закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


23 января 2024 12:50   Москва 

Богословское заключение № 4/23. Положение блокчейна и криптовалют с точки зрения исламского права

Именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 4/23

ПОЛОЖЕНИЕ БЛОКЧЕЙНА И КРИПТОВАЛЮТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ПРАВА

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (ДУМ РФ) в ходе очного заседания, состоявшегося 6-го числа месяца Джумад-уль-ахир 1445 года по лунному календарю, что соответствует 19-му декабря 2023 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» (ул. Ленинская слобода, д. 9),

постановил:

1. Совет поддерживает развитие интернет-технологий как одного из направлений технического прогресса, открывающего широчайшие возможности для человека.

2. Совет допускает инвестирование в криптовалюту только в том случае, если она имеет статус товара, валюты или финансового актива. Определяя такой статус, Совет предъявляет к криптовалюте ряд требований (см. п. 3, 4, 5). В случае, если хотя бы одно из этих требований не выполняется, Совет рекомендует отказаться от каких-либо операций с криптовалютой до полного соблюдения всех необходимых условий.

3. Чтобы криптовалюта могла быть признана товаром, необходимо, чтобы она соответствовала определённым требованиям.

? быть собственностью продавца на момент продажи;

? обладать ценностью, которую признает шариат, то есть быть дозволенным для использования и не связанным с запретной деятельностью или запретными продуктами, или вещами;

? иметь внутреннюю ценность, то есть нести в себе определенную пользу;

? товар должен быть определен и легко идентифицирован покупателем;

? быть товаром, на который может перейти право собственности.

4. Для того, чтобы придать криптовалюте статус валюты, необходимо, чтобы ее характеристики соответствовали критериям, применимым к традиционным валютам.

? иметь статус денежной единицы;

? обладать ценностью;

? быть средством сбережений, иметь надежно низкую волатильность;

? быть законным платежным средством, признаваемым государством;

? иметь широкое распространение и всеобщее применение.

5. Для признания криптовалюты финансовым активом необходимо, чтобы она соответствовала условиям, предъявляемым к финансовым активам.

? иметь цену и спрос на рынке, а также выполнять функцию свободной купли-продажи;

? цена актива должна изменяться с течением времени;

? обладать ценностью, которую признает шариат;

? иметь внутреннюю ценность;

? быть средством сбережения;

? быть собственностью владельца;

? подкрепляться базовыми активами или инвестиционной деятельностью, которая соответствует шариату;

? быть активом, на который может перейти право собственности.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 4/23

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ БЛОКЧЕЙНА И КРИПТОВАЛЮТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ПРАВА

Введение

Сегодня, в век цифрового прогресса, когда IT-технологии семимильными шагами идут вперед, перед верующими мусульманами встают вопросы относительно дозволенности или запретности тех или иных продуктов, особенно связанных с электронными деньгами.

Мы стали свидетелями того, как впервые на базе блокчейна был запущен биткойн, и теперь часто эта технология позиционируется как транзакционная сеть[1]. Практическое применение блокчейна фактически не ограничено. В настоящее время существуют решения на базе этой технологии, которые успешно внедряются в различных областях медицины, права, логистики, торговли, аренды и пр.

В финансовом секторе блокчейн-технологии заняли позицию в виде транзакций криптовалют. Продолжаются споры среди ученых относительно функции криптовалют: является ли это имуществом, деньгами или биржевым активом. Известно одно, что криптовалюты выполняют различные функции, и одна криптовалюта может кардинально отличаться от другой. На самом деле вся эта система находится на стадии развития и формирования. И это доказывает актуальность данного богословского исследования.

Среди мусульманских правоведов ведутся горячие споры относительно положения этого нового явления с точки зрения шариата, по нему до сих пор не достигнут консенсус, фетвы на этот счет сильно разнятся. Однако правильное понимание этого вопроса очень важно, ведь он касается не только области общественных взаимоотношений (му‘амалят), но и затрагивает такие вопросы религиозной практики (‘ибадат), как закят, хадж и садака.

Большая часть рынка криптовалют не контролируется государствами и крупными регуляторами, такими как ЦБ. Подобная свобода, с одной стороны, это большое преимущество системы, однако с другой стороны, в ней открыты все возможности для незаконной финансовой деятельности и оплаты аморальных и преступных действий. Последний фактор обязательно должен учитываться шариатскими экспертами, поскольку допущенная ошибка может стать причиной необратимых пагубных последствий.

