времени, терпения и упорства. По программе курс обучения длится 5 лет, но у нас есть еще дополнительный курс – шестой и дополнительная группы для тех, кто хочет совершенствовать свои знания.
Детские и взрослые группы занимаются по субботам и воскресеньям. Занятия детских групп обычно продолжаются с 8 утра до 2 часов дня. Ребята изучают акыду, фикх, Священный Коран и арабский язык, тафсир, историю пророков, сиру, ахляк. В более старших группах преподается история ислама. У нас действует несколько детских групп – в каждой от 10 до 15 человек. Группы разделяются по уровню знаний, конечно с учетом возраста. У ребенка 7 лет и подростка 15 лет восприятие разное. Иногда по просьбе родителей проводятся занятия для детей в будние дни.
Организуются поездки и экскурсии. Сегодня, например наши детишки ездили в ресторан «Ливан хаус». Эта поездка была связана с окончанием учебного года в медресе, что-то вроде выпускного. У нас бывают и пикники, но это не просто развлекательные мероприятия, но и часть учебного процесса. 9 мая мы ездили на водохранилище в Пирогово. Группа порядка 150 человек – взрослые и дети. Там проходили лекции на тему ислама, исполнялись религиозные песнопения муннаджаты, нашиды. Читали Священный Коран. Так же были организованы спортивные состязания – волейбол, футбол, бадминтон. Были викторины на знание хадисов и основ ислама. Такие пикники будут проходить летом.
Ваши преподаватели?
Большинство из наших преподавателей имеют педагогическое образование. И, конечно, все имеют религиозное образование. Интересно, что среди профессиональных педагогов есть и выпускники нашего медресе. Они решили посвятить себя духовному воспитанию детей и молодежи.
У Вас на центральном месте расположен стенд, посвященный Великой Отечественной войне. Это связано с праздничными мероприятиями по случаю Дня Победы?
Стенд у нас постоянный, обновляемый. Это одно из направлений нашей работы. Не только религиозное просвещение и образование, духовное воспитание, но также и воспитание патриотическое. Наши дети, дети-мусульмане должны чувствовать себя гражданами России, понимать, что Россия - их Родина. Мы воспитываем детей так, чтобы они стремились принести пользу своей стране, служить Отечеству.
Ежегодно к 9 Мая мы проводим конкурсы на лучший рисунок и лучшее сочинение о войне. Предшествуют конкурсам лекции и беседы на патриотическую тему, демонстрация фильмов. Просим, чтобы родители обсудили военную тему дома. В прошлом году к нам приезжали представители префектуры и Департамента по связям с религиозными и общественными организациями.
В преддверии 68 годовщины дня Победы в Великой Отечественной войне в общине «Рисалят» прошла традиционная Неделя памяти, посвященная героическому подвигу наших предков, защитивших Родину от фашистских оккупантов. 24 и 25 апреля среди учеников детского медресе при МРО прошли конкурсы на лучшее сочинение и лучший рисунок на тему: «Дети против войны». В прошлом году была тема «Героический подвиг нашего народа».
Необходимо отметить, что тема сочинений каждый год меняется, но она неизменно направлена на военный подвиг народа, военное братство представителей разных народностей нашей страны. В этом году у нас было шесть возрастных номинаций и соответственно 18 призовых мест в этих конкурсах. Призы – это книги религиозного содержания, исламская атрибутика и, конечно грамоты.. Завершением Недели памяти стало приглашение радушного хозяина Чай-бара «Казан» Рината-хаджи Сиразиева, где в уютной обстановке детей ждал вкусный обед и торжественное вручение призов победителям конкурсов.
Вы приглашаете к себе ветеранов?
Каждый год мы приглашаем к себе ветеранов. У нас есть свой любимый ветеран Мансур Галиевич. Во время войны он был танкистом. Дети задают много вопросов ветерану – «Страшно ли было воевать? Что Вы делали во время бомбежек с воздуха? Что было страшнее потерять ногу или умереть?». Очень интересовались «удобно» ли в танке, как вылезти через люк? Это живой интерес и вопросы тоже непосредственные, вызванные интересом к рассказу ветерана, который затронул детские души, оставил интерес в памяти.
