закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


5 марта 2019 14:57    

Стенограмма конференции «История Ислама в России: осмысление со взглядом в будущее»

Стенограмма научно-образовательной конференции «История Ислама в России: осмысление со взглядом в будущее». Здание Государственной Думы. Малый зал. 4 марта 2019 года. 11 часов. Стенограмма предоставлена фракцией политической партии «Справедливая Россия» в Государственной Думе.

 

Председательствующий. Досточтимый муфтий шейх Равиль Гайнутдин, глубокоуважаемый Сергей Михайлович,  уважаемые депутаты Государственной Думы, главы духовных управлений мусульман Российской Федерации, представители и лидеры традиционных и мировых религий Российской Федерации, представители общественных организаций, Общественной палаты Российской Федерации, уважаемые учёные, студенты ведущих вузов нашей страны! Я сердечно всех нас приветствую мусульманским приветствием Ас-саляму алейкум, ... Мира вам, милости Всевышнего, его благословение.

 Сегодня воистину исторический день, как сказал муфтий шейх Равиль Хазрат. Мы собрались в стенах Государственной Думы Российской Федерации для проведения конференции, посвящённой теме истории ислама в России, её осмысления, для презентации книги по этой теме.

Я с огромным удовольствием хотел бы слово предоставить председателю духовного управления мусульман Российской Федерации, председателю Совета муфтиев России муфтий шейха Равилю Гайнутдину.

Гайнутдин Р.И. ...Глубокоуважаемый Сергей Михайлович! Уважаемые участники конференции!

От имени духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и лично приветствую вас братским приветствием с добрыми пожеланиями мира, милости всевышнего аллаха и его благословение Ас-саляму алейкум ...

Мы искренне благодарим Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и лично её Председателя Вячеслава Викторовича Володина, наших партнёров и соорганизаторов в лице фракции политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и её лидера Сергея Михайловича Миронова, государственные и научные общественные институции, наших братьев и коллег по межрелигиозному диалогу, почтивших своим участием конференцию, посвящённую прошлому, настоящему и будущему российского мусульманства.

 Своё выступление хочу начать, цитируя слова депутата первого и второго созывов Государственной Думы Российской Империи Исмаила Хазрата Гаспринского. "В будущем, быть может не далёком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умаляет её значение как великой христианской державы" – так писал в 1881 году в Бахчисарае великий крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский в программном труде, посвящённом перспективам интеграции мусульманского населения в российское культурное и политическое пространство.

Век с лишним спустя, в 2003 году, Президент России Владимир Путин, выступая в организации Исламская конференция, заявил о том, что Россия является частью мусульманского мира, то есть она в определённом смысле и мусульманская страна. Действительно, говоря об обозримом будущем Евразии, многие эксперты, социологи, политологи, экономисты утверждают, что значение мусульманского фактора неизбежно будет расти в силу демографических, экономических, миграционных и иных причин.

По прогнозам специалистов, в чьей компетентности мы не сомневаемся, через полтора десятка лет до 30 процентов населения России будут составлять мусульмане. Я, на протяжении более 30 лет возглавляя праздничные богослужения в Московской соборной мечети, могу подтвердить, что такие прогнозы в целом подтверждаются практикой. К примеру, в 2018 году в столичном регионе в день Курбан-Байрам, по официальным данным правоохранительных органов, на молитву пришло более 320 тысяч мусульман, и эти рекорды каждый год обновляются.

Тесное соприкосновение и соседство культур и мировоззрений, активная миграция – это ситуация не уникальная для России, такова примета эпохи. Широко известны примеры мэров Лондона и Роттердама, они являются практикующими мусульманами и получили свои полномочия в результате выборов. С одной стороны, в современных европейских столицах мечети исчисляются уже сотнями, а с другой, на 10 миллионов населения Объединённых Арабских Эмиратов приходится не менее миллиона мигрантов-христиан из Азии, и такое положение дел в той или иной степени характерно и для других богатых нефтяных стран Аравийского полуострова.

В условиях этих тектонических сдвигов можно ли рассчитывать на то, что общество придёт в сбалансированное состояние без каких бы то ни было усилий государства, интеллектуального класса и духовенства? Ведь противоречия, напряжение, взаимные претензии имеют свойство накапливаться и выливаться в социальные потрясения, социально опасные явления, что мы регулярно наблюдаем в Западной Европе. Но нашей первой заботой является сохранение мира и стабильности в своём Отечестве, на родной земле. Наша задача, чтобы ни в коем случае многообразие России не становилось почвой для соперничества, а было основой устойчивости и процветания нашей страны.

Вы знаете, политической прозорливости и стратегическому мышлению нашего национального лидера Владимира Владимировича Путина можно только удивляться, когда он добился включения России в статусе наблюдателя в Организацию исламского сотрудничества, когда дал старт масштабной перезагрузке системы отечественного исламского образования и принял политическое решение о том, что реконструированной и обновлённой соборной мечети в Москве быть, а также поддержал идею основания Болгарской исламской академии.