Определение понятий: блокчейн и криптовалюта

Для лучшего понимания блокчейна воспользуемся определением, которое максимально раскрывает понятие, суммируя общее, техническое и буквальное значение.

Блокчейн — децентрализованная[2] база данных, которая одновременно хранится на множестве компьютеров, соединенных друг с другом в Интернете.

Что касается основного продукта блокчейн-технологий в финансах, а это криптовалюта, то из множества определений можно выделить следующее. Криптовалюта — это разновидность цифровой валюты, оборот которой реализуется с помощью блокчейна. Она представляет собой комбинацию кодов, для расшифровки которых требуется решение сверхсложных математических задач[3].

На сегодняшний день существует большое количество криптовалют, однако рассмотрим самую популярную из них ? биткойн, дабы иметь представление о природе самой криптовалюты.

Биткойн — это децентрализованная система, работающая на основе программного протокола и основанная на принципе прямого обмена между пользователями[4].

Изучив ряд определений биткойна, мы можем сделать следующие выводы: данная криптовалюта не имеет внутренней ценности, не имеет физической формы, существует только в цифровой форме, поставка не осуществляется Центральным банком, она децентрализована, не выдается какой-либо компанией или конкретным лицом.

Анализ биткойна для выявления шариатских критериев дозволенных криптовалют

Как и во всех вопросах сферы общественных взаимоотношений (муамалят), основой является дозволенность, пока не будет доказано обратное. Блокчейн-технологии, безусловно, соответствуют принципам шариата, а именно: точность и достоверность передачи информации из рук в руки, из уст в уста непосредственно без обмана и рисков. Наука о передаче слов пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) цепочкой (по англ. — chain) надежных и проверенных передатчиков — живой пример подобия блокчейна из глубины веков. Эти технологии будут развиваться и приносить пользу как мусульманскому, так и всему обществу в целом. Однако проблема возникает относительно одного из следствий блокчейна: его использования в финансах в виде криптовалют.

Зададимся вопросом: биткойн — это имущество? Что подразумевается под понятием «имущество» (маль) в исламском праве? Каковы критерии имущества?

По шариату к имуществу (маль) относятся материальные ценности в их натуральной форме. По мнению большинства мусульманских богословов-правоведов имущество (маль) означает не только физические предметы собственности, но и её полезные свойства. Учет этих свойств особенно важен для определения шариатского статуса имущества. Шариат считает ценным только то имущество, которое разрешено для использования, то есть обладает разрешенными полезными качествами[5].

Биткойн имеет цену, которая меняется в зависимости от поведения рынка. Он может приносить пользу в виде нестандартного расчетного средства. Биткойн подлежит идентификации, имеет переходную функцию, им действительно можно овладеть для дальнейшего свободного использования. Но для признания биткойна как имущества (маль) он должен выступать в роли либо товара, либо денег, либо финансового актива.

Является ли биткойн товаром?

Товар имеет свои специфические критерии, среди которых — наличие внутренней ценности и пользы от него (то, что оценено, не сама цена или плата). Из высказываний Ибн Кудама[6]: "Товар (араб. ‘ард, мн. ч. ‘уруд) относится ко всем формам имущества, за исключением средств обмена (плата или цена), включая растения, животных, недвижимость и все другие формы имущества«[7].

Итак, соответствует ли биткойн этому определению? Он признается шариатом как нечто, что имеет цену, которая зависит от спроса и предложения, зависит от биржевых игр и спекуляций на рынке. Биткойн подлежит идентификации, он имеет переходную функцию, и им действительно можно овладеть для дальнейшего свободного использования. Однако биткойн нельзя назвать товаром из-за отсутствия внутренней стоимости и пользы, которую можно извлечь, как из любого товара на рынке.

Защитники биткойна могут заявлять о его внутренней стоимости через функции и преимущества блокчейна, но это не ценность биткойна, это свойства и уникальность технологии.

Является ли биткойн деньгами (валютой)?