30 апреля наши учащиеся посетили Центральный пограничный музей ФСБ России. Сотрудники Музея организовали для юных гостей очень интересную и познавательную экскурсию. По завершении экскурсии состоялась долгожданная встреча с Василием Ивановичем Отрощенко - генерал-майором, заместителем председателя Координационного совета Международного совета общественных объединений ветеранов Пограничной службы и начальником Управления воспитательной работы Пограничной службы ФСБ РФ. Наши ученики получают возможность детально изучить все экспонаты, расспрашивают, интересуются предназначением приборов. Ко дню Победы ребята учили стихи на военную тему. Они делали это от души, проникаясь чувством гордости за своих героических предков, за свою Родину. С чтением стихов они выступили и в музее перед Василием Ивановичем Отрощенко.
Может быть, кто-то из нынешних учащихся медресе выберет профессию пограничника?
Когда учеников расспрашивали об этом – большинство ответили - «Прежде всего, хотим быть хорошими людьми. Хотим, чтобы все люди в нашей стране жили дружно, в мире и согласии». У нас ведь учатся дети разных национальностей – татары, русские, представители Дагестана, таджики.
Что касается пограничников, то у нас один из преподавателей, руководитель детского отделения медресе Юсеф-хазрат Асхадуллин служил на заставе в городе Никеле, где проходит граница с Норвегией и Финляндией. Его сын также ученик нашего медресе и он, наверное, знает о пограничной службе больше других детей. А сам Юсеф-хазрат когда-то тоже был учеником нашего медресе – взрослой группы. Его ученики часто расспрашивают о военной службе. А после общения Мансуром Галиевичем многие захотели стать танкистами. Любая армейская служба очень героическая, а главное - защищать Родину обязанность каждого гражданина и мусульманина.
Ваши ученики в медресе получают только духовное воспитание и религиозное образование. Учатся они в общеобразовательных школах. Не чувствуют ли они себя в школе «белыми воронами», учитывая, что за углом школ учащиеся, порой, курят, сквернословят, ведут себя вызывающе?
Наши ученики нормальные московские школьники. Конечно, они не курят, не ругаются нецензурными словами. Но в общем они нормальные обычные дети, хорошо адаптированные в обществе. Наша задача - дать заряд духовности, доброты, раскрыть красоту и гармоничность мира через ислам. Наши дети такие же москвичи, как и учащиеся городских школ. Свое свободное время они посвящают изучению ислама, так же как иные дети, например, играют в шахматы или занимаются каратэ. Наших детей интересует культура ислама, его история. Они, кстати, хорошо, осведомлены и о христианстве. Многие видели мультсериал «Библейские рассказы». Очень интересуются, как те или иные события трактует Священный Коран. Мы стараемся подробно рассказать об этом. Рассказываем жизнеописание пророка Мухаммада (Мир Ему), рассказываем о пророке Исе – Иисусе (Мир Ему). Стараемся привить детям гармоничное восприятие действительности, целостности мира. Даем истинные духовные ценности.
Школа – это обязательное образование, а к нам люди приходят сами, они тяготеют к этому. У многих это стремление заложено через родителей, бабушек и дедушек. Наши дети занимаются спортом. Многие хотят быть спортсменами, врачами, бизнесменами, учеными.
У Вас уже сложилась традиция детских мусульманских летних лагерей?
У нас есть два лагеря. Городской дневной лагерь действует на территории помещения нашей общины и проводится с 1 по 15 июня. В программе лагеря - лекции об исламе, патриотическое воспитание, посещение выставок и музеев. Выезжаем в парки, на пикники. Очень полюбились детям поездки на конезавод на Можайском шоссе. Там можно кататься на лошадях. Это лошади карачаевских пород, многие из которых «снимаются» в кино. Там же происходит знакомство с животным миром, так как в комплексе имеются гуси, утки, козы. На конезаводе проводим спортивные мероприятия. За предстоящие две недели, надеемся, будет два таких выезда.
