закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


10 июня 2018 20:11   Москва 

Отрешение Юнус-бека Евкурова от мусульманской общины: можно ли принимать подобные решения с точки зрения ислама?

Отрешение от мусульманской общины с точки зрения ислама есть ничто иное, как вынесение такфира. Такфир — высказанное решение о человеке, согласно которому его называют неверующим, безбожником (по-арабски — кяфир). Эта материя достаточно тонкая и непростая, ведь, называя другого кяфиром, человек берет на себя огромную ответственность. Обвинение является очень серьезным и опасным поступком: если обвиняющий ошибается и обвиняемый таковым не является, тогда грех ложится на первого и именно он становится кяфиром. Ученые четырех правовых школ (ханафитской, шафиитской, ханбалитской и маликитской) единогласно запрещали такфир.

Лишь Всевышний вправе определять, кто верующий или неверующий. Однако существуют некоторые признаки, действия, слова, которые явно свидетельствуют об отрицании Всевышнего либо непоколебимых устоев ислама и служат причиной тому, что человек выходит из религии. Так, в куфр (неверие) ввергает человека словесное или проявленное в поведении отрицание какого-либо из пяти столпов ислама (свидетельство веры в Единого Бога и в пророческую миссию Мухаммада, мир ему; намаз; пост в месяц Рамадан; закят; хадж) или какого-либо из шести столпов имана (вера во Всевышнего, в Его ангелов, в Священные Писания, пророков и посланников, в Судный День и в предопределение).

В Священном Коране понятиям веры и неверия уделяется серьезное внимание, между ними проводится четкая грань. В 94-м аяте суры «ан-Ниса» Всевышний Аллах говорит следующее: «И ни в коем случае не говорите поприветствовавшему вас миром: «Ты не являешься верующим», стремясь тем самым заполучить что-то мирское. А ведь у Аллаха уготовано намного большее. Ведь вы были таковыми ранее, и Всевышний помиловал вас. Будьте же внимательны. Воистину, и нет сомнений, Аллах в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 4:94).

Великий сподвижник и толкователь Корана Ибн ‘Аббас так прокомментировал этот аят: «Всевышний Аллах запретил говорить «ты неверующий!» тому, кто свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, как и запретил им мертвечину!»(См.: Тафсир ибн Аби Хатим. Саудовская Аравия: Назар мустафа баз. Т. 3. С. 1040, хадис № 5829. ) То есть обвинять кого-либо в неверии недозволительно, это равносильно употреблению мертвечины или свинины.

Так можно ли принимать подобные решения о вероотступничестве, да еще и в священный месяц Рамадан? В месяц Рамадан все благодеяния верующего особо значимы перед Богом, а любые прегрешения становятся тяжелее по степени греховности, и спрос за них будет строже. Подобные заявления об отрешении тех или иных людей или организаций от мусульманской общины, с одной стороны, вносят серьезный раскол в мусульманское сообщество, смуту. С другой — человек, стоящий во главе власти, имеет особый статус, народ обязан проявлять покорность своему главе и следовать за ним до тех пор, пока тот не совершит явного ослушания Всевышнего.

В своей прощальной проповеди Пророк (мир ему) наказал: «О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас, так поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к Дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в Рай».

Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Слушайте (своего правителя) и повинуйтесь (ему), даже если поставят над вами эфиопского раба…». Пророку (мир ему) принадлежат и такие слова: «Кто увидит от своего правителя то, что ему не понравится, пусть проявляет терпение, ибо, поистине, любой, кто откололся от общины (мусульман) хотя бы на пядь, умрет подобно тому, как умирали во времена джахилийи (невежества)!»

Важно уметь вести диалог с руководителем, о чем свидетельствует история пророка Мусы (Моисея) и его брата Харуна, отправившихся к фараону по велению Господа, Который наставлял их говорить с правителем в мягкой манере: «[А теперь] ты [Моисей] вместе с братом [Харуном], имея при себе Божественные знамения, отправляйся и не уставай помнить (вспоминать) обо Мне [не ослабевай, реализуя возложенную на твои плечи миссию. Я с вами, если вы со Мною, не забываете обо Мне]. Идите к фараону, перешедшему уже все границы, [но] говорите с ним очень вежливо (деликатно), возможно, он призадумается [переосмыслит свои идеалы и ценности] или устрашится [Божьей кары, понимая, что он не вечен на этой земле]» (Св. Коран, 20:42–44).

Затрагивая тему того, что Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров называет ДЦМ РИ оппозиционной общественной организацией (когда официальная структура – Управление по делам религии), но при этом не предпринимает никаких попыток этот «орган» упразднить, можно сделать выводы о нежелании вносить раскол в своем народе. Это подчеркивает его политическую дальнозоркость. С точки зрения шариата ДЦМ РИ должна подчиниться руководителю субъекта, отбросив амбиции.

Отвечая на вытекающий логически вопрос о легитимности Исы-хаджи Хамхоева, она вызывает сомнения. Ведь если сам глава Ингушетии не признает его, в таком случае ДЦМ РИ выступает оппозиционной структурой и вносит разлад в общество, что с точки зрения ислама недопустимо.

В священный месяц Рамадан нужно призывать людей на правильный и праведный путь, поскольку это богоугодное дело. Следует сторониться вынесения решений о вероотступничестве и неверии того или иного человека. В современных реалиях, к сожалению, существуют опасные и разрушительные течения, идеология которых построена как раз на такфире, обвинении верующих заблудшими, и на своей исключительности в вопросе правильности соблюдения религии. И наконец, не следует смешивать религию с политическими процессами: не подобает использовать то, что свято и дано для других целей, в качестве рычага в неких механизмах, где присутствуют личные, клановые и иные интересы.

Ученый секретарь Совета улемов ДУМ РФ, Ильдар Аляутдинов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.