Слово «биткойн» состоит из двух частей, одна из которых «коин» — монета. Монеты ассоциируются с деньгами, поэтому, даже судя по названию, можно считать биткойн деньгами. Специфика денег подразумевает также то, что у них есть денежная единица, которая также имеется и у биткойна. Известно, что одна единица состоит из ста миллионов сатоши (центов). Однако в отличие от обычных государственных денег биткойн не подлежит эмиссии[8]. Выпуск всех возможных биткойнов уже осуществлен, в 21 млн. монет, более 80 % из которых уже добыто[9]. И если эмиссия денег влияет на инфляцию и обесценивание, с биткойном получается наоборот, чем меньше остается монет, тем сложнее добыча, и поэтому их цена только возрастает.

Биткойн имеет свойство дорожать и обесцениваться, однако он очень волатилен[10] и не подходит как средство сбережения, тем более без наличия внутренней ценности. По мнению вице-президента Чешского национального банка Моймира Хампла, высокая волатильность цены препятствует использованию биткойна в качестве средства платежа[11].

Также функцией денег должна быть широкая распространенность, когда о них известно и они на слуху. С развитием интернета возможностей для торговли и развития экономики с каждым днем становится все больше, данное качество, а именно распространенность, вот уже много лет принадлежит биткойну, это самая дорогая и популярная криптовалюта в мире.

Другой вопрос — признание биткойна легитимной валютой во всех странах мира. Одним из критериев денег является признание их во всех странах как платёжного средства, подлежащего размену. Относительно легитимности биткойна до сих пор нет ясности в мире, а в некоторых государствах он остается под запретом.

Шейх Таки Усмани[12] и профессор Монзер Кахф[13] добавили еще одну специфику: деньги должны быть законными платежными средствами. Законное платежное средство (англ. Legaltender) — средство платежа, обязательное по законодательству к приёму в оплату любых платежей, номинированных в той же валюте. Государство должно регулировать риски инфляции и дефляции, которые могут пагубно влиять на стоимость валюты, лежащей в основе покупательной способности.

В этой связи примечательны слова выдающегося исламского ученого Ибн аль-Каййима[14]: "...деньги не являются самоцелью. Они должны использоваться лишь для приобретения товаров [и услуг]. Когда же деньги сами по себе превращаются в товар и становятся целью сделок, дела приходят в упадок и наступает кризис...«[15].

Кроме всего сказанного, биткойну свойственна сильная волатильность, которая вносит неясность (гарар) и способствует спекуляции (майсир). Таким образом, мы не можем рассматривать биткойн как валюту. Подобный вывод сделали ведущие мировые экономисты. В интервью радио «Голос России» американский финансовый эксперт и предприниматель Карл Деннингер заявил, что "биткойн никогда не был валютой, потому что для этого необходимо выполнение двух условий. Первое — необходимо быть средством обмена, чтобы вы и я могли совершать операции с различными товарами и услугами, а это требует повсеместного признания. Второе — необходимо быть стабильным средством сохранения стоимости, таким, чтобы я мог вложить в данную валюту определенную стоимость, созданную моими усилиями в сфере экономики, и получить её обратно через некоторое время«[16].

Является ли биткойн финансовым активом с точки зрения шариата?

Финансовые активы — ресурсы, в отношении которых соблюдаются права собственности, и которые в будущем могут принести владельцу экономические выгоды. Сюда входят деньги, долевой инструмент (акции), ценные бумаги.

Биткойн имеет практически все критерии финансовых активов. У биткойна с течением времени изменяется цена. Данная криптовалюта признается как имеющая цену, ее можно идентифицировать и передавать, и она может переходить в полное владение и по желанию быть реализована на торговых площадках. Однако для конечного признания биткойн должен подкрепляться базовыми активами или инвестиционной деятельностью, соответствующей шариату. Большая часть криптовалют, в том числе и биткойн, обеспечиваются процессом, который имеет собственную ценность, но гарантий, что данная стоимость выдержит проверку временем на фоне потрясений и коррекций цифрового рынка, регулирования криптосферы со стороны государств мира, новостей в СМИ, здесь просто нет. Именно поэтому мы не можем признать биткойн как финансовый актив.

Заключение

Биткойн — это новый феномен с множеством вопросительных знаков. Это востребованная, хорошо защищенная и быстро растущая валюта, которая полностью независима от какого-либо центрального регулирующего органа. Тем не менее необходимо знать следующее.

Приобретение биткойнов в целях сбережения (инвестиции, накопление) недопустимо, поскольку их высокая волатильность в обменном курсе влечет за собой чрезмерный риск (гарар) и участие в спекуляциях (майсир).