Одна из чувствительнейших проблем – неправомерные, на наш взгляд, запреты исламской литературы – была во многом снята благодаря инициированному Владимиром Владимировичем закону о недопустимости … священных писаний. Отмечу и роль наших народных избранников, и в целом Государственной Думы, оперативно принявшей этот закон с осознанием всей важности вопроса. И тем не менее относительно объёмов и характера стоящих перед нами задач мы катастрофически отстаём, в том числе из-за тех лиц в структурах власти, которые думают, что если замести проблемы под ковёр, создать благостную картинку при помощи постановочных мероприятий, фактически подставных религиозных лидеров (в кавычках) ситуация сбалансируется само собой.

Мы много лет говорим о стратегических целях по развитию российского мусульманства. Это поведение отечественной системы мусульманского образования на лидирующие во всем мусульманском мире позиции: просвещение, образование мусульманской молодежи на базе традиционных ценностей, подготовка кадров, воссоздание отечественной школы мусульманского богословия, интеграция наших новых соотечественников, первое и последующие поколения мигрантов в российский социум. Это требует создания не бутафорных, а реально действующих мусульманских институтов, создание и поддержание инфраструктуры, научного, культурного, образовательного процесса и требует, прежде всего, содержательного диалога и взаимодействия мусульманских духовных центров и власти.

Говоря словами нашего государства, стратегические цели давно определены, но запаса времени на раскачку просто нет. Нам категорически необходимы десятки новых мечетей в соответствующей культурной и просветительской инфраструктуре, в крупнейших городах России, обеспечение минимального социального пакета духовенству, особенно молодому, укрепление научно-образовательных и богословских центров, расположенных не на окраинах, а в столицах, поблизости от крупнейших центров академической науки, пакет мер по включению мусульманского наследия в общий культурный процесс страны.

К сожалению, сегодня значительная часть творческой и созидательной энергии мусульманской общественности уходит на то, чтобы реагировать на искусственно создаваемые проблемы и препоны. Такие кричащие, вопиющие случаи, как требование демонтажа и сноса уже достроенной мечети в Калининграде, изгнание из центра города существующей там более 10 лет общины и изъятие ее земли в Екатеринбурге, полицейские облавы на общины и молельные дома, которые никогда не давали повода заподозрить себя в неправомерной деятельности, манипуляции по раздроблению и расколу существующих духовных центров, повторяясь из года в год в разных точках страны, они из единичных процессов переходят в новые качества, в системные проблемы, подтачивающие изнутри российское общество, питающие в мусульманской молодежи чувство ущемленности и отверженности.

Член Государственной Думы Российской Империи второго и третьего созывов, блестящий юрист и правовед, политик Садри Максуди еще в начале XX века утверждал, что для России, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться в равнодействующей силе интересов всех народностей. То есть в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в полной мере, чтобы от этого государство не пострадало. Он подчеркивал, что нерешенность национального вопроса может стать спусковым крючком к серьезнейшим общественно-политическим потрясениям.

В наши дни нежелание глубоко и осмысленно заниматься мусульманским вопросом компенсируется искусственным сдерживанием развития ислама. Однако такой подход эффективен только на короткой дистанции, тогда как на долгосрочную перспективу он значительно усугубляет и запутывает дело, создает системные уязвимые места в социально-политической ткани государства.

В условиях, когда все мы с вами понимаем, что совершенно очевидной целью западных неолиберальных элит является навязывание всеми доступными способами своей гегемонии евразийским государствам, исламскому миру, Латинской Америке, для нас исключительно важно сохранять внутреннюю монолитность и сплоченность российского общества и государства.

Развитие межрелигиозного диалога и сотрудничества, укрепление гражданского единства и обеспечение гармоничных межнациональных отношений – важнейшие цели на этом пути. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит… (Звучит речь на иностранном языке.)

Воистину Аллах не меняет положение людей, пока они не изменят самих себя. Хвала Всевышнему! (Звучит речь на иностранном языке.)

Существуют и вдохновляющие примеры. Один из них был явлен недавним, первым в истории визитом Папы Римского Франциска на Аравийский полуостров, в ходе которого между ним и верховным имамом университета Аль-Ахзар шейхом Ахмадом Аль-Таибом был подписан особый документ. В нем духовные лидеры обращаются к предложенному социологами понятию полного гражданства и идут ещё дальше, призывая общество отказаться от самого понятия религиозного меньшинства. Не умалять значимость религиозных чувств и вытекающих из них гражданских прав какой бы то ни было религиозной группы. Такой подход исключает опасность самой изоляции, сегрегации, сепаратистских настроений и создает среду равных прав и возможностей, в которой культурное разнообразие становится ресурсом развития и процветания.

Мы собрались по случаю выхода комплексного научного труда первого в своем роде по истории ислама в России, заключающего в себе огромные пласты как прекрасных, так и трагических событий прошлого. Сегодня тоже в определенном смысле исторический день. Едва ли в истории Государственной Думы, в ее стенах собиралось такое количестве мусульманской интеллигенции и духовенства. В этот памятный день считаю важным озвучить инициативу по широкому празднованию в 2022 году на государственном уровне 1100-летие принятия ислама в качестве государственной религии государством Великая Волжская Булгария в 922 году. И, таким образом, отдать дань уважения традициям мусульманско-христианского, славянско-тюркского союзничества на современной российской земле.

