закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


12 марта 2019 11:29   Москва 

Резолюция расширенного заседания Совета улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России

Загрузить документ в формате PDF

 

Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.

12 марта 2019 года в Культурном центре «Дар» состоялось очередное расширенное заседание Совета улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России. Работа Совета улемов является одним из приоритетных направлений деятельности ДУМ РФ и СМР одной из главных задач, которой является подготовка религиозно-правовых заключений (фетв) по возникшим современным вопросам мусульман.

В ходе данной встречи участниками были изучены вопросы, связанные с институтом семьи. К сожалению, многие мусульмане не имеют достаточных знаний по этой теме, что в последующем приводит к плачевным последствиям. Проведенная работа, в первую очередь, была нацелена на сохранение института семьи и не допустить преждевременного распада мусульманских браков.

Всего в работе заседания приняли участие 22 человек из различных регионов нашей страны. После подробного изучения и обсуждения докладов в которых были приведены аяты Священного Корана, хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), мнения сподвижников, табиинов и богословов 4-х правовых школ, а также современная практика многих арабских стран и решения мировых организаций по изданию фетв, членами Совета улемов была разработана следующая резолюция:

1. Ознакомившись с докладом о разлучении между мужем и женой посредством судебного разбирательства (Ат-тафрик аль-кадаий), было предложено и рекомендовано следующее:

— женщина имеет право обратиться за разводом, если муж отказывается ее содержать. Если есть подтверждение материальной несостоятельности либо если муж отсутствует (не живет со своей семьей), то судья (кадий) дает отсрочку на время, срок которой определяется им с учетом всех обстоятельств и текущего положения дел, но не превышает трех месяцев. Если ситуация не изменится, судья вправе их разлучить. Данная форма развода является радж‘и, то есть муж вправе вернуть свою жену в период идда, но при условии, что будет подтверждена его материальная состоятельность и он будет готов содержать свою жену. Если же у него есть имущество, выносится решение о его обязанности содержать свою семью — и нет нужды в разводе. В случае преднамеренного отказа и осознанного ущемления прав жены судья выносит решение о разводе.

— женщина вправе обращаться к судье, чтобы ее развели с супругом при наличии изъянов детородных органов и неизлечимых болезней. В том случае, если супруга не была оповещена об изъяне, и он является неустранимым, то судья вправе разлучить их сразу, что будет являться малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если есть надежда на излечение, то дается срок не более года, в течение которого супруг должен излечиться, если этого не произойдет, то супругов разлучают.

— если супруга заявляет о нанесении ей вреда мужем, она вправе обратиться к судье с просьбой их разлучить. Если есть подтверждение вреда и примирители не в состоянии их привести к согласию, судья разлучает супругов. Данный развод является малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если нет подтверждения вреда, то судья дает отсрочку, которая должна быть не менее месяца. Если заявитель продолжает жаловаться, судья направляет двух примирителей со стороны мужа и жены и берет с них клятву, что они исполнят свою миссию честно и справедливо. Главная задача назначенных примирителей состоит в приведении супругов к согласию, но, если они не смогут этого сделать, принимается решение о разлучении. Данный развод считается талак баин байнуна сугра. Если есть разногласие между выбранными примирителями, шариатский судья назначает третьего, который определит исход дела — с него также берется клятва. Они не вправе выносить решение о разводе, а лишь передают подробности дела шариатскому судье, который выносит окончательный вердикт.

— допускается разлучать супругов в случае отсутствия мужа в течение года и более без весомого оправдания . После того как его предупредят о том, что жене будет дан развод, он должен либо вернуться к ней, либо забрать ее к себе, либо развестись. Женщина вправе просить развод у судьи, даже если ей направляются средства на содержание. Данный развод считается радж‘и, возвратным — если муж вернется в период идда, он вправе вернуть свою супругу.

— женщина вправе просить развод по причине тюремного заключения мужа, если срок заключения — три года и более. При этом женщина вправе просить развод лишь по истечении года с момента отсутствия мужа.

2. Ознакомившись с подробным богословским исследованием о единовременном тройном разводе, в котором были приведены мнения всех ученых богословов по данной теме, и заслушав мнения всех участников дискуссии, было предложено и рекомендовано мнение ученых правоведов считающих, что единовременный тройной развод будет засчитываться за один развод. Главной причиной для этого служит: (1) невежество многих мусульман о процедуре бракоразводного процесса, (2) необходимость сохранения мусульманских семей от преждевременных разводов, (3) облегчение участи детей оказавшихся в непростой ситуации и перед непростым выбором. Данное мнение является мнением сподвижников, табиинов, а также некоторых правоведов ханафитской правовой школы, как Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани и ханбалитской правовой школы, как Ибн Таймия и Ибн Кайим. Также данное решение было одобрено Европейским советом по фетвам и исследованиям и принято законодательством многих арабских стран, таких как Египет, Сирия и др.

Напомним, что все принятые решения носят рекомендательный характер и могут быть использованы в повседневной работе председателей Духовных управлений мусульман и имам-хатыбов. С подробными исследованиями обсужденными на расширенном заседании можно ознакомиться в богословских заключениях № 219 и 319.

МУФТИЙ ШЕЙХ РАВИЛЬ ГАЙНУТДИН

Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и

Совета муфтиев России

Москва, 2019 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.