Некоторые известные дома фетв уже вынесли свое решение относительно биткойна и криптовалют, многие продолжают исследовать вопрос для вынесения своих решений. О запрете биткойна высказались: Дом фетв Египта[17], Дом фетв Ирака[18], Высший Совет по делам религии Турции[19] и др. В качестве довода на запретность ими был приведен ряд аргументов:

1. Биткойн — не национальная валюта и не защищен государственными гарантиями и финансовым законодательством.

2. Скрытые процессы в системе, то есть присутствие неопределенности (гарар), которая неприемлема в торговых взаимоотношениях.

3. В торговле недопустим вред. Как валюта или товар биткойн остается вне контроля ответственных сторон. Это может оказать негативное влияние на внутреннюю экономику страны и привести к дестабилизации общества.

Ассамблея мусульманских юристов Америки (AMJA) считает дозволенным использование криптовалют, если они соответствуют шариатским нормам: цель выпуска валюты, способ ее выпуска, способ осуществления первоначальных инвестиций и деятельность, финансируемая за счет выпуска. Комитет считает необоснованными основные причины запрета криптовалют другими ведомствами, считая, что данные причины, которые приводят некоторые ученые для запрета криптовалют, не являются достаточными основаниями для их запрета, поскольку многие из этих аргументов также применимы к деньгам, выпускаемым центральными банками[20].

Развитие интернет-технологий ведет к улучшению жизни человека и имеет благие цели. Блокчейн-технологии в различных сферах должны развиваться и приносить пользу обществу. Что касается использования технологий в финансах, выраженных в криптовалютах или токенах, то нами был принят ряд критериев, определяющих характер того или иного продукта, и право называться товаром, валютой или финансовым активом. И если мы можем определить ту или иную криптовалюту, тогда она допустима для оборота или для инвестиций. Если же продукту не хватает хотя бы одного пункта из критериев, тогда ввиду неясности рекомендуется воздержаться от каких-либо операций в отношении данного продукта блокчейн-технологий до внесения изменений в его функции или свойства.

Также данные критерии могут считаться ориентиром для создания допустимых шариатом криптовалют, а также для шариатского аудита с последующей выдачей сертификата соответствия «Халяль».

СТАНДАРТЫ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ И ВЫПУСКА

ДОЗВОЛЕННОЙ (ХАЛЯЛЬ) КРИПТОВАЛЮТЫ

В нашем исследовании и анализе биткойна мы выявили критерии и условия, согласно которым криптовалюта может считаться дозволенной (халяль) для мусульман.

Итак, криптовалюта станет дозволенной для мусульман, если будет соответствовать хотя бы одному из понятий: товар, деньги или финансовый актив.

Чтобы криптовалюта считалась товаром, она должна иметь следующие свойства:

1. Ценность, которую признает шариат. То есть товар должен быть разрешенным для пользования и не связанным с запретной деятельностью или запретными продуктами, вещами. Также сюда относится намерение создателей валюты. При создании криптовалюты не должно быть злого умысла или желания как-то деструктивно повлиять на экономику и общество. В хадисе говорится: "Поистине, дела [оцениваются] только по намерениям, и, поистине, каждому человеку [воздастся] только за то, что он намеревался [обрести]...«[21]

2. Товар должен иметь внутреннюю ценность. Или, другими словами, нести определенную пользу. Этого нет в биткойне, что и стало причиной его непризнания как товара. Криптовалюта должна иметь основу или подкрепление, сегодня подобные валюты называют стейблкойны (обеспеченные криптовалюты).

3. Товар должен быть идентифицирован. Условием законной с точки зрения шариата торговли является знание предмета торговой сделки. Необходимо, чтобы предмет торговой сделки был известен обеим сторонам при ее заключении либо визуально, либо по описанию продаваемого товара, которое позволит отличить его от остальных товаров. Неизвестность предмета торговой сделки является разновидностью неопределенности (гарар), а сделки подобного вида заключать запрещено. Если человек купит какую-то вещь, которую он не видел, либо о которой недостаточно осведомлен, то такой договор с точки зрения шариата недействителен[22]. Криптовалюта должна быть идентифицирована и понятна в использовании, иметь всеобщее признание.