Дорогие участники конференции! Я молитвенно желаю всем нам успеха, мира и благополучия. И благодарю вас за ваше внимание. (Звучит речь на иностранном языке.)

Спасибо. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Сердечно благодарим вас, муфтий Хазрат за ваше, я бы сказал, программное выступление, за те инициативы и предложения, которые вы сегодня озвучили с трибуны Государственной Думы.

Одним из организаторов нашей конференции значится фракция политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Я с огромным удовольствием хотел бы предоставить слово для приветствия лидеру, председателю партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", руководителю фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Сергею Михайловичу Миронову. (Аплодисменты.)

Миронов С.М. Многоуважаемый дорогой муфтий шейх Равиль Гайнутдин! Дорогие коллеги! Дорогие друзья!

Мне очень приятно сегодня здесь, в стенах Государственной Думы, приветствовать всех в связи с тем, что мы отмечаем двадцатилетний юбилей Духовного управления мусульман Европейской части России и 115 лет Московской соборной мечети. Эти знаменательные даты свидетельствуют о том, что ислам в России имел, имеет и будет иметь глубокие корни, и будет продолжать развиваться.

Бесспорно, традиционный ислам является важнейшей частью российской истории, он всегда вносил и продолжает вносить огромный вклад в этнокультурное разнообразие, социальное развитие, защиту и процветание нашей многонациональной страны. Духовная сила нашего государства и российского общества, которую невозможно сокрушить никакими гибридными войнами, основана на вековом опыте этноконфессионального диалога, взаимоуважения к традициям и культурам многочисленных народов и этнических групп, проживающих в нашей стране. Этот диалог, как мы помним из истории, не всегда был простым, но благодаря мудрости наших народов мы всегда решали самые сложные проблемы.

Огромный исторический путь, пройденный нами вместе, это величайшая ценность, это дар, и этот дар межконфессиональный и межэтнический мир мы обязаны сохранить во имя будущих поколений. К сожалению, в современном мире растет конфликтный потенциал, не срабатывает международное право и дипломатия, торжествует вседозволенность, политический шантаж и терроризм. В этих условиях ключевую роль в сложнейшей современной геополитической ситуации приобретают наши связи с исламским миром. Сотрудничество России со странами мусульманского Востока в последнее время поднялось на качественно новый уровень во многом благодаря позиции и влиянию духовных лидеров российских мусульман, наших религиозных мусульманских организаций и образовательных учреждений. Нам необходимо продолжать эту работу.

Важнейшей частью является образовательная и просветительская деятельность. В настоящее время в России существуют все звенья религиозного обучения – вузы, средние специальные, начальные учебные заведения, кратковременные курсы, направленные на распространение знаний об исламе. Идет профессиональная подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки. Начало этому было положено в 2002 году, когда по указанию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был разработан комплекс мер по развитию отечественного исламского образования. В то же время нас беспокоит и низкий уровень общей религиозной грамотности населения. Мы обязаны разрушить все еще бытующие ложные стереотипы о различных религиях и культурах. Нам нужна комплексная просветительская программа в этноконфессиональной сфере, где различные категории граждан и возрастных групп.

Не будем забывать, все мировые религии проповедуют универсальные морально-нравственные ценности, а невежество сеет рознь, непонимание и ненависть. Убежден, научный труд, который сегодня представлен, "История ислама в России" ректора Московского исламского института Дамира Ваисовича Мухитдинова, который нам сегодня будет представлен, внесет существенную лепту в дело просвещения.

Дорогие коллеги! Мы все, собравшиеся в этом зале, твердые противники теории расовой и национальной исключительности, любых проявлений шовинизма и ксенофобии, попыток ограничить возможности для развития национальной культуры народов нашей страны. Мы вместе будем бороться за то, чтобы социальные отношения, политический курс и государственная идеология способствовали утверждению идей социальной солидарности, коллективизма, взаимопомощи, патриотизма, уважения к духовной жизни, традициям и культурному наследию нашей Родины.

Эти ценности стали основой мировоззрения нашего народа, лежат в основании созданной им культуры. Разрушив их, мы лишимся права на самостоятельное развитие, утратим национальный и экономический суверенитет. И, напротив, опираясь на эти ценности, мы сможем осуществить экономическую и социальную модернизацию в интересах большинства наших граждан, укрепить государство и повысить качество жизни наших соотечественников. Все эти цели достижимы, если мы будем работать вместе. Наша судьба в наших руках.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Благодарим вас, Сергей Михайлович.

Действительно, мы уже не одно десятилетие знаем вас как человека с позицией в отношении и российских мусульман, и ислама. Поэтому мы считаем вас очень близким другом, коллегой, товарищем и благодарны вам за организацию, за поддержку и за ваше сегодняшнее участие в нашей конференции. Я также хотел предоставить слово человеку, который во многом инициировал и поддержал наше предложение, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члену Комитета Государственной Думы по международным делам Гаджимураду Заирбековичу Омарову. (Аплодисменты.)

