закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 декабря 2015 14:11    

Призывы муфтия Гайнутдина на Международном форуме в Лондоне: преодоление косности, недоверия к разуму и герметичности уммы

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на XI Международном мусульманском форуме «Религия, идентичность и интеграция в условиях ценностных трансформаций» 15 декабря 2015 года в Лондоне.

Уважаемые участники XI Международного мусульманского форума!

Современный глобальный мир – это мир, полный тревог и опасностей, новых вызовов времени и угроз не отдельно взятому государству или народу, а всему человечеству. В этом контексте нас мусульман, представителей глобальной исламской уммы, чрезвычайно тревожит судьба исламского мира, сердцевиной  (или heartland) которого является Ближний Восток.

На протяжении последних столетий мир ислама пережил большое число потрясений: колонизация и потеря суверенитета целым рядом мусульманских государств. В ХХ веке мусульманские народы, освободившись от колониального гнета, прошли сложный путь построения самостоятельных национальных государств, провели важные демократические, экономические и социальные реформы. Однако часто высокой платой за модернизацию общества становился отказ от своих религиозных корней и заимствование ультралиберальных ценностей. Смена парадигмы в развитии государственного устройства и идеологии привела в конечном итоге к коллапсу, что мы и увидели на примере арабской весны. Насаждаемая силой оружия, массированными информационными атаками и финансированием фитны псевдодемократия стала в XXI веке новой формой колониализма.

Между тем в странах Запада идеология ультралиберализма, влияние глобализации во многом исчерпывают себя. Кровавое преступление Андерса Брейвика в 2011 году, уход в Сирию молодых европейцев, поддавшихся на соблазны вербовщиков ДАИШ, теракты в Париже – за этим перечнем не случайных событий однозначно видится призрак самоуничтожающейся Европы, которая переживает тяжелейший кризис идентичности. Этот кризис еще не в полной мере осознан на уровне европейских обществ и правительств, однако в него втянуты уже десятки и сотни тысяч граждан. Он имеет непосредственное отношение к судьбам миллионов людей. Большинство из них разочарованы в идеях либерализма, глобализации и ищут им альтернативу. ДАИШ выдает себя за одну из таких альтернатив.

Любому здравомыслящему человеку сегодня ясно, что после ноябрьской трагедии в Париже Европу ждет резкое усиление националистических настроений и выход праворадикальных сил на политическую авансцену. После 13 ноября 2015 года либеральный политический дискурс будет неизменно терять свое влияние и в ближайшие годы как минимум утратит свое лидирующее положение даже в Западной Европе.

В то же время мусульманский мир находится в состоянии мучительного поиска новой исламской политической идентичности, переосмысления своей политической субъектности. И в этот драматический момент, воспользовавшись идеологическим и политическим вакуумом, на арену вышла террористическая организация ДАИШ, которая утверждает, что знает рецепт правильного построения политического будущего уммы. ДАИШ смогла привлечь на свою сторону большое количество молодежи именно потому, что выступил с манифестацией политической самостоятельности и решил немедля продемонстрировать ее на практике, не считаясь ни с чем и ни с кем.

Но можем ли мы смириться с идеей построения так называемого "Исламского государства", террористическая и разрушительная деятельность которого запрещена во многих странах мира?!

Совершенно очевидно, что нет. Мы отвергаем методы псевдоисламского халифата, ценой построения которого сегодня становятся жизни десятков и сотен тысяч ни в чем не повинных людей.

Проблема в том, что альтернативной повестки дня для уммы нет, она не сформулирована, и ответственность за это во многом лежит на мусульманских богословах. Те штампы, в плену которых сегодня находится развитие богословской мысли, не дают возможности ответить на вызовы времени.

Чрезвычайно важной является задача преодоления узости мышления, охватившей мусульманский мир и, прежде всего, отдельных его богословов. Мы исходим из того, что Коран изначально ниспослан как величайшее гуманистическое откровение, в котором центральное место занимают достоинство человека, гармония и справедливость в обществе. Мы стоим перед выбором: или ислам XXI века будет столетием расцвета коранического гуманизма, или внутри нашей уммы продолжатся негативные процессы радикализации ее части.

Для торжества принципов коранического гуманизма необходимо бороться также и с недоверием к разуму. Всевышний постоянно призывает нас в Коране: «задумайтесь», «наблюдайте», «осмысляйте». Притом знамения Всевышнего – айаты даны не только в Книге, но и явлены нам и в мире, и в самом человеке: «Мы представим им айаты Наши во Вселенной и в них самих», – говорится в Священном писании (41:53). Между тем таклид и интеллектуальная косность ведут к тому, что личное мнение какого-либо средневекового ученого-факиха теперь ставится выше современных доводов разума.