Уже около пяти лет проводим выездные лагеря в татарских селах Нижегородской области. Они начинаются после 20 июня. Сельский лагерь длится около двух недель и проводится в нескольких татарских селах Нижегородчины – Медяна, Шубино, Рыбушкино, Петряксы, Камкино, Мочалей, Семеновка, Ключищи, Пошатово. Мечеть есть в каждом селе, в некоторых несколько мечетей. Это старинные села с богатыми мусульманскими традициями. В каждом селе в лагере принимает участие порядка 50 местных детей, еще около 30 приезжают из Москвы. Дело в том, что родители многих наших учеников – выходцы из Нижегородской области, там живут их родители, родственники. Таким образом, дети проживают у своих родственников, бабушек, дедушек в сельской местности и посещают дневной лагерь. В 2012 году в этих лагерях обучалось около 600 детей. Был у нас опыт заезда детей, у которых нет родственников в этих селах. В селе Петряксы есть целый комплекс при мечети, в том числе и пансионат. В дальнейшем планируем работать в этом направлении.
Занятия обычно проходят в сельской мечети – с утра и до обеда, читаем намаз зухр и дети уходят домой обедать. Вечером спортивные мероприятия футбол, волейбол и другие.
Из летнего лагеря совершаем поездки в Казань, останавливаемся при мечети Марджани, посещаем Булгар, Исторический музей, Кремль, мечеть Кул-Шариф. Сотрудничаем с Полпредством Татарстана. Они предоставляют нам возможность совершать экскурсии, предоставляют гидов. Обязательно выезжаем в Пушкинское Болдино. От села Петряксы – это 50 километров. В Болдино Александр Сергеевич написал 14 известных произведений, в том числе и сказок. Обязательно проводим спортивные соревнования между селами. Городские и сельские дети знакомятся, начинают дружить.
В рамках выездного лагеря мы проводим Конкурс шакирдов, который объединяет учащихся из всех сел. Группы представителей из каждого села готовят выступление-визитку о своем селе. В программу конкурса входит чтение Священного Корана, исполнение песен и стихов религиозной тематики. Уже стало традицией, что у каждой команды есть и девиз, и знамя и эмблема своей команды, своего села. Есть «домашнее задание» - театрализованная постановка хадиса. Готовят плакаты религиозной тематики.
В 2011 году на открытие Конкурса шакирдов приезжала делегация ДУМЕР во главе с шейхом Равилем-хазратом Гайнутдином. Ежегодно по уже сложившейся традиции к нам на открытие Конкурса приезжает заместитель муфтия Нижегородской области Абдульбари хазрат Муслимов. Он объезжает татарские села, беседует с местными имамами, привлекает их оказывать поддержку нашему лагерю.
Ваши ученики принимали участие в Олимпиаде среди учащихся исламских учебных заведений Москвы, проходившей в Доме Асадуллаева?
В этом конкурсе мы участвуем ежегодно. Это для нас традиционно. Участие в Олимпиаде принимают и взрослые ученики медресе, и дети. Наши дети подходят к подготовке очень ответственно. Благодаря тому, что конкурс проходил в конференц-зале Дома Асадуллаева, там смогла разместиться и «группа поддержки» наших конкурсантов, то есть родители и преподаватели. Из 27 призовых мест 12 получили наши учащиеся. Большинство наших победителей – дети и это, наверное, закономерно.
Почему наши дети так стараются, участвуя в Олимпиаде, да и вообще в постижении исламских знаний? Один из наших учеников, которому всего 10 лет ответил так – « Я изучаю ислам, чтобы пройти испытания от Аллаха. Кем стану в будущем, я еще не знаю, но есть мечта – попасть в Рай». Это очень хорошие слова.
Цель нашей работы – воспитать гармоничную личность, которая будет активной деятельной частью нашего гражданского общества, будет творить добро и в отношении людей и даже в отношении животных – ведь они тоже создание Всевышнего. Нести добро – это лучший призыв, лучший дават.
Нина Зотова
«Мусульмане России» - Dumrf.ru