Омаров Г.З. Добрый день, салам алейкум, уважаемые гости, друзья! Уважаемый президиум, я очень благодарен за то, что инициатива наша была поддержана духовным управлением. И мы постарались организовать и сделать всё возможное, чтобы сегодня мы собрались и вот так открыто могли обсуждать одну из важных тем сегодняшнего дня. Поэтому я благодарен шейху Равилю Гайнутдину за очень правильное своевременное выступление, связанное с проблемами развития гражданского общества Российской Федерации, проблемами межрелигиозных отношений и, я думаю, и национальной политики.

Я сожалею, что подобное мероприятие проходит впервые за последние 15 лет в Государственной Думе Российской Федерации. Но вместе с тем хочу сказать, что инициировал бы и при поддержке Сергея Михайловича Миронова, который поддержал сегодняшнее мероприятие, организацию этого мероприятия, чтобы подобные мероприятия проходили ежегодно в Государственной Думе Российской Федерации. Государственная Дума Российской Федерации – это высший законодательный и представительный орган Российской Федерации. Где нужно проводить подобные мероприятия, если не здесь, не в Государственной Думе, не в стенах Государственной Думы обсуждать и решать назревшие проблемы межнационального взаимоотношения и религиозных отношений?

В свою очередь хотел бы поблагодарить и всех участников сегодняшнего мероприятия, которые откликнулись на сегодняшнее мероприятие, и пожелать вам всем хорошей работы и плодотворного дня.

(Аплодисменты.)

Председательствующий. Благодарим вас.

Пользуясь возможностью, я хотел бы попросить муфтия шейха Равиля Гайнутдина вручить благодарности. Благодарность вручается председателю партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", руководителю фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Сергею Михайловичу Миронову за вклад в укрепление гражданского единства, добрососедства и межрелигиозного, межнационального взаимопонимания на российской земле, за успехи в развитии государственно-конфессионального взаимодействия и сотрудничества.

Благодарность вручается депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члену Комитета Государственной Думы по международным делам Омарову Гаджимураду Заирбековичу. (Аплодисменты.)

Благодарим вас, уважаемый муфтий Хазрат. Мы продолжаем работу нашей конференции и слово для приветствия предоставляется Ильдару Ирековичу Гильмутдинову, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателю Комитета Государственной Думы по делам национальностей. (Аплодисменты.)

Гильмутдинов И.И. Спасибо большое.

Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, что государство в последнее время предпринимает большие усилия для того, чтобы у нас была выстроена системная работа в области национальной политики и межнациональных отношений, была принята стратегия национальной политики в уже обновлённом виде, которая нашла единодушие во всех субъектах Российской Федерации, создан исполнительный орган – Федеральное агентство по делам национальностей, появилась целая государственная программа национальной политики.

Выстраиваются, в том числе аналогичные подходы и позиции в субъектах Российской Федерации. Президент каждый год, несколько раз проводит заседания Совета по межнациональным отношениям, где мы представлены и у нас есть возможность напрямую президенту нашей страны донести все те проблемы, которые у нас в стране существуют. Поэтому и дальше будет продолжаться совершенствование всей этой системы.

И, конечно, без наших религиозных организаций, без их участия в этом процессе создать межнациональное согласие невозможно. И огромную роль в этой работе, конечно, наше Духовное управление Российской Федерации, Духовное … Российской Федерации и лично его председатель Муфтий шейх Равиль Гайнутдин, за это ему огромное спасибо. Я это говорю не просто так на словах, мы в тесном взаимодействии работаем, так получилось, что я ещё возглавляю Федеральную национальную культурную автономию татар России, и в рамках этой организации мы тесно сотрудничаем, у нас даже религиозные руководители возглавляют в регионах эти организации.

Я подписываюсь под теми словами, которые говорил наш шейх, о том, что, к сожалению, не везде в регионах понимание важности и необходимости поддержки и помощи религиозным организациям со стороны региональных властей она, к сожалению, не везде так. Я вот много езжу и вижу, где есть понимание, системная работа, там нет никаких проблем и с землёй, и с мечетями. Ну, а, к сожалению, в ряде регионов полное непонимание и полное противопоставление вот этой работой, там десятилетиями не можем добиться земли, например, там в той же Рязани, уже десятилетиями прикладываем многочисленные усилия, никак не могут получить земли для строительства мечетей. Но это вообще полное безобразие, нам, конечно, с нашим депутатским корпусом в этих вопросах предметно точно ещё раз нужно поработать, мы готовы подключить и депутатский корпус к решению этих проблем, оно будет правильно.

И не могу не сказать вот в завершение о том, что большое внимание государство хочет и уделяет вопросам образования, подготовке, переподготовке наших имамов и других религиозных деятелей. Впервые в этом году увеличены средства на религиозное образование, на исламское образование, в этом году вот будет направлено 375 миллионов рублей, это через наши вузы, на Болгарскую академию существенно увеличено, и на следующий год увеличим.

Я почему так говорю? Потому что это в рамках госпрограммы нацполитики, которую ведёт наше Федеральное агентство по делам национальностей, мы вместе отстаиваем эти средства, и, ещё раз говорю, и на следующий год они будут существенно увеличены.