4. Товар должен быть передаваемым. То есть после сделки не должны создаваться проблемы передачи и получения товара покупателем. Если нет возможности доставить товар покупателю, то это равноценно предложению несуществующего предмета, и, следовательно, данная сделка недействительна, так как в ней присутствует неопределенность (гарар). Так как существует вероятность, что покупатель после оплаты не получит товар. Поэтому нельзя продавать рыбу, находящуюся в реке, финики на пальмах, птиц, находящихся в небе, молоко, находящееся в вымени, детенышей скотины, еще находящихся в утробах, а также животных, убежавших от хозяина. Этот вывод следует из хадиса, в котором сообщается, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил заключать торговые сделки, предмет которых не определен (гарар)[23].

Система или база, на которой была создана криптовалюта, должна технически давать возможность клиентам получать и передавать электронные монеты. Платформы должны быть надежными и отвечать принципу «из рук в руки».

5. Товар должен иметь свойство принадлежности, право собственности на товар должно переходить от продавца к покупателю. Продавец должен являться владельцем товара или же выступать от имени владельца в роли представителя. Если человек продаст то, чем не владеет, такая сделка будет недействительной. Данный вывод следует из хадиса, в котором сообщается, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: "Не продавай то, что не принадлежит тебе!«[24].

Чтобы назвать ту или иную криптовалюту деньгами по шариату, она должна отвечать следующим условиям:

1. Криптовалюта должна иметь статус денежной единицы. Денежная единица ? это законодательно установленный денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цены всех товаров и услуг. Существуют национальные (рубли, сомы и др.) и международные денежные единицы (евро). Все денежные единицы должны иметь свойства деления на более мелкие части (копейки, центы, сатоши и др.). Делимость — свойство денежных единиц, позволяющее дифференцироваться на более мелкие купюры, что значительно облегчает торговлю.

Итак, чтобы признать криптовалюту деньгами, необходимо, чтобы она имела свойство делиться на более мелкие части.

2. Криптовалюта должна обладать ценностью. Ценность цифровых денег достаточно сложно определить, ведь у некоторых из них нет материального воплощения. В результате данный параметр определяется уровнем спроса и предложения. И пока криптовалюта имеет спрос и оборот между заинтересованными людьми, она имеет ценность. Следует отметить, что криптовалюту нельзя назвать статичной величиной, ведь она может изменяться по мере улучшения характеристик.

3. Деньги должны быть средством сбережений. Это их материальная ценность, которая аккумулируется в процессе накопления для последующего их обмена на товары или услуги. Кроме этого, средство сбережения играет роль функции денег, которая выполняется для непосредственного хранения богатства. В свою очередь, такими средствами являются денежные знаки, в том числе и валюта, биржевой товар, финансовый капитал или криптовалюта. Для того чтобы обеспечивалась функция средств сбережений, вышеуказанные эквиваленты должны гарантировать сохранность стоимости, а также возможность последующего ее восстановления. Данный критерий не позволяет финансовому инструменту быть слишком волатильным, поскольку создается риск потерять сбережения в случае обвала цены либо создается риск желания зарабатывать на спекуляциях с той или иной валютой, что является запретным в шариате (майсир).

В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Св. Коран, 5:90, 91)[25]. В данном переводе слово «майсир» переводится как азартные игры, однако понятие «майсир» намного шире, включает в себя запретные спекуляции на ценах, игры на биржах, тотализатор и т. п.

4. Деньги должны быть законным платежным средством. Поскольку криптовалюта еще не регулируется государствами в полной мере, она довольно часто используется преступниками для оплаты нелегальных операций (продажа наркотиков, оружия и спонсирование терроризма, заказные убийства и проституция). Это снижает уровень доверия к криптовалюте со стороны пользователей и государства. Для признания шариатом криптовалюты в качестве денег она должна контролироваться государством или иметь известных основателей, которые могут установить этический контроль.

Финансовые активы также имеют ряд критериев, которым должна соответствовать криптовалюта, чтобы считаться одной из них:

1. Изменение цены с течением времени. Это один из критериев, а также основной смысл приобретения актива для внесения своего вклада в его развитие, своего рода участие в деятельности в надежде на заработок.

2. Финансовый актив должен иметь цену и спрос на рынке, а также ликвидность, для свободной его продажи и покупки.

3. Финансовый актив должен быть средством сбережения. Для того чтобы обеспечивалась функция средств сбережений, криптовалюты должны гарантировать сохранность стоимости, а также возможность последующего ее восстановления.

4. Криптовалюта для получения статуса финансового актива должна идентифицироваться, она должна иметь свое уникальное имя, а также свойство передаваться «из рук в руки» в результате сделок купли-продажи.