Сегодня требуется борьба с внутренней замкнутостью уммы, с ее герметичностью. Иначе говоря, необходимо преодолеть мотивированное «богоизбранностью» стремление многих членов уммы изолировать себя от внешнего мира и от «неверных». В политическом плане такая изоляция получила отражение в концепции деления мира на дар аль-ислам, дар аль-куфр и дар аль-харб. Эта система работает лишь в контексте юридического понимания веры. Онтологически же дар аль-ислам является любая территория, где живут мусульмане, то есть смиренные перед Богом. Кроме того, даже те, кто юридически считаются мусульманами, живут теперь во всем мире, так что средневековое деление вдвойне теряет свою актуальность.

Отказ от эксклюзивизма и закрытости уммы предполагает также открытость внешнему опыту, непредвзятую рациональную оценку этого опыта с опорой на Коран и аутентичную Сунну. Мусульмане должны осмыслить наследие других цивилизаций и выработать собственную позицию по поводу этого наследия. Если этого не будет сделано, то в интеллектуальной сфере продолжится господство «ориентализма» в той ее форме, которая критиковалась Эдвардом Саидом и его последователями.

В контексте угроз, вызывающих сегодня серьезную обеспокоенность состоянием, образно говоря, экологии духа – как внутри исламского мира, так и во всем человечестве, нельзя не сказать и о тех катастрофах природного характера, к преодолению которых мы должны также вместе приготовиться.

И я перехожу ко второй ключевой теме моего выступления, связанной с экологией природы на нашей общей планете.

Если кратко суммировать сказанное на Климатической конференции ООН, недавно прошедшей в Париже, повышение температур происходит в большинстве стран того географического пояса, где преимущественно проживают мусульмане. Это приведёт к тотальным явлениям: к засухе, выгоранию плодоносных слоёв почвы, высыханию источников пресной воды.

Специалисты предупреждают нас: надвигается небывалая в истории катастрофа и предотвратить ее имеющимся в распоряжении инструментарием крайне трудно, если не сказать, что практически невозможно. Следовательно, если мы не отреагируем на это новыми методами, мир столкнется с массовой гибелью людей и животных этого пояса, а также вынужденным их переселением в более северные широты. Прогнозы тотального бегства таковы, что все нынешние проблемы с миграцией переселенцев из Ближнего Востока в Европу, покажутся несравненно лёгкими.

Подобную мысль накануне Климатической конференции высказывал принц Уэльский Чарльз. Он заявил, что терроризм и миграционный кризис в Европе связаны с изменением климата, а экологические проблемы, возможно, являются одной из главных причин проблем в Сирии.

Из уст и других публичных политиков приходится слышать, что на смену привычной дихотомии «Запад-Восток» приходит оппозиция «Юг-Север». Раскола человечества следует ожидать по границе, которая обусловлена близкой к биологическому выживанию формулой «сытый-голодный».

Вымирающий от засухи, жажды и голода безводный Юг в поисках спасения устремится на Север и его жизнеобеспечивающим ресурсам. Как в этом случае люди Севера встретят переселенцев с Юга? Новым железным забором и противостоянием вооруженной полиции и регулярных войск?

В этом контексте вновь особое звучание приобретает коранический гуманизм, следуя которому открываются гуманистические подходы, заложенные в Священном Коране, по регулированию межчеловеческих, межгосударственных отношений, разумному распоряжению природными богатствами во благо всех живущих на земле.

В Коране сказано: «Мы создали вас лучшей из общин…», а также «сотрудничайте в добре и благочестии…». А значит, мусульмане должны думать и о том, как приложить усилия к налаживанию конструктивного и плодотворного диалога между благополучным Севером и находящимся на пороге экологического бедствия Югом.

Мусульманам сегодня важно иметь собственное видение и по таким вопросам, как в дальнейшем будут развиваться сложносоставные и мультикультурные общества, какой мы представляем себе будущее Европы, исламского мира и всего человечества.

Значительная часть российских мусульман является приверженцами традиционных и консервативных ценностей: семья как институт, предписанный Аллахом, прочность семейных уз между мужчиной и женщиной, установленное Богом естественное продолжение рода человеческого и отношение к человечеству как к единой семье, в которой нет преимущества одного над другим, кроме богобоязненности.

В этой мысли нас укрепляет многовековой опыт мирного проживания мусульман в России – многонациональном и многоконфессиональном обществе, где на самом высоком уровне ислам признается неотъемлемой частью национальной идентичности и важным элементом российского культурного кода.

Благодарю за внимание.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.