Мы понимаем, что государство должно прийти в помощь, в поддержку этим образовательным учреждениям, без его поддержки самостоятельно очень сложно будет нам готовить достойных богословов и специалистов в этой отрасли. Понимание есть, движение есть и дальше будем в этом направлении двигаться.

Уважаемые коллеги, я ещё раз приветствую от Комитета по делам национальностей всех участников, желаю вам всем здоровья и всего самого хорошего. Мы будем и уже сотрудничаем, и дальше будем взаимодействовать. Сергей Михайлович, огромное спасибо за эту инициативу, она, я считаю, как говорили, имеет место дальше быть каким-то постоянным, в формате. Наш комитет готов выступить одним из, если нужно будет, сорганизаторов в помощь для того, чтобы насытить, наполнить её необходимым содержанием, и выходить на те решения, которые не просто останутся на бумаге в каких-то вот в наших резолюциях, а чтобы они были реализованы.

Бик зур рехмет – спасибо большое. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Благодарю вас.

Очень отрадно слышать, конечно, когда лидеры политических партий, депутаты Государственной Думы поддерживают инициативы духовенства России в самом широком понимании этого слова, не только представителей большинства православных наших граждан, но и мусульманских деятелей. Действительно в регионах России мы остро замечаем, наблюдаем те проблемы, о которых сегодня Муфтий шейх Равиль Гайнутдин озвучил в своём докладе.

Также хотелось бы выразить слова благодарности Председателю Государственной Думы Володину Вячеславу Викторовичу за оказание и содействие в проведении такого значимого для нас мероприятия.

Я хотел бы предоставить слово Александру Сергеевичу Альшевскому, Руководителю Аппарата Общественной палаты Союзного государства России и Беларуси. (Аплодисменты.)

Альшевский А.С. Добрый день, уважаемые коллеги, друзья, гости!

Глубокоуважаемый муфтий шейх Равиль Гайнутдин! Глубокоуважаемый Сергей Михайлович! Дамир Ваисович! От лица Общественной палаты Союзного государства России и Беларуси искренне рад приветствовать вас на открытии столь значимого и представительного форума, тема которого сегодня особенно актуальна и близка каждому из нас.

Роль, которую сегодня играет ислам в качестве духовной основы и хранителя объединяющих ценностей значительной части многонационального российского народа, трудно переоценить. Однако нам с коллегами выпала возможность непосредственно иметь дело и с ещё одной его ролью, не менее важной - международной. Точнее, это даже не возможность, а высокая честь. Ведь именно лидеры мусульманских общин эффективнейше выполняют и функции в сфере народной дипломатии, в выстраивании и поддержании отношений с союзниками, пропаганды мира, добра и взаимопонимания.

Неслучайно братская нам Беларусь в период беспрецедентного санкционного и политического давления Запада на неё была поддержана, нашла надёжных друзей и торгово-экономических партнёров именно в странах мусульманского мира. Неслучайно в сегодняшних условиях, когда те же самые западные недоброжелатели предпринимают попытки международной изоляции России, она тоже находит поддержку и понимание в первую очередь в мусульманских странах. Даже в двусторонних российско-белорусских отношениях мусульманские деятели играют сегодня важнейшую роль. С нами плечом к плечу в составе Общественной палаты Союзного государства продуктивно работают уважаемый Руководитель аппарата Духовного управления мусульман Российской Федерации Ильдар Анвярович Нуриманов, Муфтий Беларуси Абу-Бекир Шабанович.

Огромное значение имеет ислам и в сохранении исторической памяти наших народов, недопущении фальсификации общей истории. Одними из самых активных участников созданного при поддержке нашей палаты Международного общественного оргкомитета мероприятий к 75-летию Великой победы тоже стали мусульманские лидеры России и Беларуси, а также их коллеги из Кыргызстана, Казахстана, Турции.

Следует отметить и особую важность исламского образования и воспитания, в том числе в формировании ответственного гражданина, патриота, защитника Отечества, а также в укреплении семейных устоев. Здесь хотелось бы отдельно поблагодарить уважаемого Дамира Ваисовича Мухетдинова за колоссальную работу по подготовке кадров, проводимую и возглавляемую им и Московским исламским институтом, который действительно готовит ярких представителей управленческой и общественно-политической элиты России и СНГ.

Но главное, конечно же, - на всём историческом пути великой России ценностная составляющая и роль активного духовного наставника, которую всегда нёс на себе ислам и которая так остро требуется нашему народу сегодня, конструктивное взаимодействие на благо Родины с православием, вместе с которым они являются её духовными столпами, укрепляя согласие в обществе, выстраивая глубокие отношения с другими странами и народами, ислам исконно делает Россию и всех нас сильнее, за что низкий поклон всем присутствующим. А конференции от души желаю продуктивной работы и ярких результатов! Пусть помощь и поддержка господа всегда способствует во всех ваших благих делах!

Спасибо. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо. Мы вас благодарим, Александр Сергеевич. Действительно, Общественной палатой Союзного государства России и Беларуси в последний год проведена очень колоссальная работа, очень динамичная работа. И мы желаем успехов в вашей работе!

