Дауд Уорнсби: Большая часть моего творчества – это мои переживания, идущие из самого сердца
26 января 2014 года в рамках программы Мавлид ан-Наби в концертном зале Crocus City Hall в Москве выступит знаменитый канадский композитор, поэт и певец Дауд Уорнсби, включенный Королевским исламским центром стратегических исследований (Иордания) в список 500 самых влиятельных мусульман мира благодаря его международной культурной, социальной и благотворительной деятельности. В эксклюзивном интервью порталу «Мусульмане России» Дауд Уорнсби рассказал о своем творчестве.
Вы намерены выступить на праздничной программе Мавлид ан-Наби в Crocus City Hall 26 января. Первый ли это ваш визит в Россию и какие свои композиции вы представите?
Мавлид ан-Наби в Москве – очень волнующее событие и честь для меня – ознаменует мою первую поездку в Россию, как я надеюсь далеко не последнюю. На торжестве в честь жизни и примера пророка Мухаммада (мир ему) я поделюсь песнями, посвященным тому глубокому влиянию, которые его личность оказала на человечество. В наше время понятия справедливости, истины, милосердия являются ключевыми, ведь мы стремимся прийти к миру и общности людей. Мыслители, пророки, поэты и философы прошлых эпох предостерегали нас о том, что произойдет, если жадность и сила будут превозноситься выше справедливости и любви. Надеюсь, что песни, с которыми я поделюсь со своими новыми друзьями в России, станут напоминанием, что каждый из нас одинаково бесценен, безотносительно того, насколько уникальна или известна культура, к которой мы принадлежим.
Ваши композиции и стиль исполнения звучат на западный манер, но в интернете записи ваших песен нередко названы нашидами – традиционным арабским жанром. Как вы для себя определяете музыкальное направление, в котором работаете ? В наши дни мусульманский месседж через искусство музыки вышел далеко за рамки традиционных жанров мусульманских народов, не так ли?
Действительно, я согласен с вами. Большинство из того, что мы слышим сегодня из уст мусульманских артистов во всем мире в действительности не представляет собой традиционный арабский нашид. Нашид исполняется акапелла или под звуки ударных в хоре, в котором голоса звучат в унисон. Несколько моих альбомов были записаны в этом стиле, хотя поэзия была на английском языке. Многие мои песни близки к американской или кельтской народной музыке, тогда как их содержательная часть ненавязчиво отражает кораническое мировоззрение. Для меня музыкальные средства выражения являются не более чем творческим приемом для того, чтобы донести свою мысль. Как мусульманин, я считаю, что мы должны быть очень щепетильны не только в том, какого рода песнями мы делимся, но и в том, как мы это делаем – всегда стремясь делиться лучшим посланием в наиболее достойной манере. Интересно отметить, что в Коране нет глав «Врачи», «Земледельцы», «Политики», «Инженеры» или даже «Учителя», однако в нем есть сура под названием «Поэты», призывающая писателей быть честными людьми и жить согласно тем ценностям, которые они воспевают, не лицемеря. Поэтому вне зависимости от избранного музыкального стиля – нашид, поп, хип-хоп, или даже американская/русская/кельтская фольклорная музыка, я убежден, что мусульманские певцы и поэты не должны попадать в ловушки эгоизма, популярности, сумасбродства, упадничества, коммерциализации или заносчивости, которые так часто встречаются на рынке современной музыки, будь то религиозной или светской.
Послушать композицию Дауда Уорнсби “All of us” на Deen.tv
Какой вам видится социальная роль мусульманского творчества – музыки, литературы, изобразительного искусства? Способно ли оно объединять мусульман, нести образовательные функции, налаживать взаимопонимание? Каков ваш личный опыт?
Я глубоко убежден в том, что творчество, художественное произведение, если оно произрастает из личностного или духовного роста, основывается на социальной справедливости и служении обществу, может стать мощным инструментом, воодушевляющим окружающих менять мир в лучшую сторону. История свидетельствовала об этом много раз через музыкальные революции в разных частях света. Ренессанс фольклорной музыки в 1950-1960-ых годах в США стал огромным фактором формирования общественного мнения против расовой сегрегации и войны во Вьетнаме. Апартеид в Южной Африке был сломлен благодаря протестам, которые нередко выражались посредством песни. Пение в гармонии с собой против несправедливости находит отклик в сердцах, умах, сознании людей. Мусульманская культура обладает песенным наследием восхваления и прославления, то также и богатой историей развития музыки в медицинских целях, опытом музыкальной обработки, который впоследствии дал таким музыкантам как Моцарт или The Beatles музыкальные средства для расширения их подходов к сочинению музыки.
Некоторые из ваших песен затрагивают общечеловеческие философские темы, не относящиеся непосредственно к практике религии. Адресуете ли вы свое творчество немусульманской публике через концерты, радио или другие средства коммуникации?
Я мусульманин и эта духовная парадигма до определенной степени оказывает влияние на то, как я пишу музыку. Большая часть моего творчества – это мои переживания, идущие из самого сердца, адресованные любому на Земле, кто разделяет мою преданность правде, взаимопониманию, любви и справедливости. Половина моих концертов в году нацелено на самую разнообразную в социальном и культурном отношении аудиторию. Некоторые из них являются верующими людьми, практикующими религию, другие – не практикуют, но обладают верой в человечность. Отклик аудитории всегда греет сердце, ведь я твердо убежден, что когда мы обращаемся искренне и от всего сердца, мы устанавливаем связь с сердцами других людей. Многие из нас находятся в поиске лучшего образа жизни – мы желаем более прочной взаимосвязи с окружением, больше соприкасаться с природой и заботиться о Земле, меньше зависеть от технологий и быть свободными от ментального или физического давления. Моими слушателями являются люди всех религий и культур по всему миру и через эту взаимосвязь я ощущаю, как будто имею огромную семью, поющую вместе со мной, разделяющую мое стремление сделать наш мир лучше.