5. Абсолютное право владения после совершения сделки купли-продажи должно оставаться у покупателя.

6. Криптовалюта должна подкрепляться базовыми активами или инвестиционной деятельностью, которая соответствует шариату. Это требование является определяющим для биткойна и многих других криптовалют. Его оценка и является предметом разногласий у экспертов исламского права.

И только Аллаху ведома истина

Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламской юриспруденции исламского университета города Медины (КСА), магистром Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета Тугушевым Рашитом Абдеряшитовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 19 сентября 2023 г., и принято большинством принято его членами.



[1] Транзакция — это операция перевода конкретной денежной суммы со счета отправителя на счет получателя.

[2] Децентрализация — процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа. См.: Децентрализация // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1–2. — СПб., 1907–1909.

[3] Биткойн, блокчейн и как заработать на криптовалютах/ Д.Б. Карпиловский. — Москва: Издательство АСТ, 2018 — 256 с. — (Технологии и бизнес). С. 31.

[4] Что такое биткоин и как он работает? Объясняем простыми словами. — Текст: электронный // Forklog : [сайт]. — URL: https://forklog.com/cryptorium/chto-takoe-bitkoin (дата обращения: 13.01.2024).

[5] См.: Экономика религиозных исламских организаций / Хайруллов Д.С., Якупов В.М., Гафуров Ш.И. / Казань: ТГГПУ, 2009. — 224 с. С.181.

[6] Мухаммад ибн ?Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Кудама аль-Макдиси ад-Димашкы — ученый-муджтахид ханбалитской правовой школы. Автор труда «Аль-мугни». См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 7. С. 150.

[7] См.: Мухаммад Каари Баша. Муршид аль-хайран ?аля ма?рифати ахваль инсан [Руководство для недоумевающих в познании состояний людей]. Бейрут: аль-?Ильмийя, [б.г.]. С. 27.

[8] Эмиссия — выпуск в обращение денег и ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг может быть частной (выпуск акций и облигаций акционерными компаниями) и государственной (выпуск облигаций государственного займа). См.: Термины рыночной экономики: Современный словарь-справочник делового человека / JI. Е. Намятова. 4-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 198 с. С.:192.

[9] Добыча криптовалюты (от англ. mining (майнинг) — «добыча полезных ископаемых») — процесс «добычи» криптовалюты и деятельность по ее выпуску. В результате выпуска в блокчейне появляется новый блок транзакций и происходит эмиссия виртуальных монет. См.: Мила, Васильева Добыча криптовалюты: способы, особенности процесса и риски / Васильева Мила. — Текст: электронный // Banki.ru: [сайт]. — URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10982396 (дата обращения: 13.12.2023).

[10] Что такое волатильность и как ее определить: разбор с примерами // РБК: Инвестиции. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/638706fc9a794773a655357c?from=copy (дата обращения: 13.12.2023).

[11] Чешский информационный портал об экономике и бизнесе: Режим доступа: https://www.e15.cz/bitcoin-wiki (дата обращения: 13.12.2023).

[12] Муфтий Мухаммад Таки Усмани (р. 1943 в Деобанде) — один из ведущих исламских ученых, живущих в наше время, эксперт в области исламской юриспруденции (фикх), экономики, хадисоведения и тасаввуфа.

[13] Доктор Монзер Кахф родился в 1940 году в Дамаске, столице Сирии. Профессор и консультант/коуч по исламскому банковскому делу, финансам, закяту, вакфам, исламскому наследству, исламскому планированию недвижимости, исламскому семейному праву и другим отраслям исламской экономики, финансов, исламских сделок (муамалят). Доктор Монзер Кахф в настоящее время является профессором исламских финансов и экономики на факультете экономики и менеджмента Стамбульского университета Сабахаттин Заим, Турция. См.: [Электронный ресурс]: https://aboutislam.net/author/monzer-kahf/ (дата обращения: 13.12.2023).

[14] Мухаммад ибн Абу Бакр, более известный как Ибн Кайим аль-Джаузийя (691–751 гг. по хиджре, 1292–1350 гг. по григор.) — богослов ханбалитского мазхаба, правовед, толкователь Корана, хадисовед и тонкий знаток многих научных направлений исламского богословия. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кахаля. Му‘джам аль-му’аллифин [Словарь кратких биографий ученых]: в 4 т. Т. 3. С. 164, 165.