В работе нашей конференции принимают участие представители дипломатических миссий. И я с огромным удовольствием хотел бы поприветствовать представителей Великобритании, Соединённых Штатов Америки, Испании, Египта, Ирана, Узбекистана и также Турции и предоставить слово для приветствия первому секретарю Посольства Арабской Республики Египет в Москве Халиду Шааламу.

И уважаемого переводчика просим также… (Аплодисменты.)

Шаалам Х. Всем ас-саляму алейкум!

Уважаемый шейх Равиль Гайнутдин, я затрудняюсь говорить на русском языке, поэтому буду использовать переводчика.

В первую очередь я бы хотел выразить благодарность Духовному управлению мусульман Российской Федерации за то, что приглашает нас на подобные мероприятие, именно это посольство Арабской Республики Египет. Мне очень приятно представлять Его Превосходительство, а именно посла Арабской Республики.

Безусловно, тема сегодняшней конференции – это извлечение уроков, которое дает нам возможность смотреть в будущее. История ислама в России учит нас росту, развитию, как ориентир, координация для нас в молодежной среде в будущем. Безусловно, с развитием цивилизации как глобализации и столкновения вообще цивилизации, безусловно, нам нужно быть очень бдительными, быть очень компетентными, отталкиваясь из истории. И, безусловно, для развития религии ислам, для развития вообще цивилизации и организации, мусульманской организации в Египте, его духовное управление также старается внести существенный вклад в развитие как религии в будущем. И я уверен, что данное мероприятие, данная конференция даст возможность всем нам извлечь полезный урок как в истории, так и вообще во всей сфере деятельности каждого индивида.

И, конечно же, мы как представители Арабской Республики Египет готовы сотрудничать во всех сферах деятельности и, конечно же, выражаем искреннюю благодарность как раз-таки организаторам данной конференции. Спасибо большое, салам алейкум…

Председательствующий. Спасибо. Я думаю, что студенты, которые обучаются в ведущих вузах нашей страны, им было полезно попрактиковать свой арабский язык.

Я с удовольствием хотел бы предоставить слово Игорю Леонидовичу Ковалевскому, католическому священнику, генеральному секретарю Конференции католических епископов России, администратору прихода Святых Петра и Павла в Храме Святого Людовика в Москве.

(Аплодисменты.)

Ковалевский И.Л. Уважаемый муфтий шейх Равиль Гайнутдин! Уважаемые участники конференции!

Позвольте поприветствовать вас приветствием мира – ас-саляму алейкум! Ведь мусульмане, когда произносят эти слова, тем самым приветствуют друг друга, желая мира и благословения Всевышнего. Тем самым ислам показывает, что является религией мира. И в этой традиции мирного сосуществования ислам имеет глубокую историю.

Можно привести множество примеров этому. Один из самых  ярких это недавний визит Папы Римского Франциска в Объединённые Арабские Эмираты, в Абу-Даби и подписание совместной декларации с ректором исламского университета …, декларации, которая провозглашает мир, социальную справедливость, борьбу с терроризмом. Декларации, которая для нашего современного глобалистского мира является столь насущной.

История христианско-исламских отношений является очень сложной, но в 1965 году второй Ватиканский собор в декларации Ностре… об отношении католической церкви к нехристианским религиям особым образом отметил, что церковь с уважением относится к мусульманам, поклоняющимся единому богу, живому и сущему, милосердному и всемогущему.

Много времени прошло с этих пор и христиано-исламский диалог развивается очень интенсивно. Я хочу отметить, что практически все, но по крайней мере большинство серьёзных конференций и религиозных мероприятий католической церкви в Западной Европе так или иначе связаны с христиано-исламским диалогом.

В эти дни, тоже хотел бы отметить, именно в начале марта в Арабской Республике Египет также отмечалось другое событие, а именно 800-летие встречи Франциска …, ставшего католическим святым, с султаном Эльмаликом Элькамилем. Именно в разгар крестовых походов религиозные деятели, верующие люди отдавали себе отчёт в том, что все люди являются детьми Всевышнего и все независимо от расы, независимо от религии, независимо от языка имеют между собой духовное родство.

В России ислам имеет глубокие традиции мирного сосуществования с другими религиями, в том числе и с католической церковью. Примеров этому можно приводить очень много в истории Российской Империи, которая имела тогда другие границы, которая занимала территории современной Беларуси, Польши, балтийских государств и где проживали также представители ислама, но и на территориях, на которых сейчас проживают российские мусульмане.

Для нас не является никакой проблемой признание того факта, что ислам это одна из государствообразующих религий России. Это факт совершенно бесспорный. Именно поэтому роль ислама  в России (мы думаем) будет возрастать. Роль ислама в укреплении мира, межнационального согласия и общественной справедливости.

Кроме того, исламская ума имеет опыт совместной деятельности с христианами в защите фундаментальных ценностей человеческой цивилизации. Христиане  Западной Европы, христиане Азии, других континентов с большим удовлетворением отмечают совместную практическую деятельность с исламской умой именно в защите фундаментальных ценностей. Мы желаем участникам конференции плодотворной работы и благословления Всевышнему. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Благодарим вас, Игорь Леонидович.

Действительно, у нас добрые традиции проводить подобные конференции совместно и вы знаете, что большую поддержку мусульманам России всегда оказывают протестанты нашей страны.

И хотелось бы предоставить слово Константину Владимировичу Бендесу, первому заместителю Начальствующего епископа управляющего делами Российского объединённого союза христиан веры евангельской пятидесятников. Пожалуйста.

Бендес К.В. Благодарю вас, приветствую, уважаемые коллеги, друзья, присутствующие братья и сёстры. Позвольте мне прежде зачитать приветственное слово от Начальствующего епископа нашего союза, члена президентского совета Сергея Васильевича Яковского.

"Участникам конференции "История ислама в России. Осмысление со взглядом в будущее".

Дорогие друзья, приветствую всех участников конференции! На сегодняшний день абсолютно очевидно, что, несмотря на сильное давление атеистическое, и откровенно безбожной пропаганды в XX и даже в начале ХХI века религия не ушла на обочину общественной жизни.

Более того, именно верующие люди играют важную консолидирующую роль в созидании ответственного гражданского общества. Традиционные морально-нравственные ценности, которых придерживаются представители авраамических религий, уже тысячелетия являются основным фундаментом для общественного устройства. В этом смысле значимая роль мусульманства на влияние и развитие России не подлежит сомнению. Также необходимо помнить и анализировать прошлое, дабы в будущем избежать многих ошибок. Потому я с особой теплотой поздравляю и Дамира-хазрата Мухетдинова с окончанием серьезной научной работы:"История ислама в России", которая будет представлена на конференции.

Уверен, что увеличение глубины межкультурных связей и взаимодействие между народами России, является одним из важнейших элементом развития государства. Молитвенно желаю конференции успешной работы в деле созидания мира и согласия.

Да благословит вас Всевышний! С уважением и молитвой о вас, Начальствующий епископ Сергей Ряховский".

Председательствующий. Спасибо. Благодарим.

Бендес К.В. И, если позволите, буквально два слова от себя. Два тезиса.

Ну, во-первых, мы нужны друг другу. Несколько лет назад меня пригласили с лекцией на заседание межрелигиозного совета в один из российских регионов. И перед заседанием ко мне подошел уважаемый раввин и посетовал, что в этом году, а это было уже 20 декабря, примерно, выделена сумма на реставрацию синагоги. И деньги не дошли. И он даже предполагал, куда они ушли. И он говорит: может, вы там, в Москве, как-то походатайствуете. Я начал, пообещал ему, взял какие-то контакты, начал лекцию. Примерно через полчаса он извинился, вышел, вернулся и вот улыбался, был очень озадачен, подошел после лекции, говорит: вы знаете, я смотрю, мне дозванивается кто-то из правительства региона. Я не удержался, после третьего звонка, вышел и, говорит, там такое возмущение: что же вы деньги-то не забираете? Уже 20 декабря. Мы же еще в начале года выделили. Немедленно приезжайте, немедленно забирайте.

Ну, вот такая история. Еще одна вещь. Мы нужны России. Мы – верующие люди, религиозные люди, серьезно относящиеся к вере в бога. На самом деле, множество, десятки законопроектов, ставшие ныне законами в сфере морали, нравственности государственности они были приняты, благодаря инициативам, в том числе муфтия шейх Равиль Гайнутдина, как человек более 17 лет являющийся членом экспертного совета одного из комитетов Государственной Думы. Я свидетельствую об этом. Где-то они инициировали, мы поддержали, где-то Русская православная церковь инициировала, мы поддержали. И сейчас тоже есть вызовы очень серьезные. Опять пытаются разрешить рекламу алкоголя на спортивных мероприятиях. Я думаю, что нам нужно просто продолжить и не позволить, чтобы вещи пагубные убивали нас, наше население, наше будущее. Вместе мы сможем очень многое.

Спасибо вам.

Председательствующий. Спасибо за вашу позицию. Мы всегда поддерживаем верующих людей в отстаивании их прав.

Я хотел бы предоставить слово Антону Александровичу Игнатенко, заместителю начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики межрегиональных связей города Москвы.

Игнатенко А.А. Большое спасибо.

Уважаемый муфтий шейх Равиль Гайнутдин! Уважаемый Равиль-хазрат! Дорогие депутаты Государственной Думы! Дамир-хазрат Мухетдинов! Спасибо большое. Я очень рад быть сегодня среди вас на этом замечательном… на этой конференции. Действительно, во взаимоотношениях Российского государства, в частности города Москвы, с исламом и в целом в роли исламского фактора в нашей стране есть очень большая необходимость осмысления и взгляда в будущее.

Нам в Москве и служащим Московского правительства очень повезло, потому что здесь в нашей столице действует очень сильная, мощная, просвещенная, культурная мусульманская община. Есть очень много добрых примеров взаимодействия Московского правительства с общиной столичных мусульман.

Вот Равиль Хазрат отмечал те два крупнейших мусульманских праздника Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые у нас отмечаются. На каждый из них единомоментно приходят в городе Москве более 200 тысяч молящихся мусульман. Я не буду бояться громких и радостных слов, это предмет нашей гордости, то, как благодаря мусульманской общине нам удалось четко отработать все организационные моменты этих праздничных дней для того, чтобы они несли и самим мусульманам молящимся, и жителям города только радость и удовлетворение. Раньше были различные трения, шероховатости, даже недовольство, сейчас, к счастью, нам удается всего этого избежать именно благодаря взаимодействию.