[15] См.: аль-Джаузи Ш. И?лям аль-муваккы‘ин [Сведение подписавшихся]. Эр-Рияд: Ибн джаузи, 2002. Т. 2. С. 386

[16] См.: Деннингер К. Bitcoin не валюта (англ.). Архивировано 26 октября 2014 года. // Интервью «Голос России 21.02.2014».

[17] В фетве № 4205 говорится: «Дом фетв Египта считает, что любой оборот этих валют, любые операции, будь то покупка или продажа, аренда и т. п., запрещены с точки зрения шариата. Из-за его негативного воздействия на экономику, нарушения баланса рынка и общей трудовой концепции, а также из-за отсутствия правовой защиты и контроля финансовых регуляторов <...>, а также из-за вреда, который может возникнуть в результате обмана, неясности и ухищрений в расчетах, оценке и ценности...». См.: Дом фетв Египта. Фетва № 4205, от 28.12.2017 (автор фетвы — муфтий Шаукый Ибрахим ?Аллям). Официальный сайт. URL: تداول عملة البيتكوين والتعامل بها - الفتاوى - دار الإفتاء المصرية - دار الإفتاء (dar-alifta.org) (дата обращения 13.12.2023).

[18] В фетве № 1583 говорится: «Деньги должны соответствовать трем критериям. Первое: наличие стандартов оценки. Второе: должно быть основное хранилище. Третье: должно быть всеобщее признание. Эти три критерия не могут быть достигнуты, если не существует ведомства, которое выступает гарантом. Либо существует государство, несущее ответственность, или кто-то, кто гарантирует безопасность либо уполномочен выступать гарантом. Что касается биткойна сейчас, есть ли кто-то, кто может выступить гарантом безопасности? Нет! Это схоже с азартными играми, хотя это и не то же самое, но можно с уверенностью утверждать, что это присвоение имущества людей, без права...». См.: Дом фетв Ирака. Фетва № 1583, от 19.04.2021 (автор фетвы — муфтий Махди ибн Ахмад са-Самиди?ий). Официальный сайт. URL: فتوى رقم ( 1583 ) حكم التعامل ببطاقة البيتكوين . — دار الافتاء العراقية (h-iftaa.com) (дата обращения 13.12.2023).

[19] Вопрос. Какое религиозное постановление вынесено об использовании криптовалют? Ответ. Использование любых видов денег, которые приняты среди пользователей как средство обмена или измерения стоимости, и которые в своей природе внушают пользователю доверие, допустимо. В этом контексте определяющим является то, содержит ли средство обмена (деньги) значительную степень неопределенности (гарар) в своей сущности, в производственном процессе и в качестве средства обращения. Используется ли оно как средство обмана и способствует ли несправедливому и необоснованному обогащению определенной группы людей. Необходимо оценить законность использования каждой из множества видов криптовалют, которые появились в последние годы, согласно вышеприведенным принципам. См.: каково религиозное постановление об использовании криптовалют? / Высший совет по делам религии Турции [Электронный ресурс] // Управление по делам религии Турции: [сайт]. — URL: https://kurul.diyanet.gov.tr/Cevap-Ara/1375/kripto-paralarin-kullaniminin-dini-hukmu-nedir (дата обращения: 13.12.2023).

[20] См.: 18-я ежегодная конференция имамов AMJA — 2022 г. — Постановления шариата по современным вопросам, связанным с технологическим прогрессом. Официальный сайт. URL: AMJA 18th Annual Imams’ Conference — 2022 — Shareeah Rulings for Contemporary Issues Related to Technological Advancements | AMJA Online (дата обращения: 13.12.2023).

[21] Аль-Бухари, 1; Муслим, 1907. См.: Хадис: учебное пособие. СПб.: Издательство «Диля», 2014. С. 35.

[22] См.: Комитет ученых. Аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-китаб ва ас-сунна [Облегченный фикх в свете Корана и Сунны] / Типография Короля Фахда, г. Медина, 2003. С. 215.

[23] См.: Аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-китаб ва ас-сунна. С. 215.

[24] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Эр-Рияд: аль-Афкар ад-даулийя, 1999. С. 236, хадис № 2187, «Сахих».

[25] См.: Коран, перевод смыслов / Кулиев Э.Р, издательский дом «Умма», 2007. С. 145, 146.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.