Есть такая ежегодная акция "Шатер Рамадана", которую проводит Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман Российской Федерации и входящее в него Духовное управление мусульман Москвы. Когда в продолжение месяца Рамадан, когда сами мусульмане постятся, они ежевечерне на разговениях (ифтарах) приветствуют любых приходящих людей и рассказывают о той богатой, миролюбивой культуре, которая присуща исламу, тем регионам нашей России, где он традиционно исповедуется, и зарубежным государствам с распространением ислама. Всё это, я глубоко уверен, позволяет нам твердо стоять на этом отработанном основании, и смело, с оптимизмом заглядывать в дальнейшее будущее.

Были разные этапы, когда Российское государство, которое консолидировало Москва, оно было христианской, скажем прямо, православной монархией. Были и годы, десятилетия советского богоборчества. И как отрадно, что сейчас у нас благодаря доброй воле российского народа, который включает в себя и этносы, традиционно исповедовавшие ислам, и другие религии, благодаря мудрой политике нашего государственного руководства есть все возможности для того, чтобы… ну, конкретно в нашей дорогой Москве развивать, умножать культуру, ученость, в том числе нашего ислама.

Кстати говоря, нам повезло еще в том, что замечательные люди подобрались, это глубоко ученые, образованные, культурные мусульмане, которые, как это и заповедовано им, подобно пророку Мухаммеду своим благотворным образом, поведением и добрым отношением к людям являют пример, образец, модель мусульманина. Просто приятно сотрудничать.

Спасибо вам. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо. Благодарим вас.

Действительно, мы все прекрасно знаем, какая огромная работа проводится в городе Москве по проведению особо значимых мероприятий российских мусульман. И мы благодарны градоначальнику нашей столицы.

Хотел бы предоставить слово лидеру Партии мира и единства Сажи Зайндиновны Умалатовой. Это последнее приветствие, и мы перейдем к презентации и к докладам.

Умалатова С.З. Спасибо.

Уважаемый президиум! Дорогие участники! Я сердечно приветствую всех присутствующих на этой очень важной и актуальной для сегодняшнего времени конференции. И поздравляю с двадцатипятилетием создания Духовного управления мусульман Европейской части России. И желаю всем здоровья, плодотворной работы и благоденствия. Спасибо за приглашение.

Сегодня двум нашим историческим конфессиям – исламу и православию выпало большое испытание, они должны выдержать главный свой экзамен перед мировым злом - не дать врагам наших религий стравить между собой и не позволить захватить наши земли и богатства.

Я помню слова профессора Эдуарда Володина, который всю свою жизнь глубоко изучал православие и ислам. Он говорил, что эти две религии являются братьями-близнецами и призваны защищать единство нашей страны, мир, когда внезапно нагрянет беда в нашей стране. И вот вдруг мы сегодня видим, что эта беда приближается, потому что США сегодня объявили тотальную охоту на Россию, её президента. Мы должны быть сплочены как никогда сегодня, разъяснять народу, что произойдёт, если воплотятся их преступные замыслы.

Здесь, конечно, сегодня богословы, они являются очень авторитетными людьми. Сегодня, слава богу, наш народ всё больше и больше обращается уже к религии. Они  должны разъяснить народу, что может произойти, если не будет России и не будет и нас. И поэтому на вас сегодня лежит, и на православии, и на мусульманах, большая ответственность для сохранения нашего государства, единства нашего многонационального народа.

Нравственность, духовность, доброта и единство всегда были, есть и будут основой российского государства. Но сегодня извне брошены все силы зла, чтобы отлучить нас от красоты, эстетики, духовности, доброты. Со всех щелей нам навязывают уродство, ненависть, шовинизм, национализм, расовые распри, межнациональную рознь.

У меня было больше, я половину сократила, поэтому я прошу прощения, что я так перескакиваю. И поэтому в России всегда были в приоритете подвиг, честь, достоинство – это являлось примером для подражания, в этом и была величайшая сила нашего народа во всех его победах и подвигах.

Перефразируя гиповца, хочу сказать: главным нашим сегодня девизом должны стать восстановление стыда души и чести земли – вот что нам сегодня не хватает. И, я думаю, что сегодня и ислам, и православие будут в этом направлении работать, и мы достигнем больших успехов в этом. Да поможем нам Всевышний Бог и Аллах, потому что в единстве наша сила. Спасибо.

Благодарю за приглашение. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что очень приятно, что в работе конференции принимает участие большое количество студентов. Обычно принято говорить: студенты – это наше будущее, на самом деле студенты – это наше настоящее. А также ещё обращаю внимание, что представители иностранных государств в дипломатических миссиях у нас присутствуют в зале. Я думаю, что они могут не разделять все точки зрения, но на то и Государственная Дума, чтобы мы имели возможность высказать разные точки зрения, услышать слова оппонентов, и найти всё-таки некую истину.

Ещё хочу раз поприветствовать лидеров духовных организаций мусульман, которые приехали из самых дальних регионов нашей страны: и Республики Дагестан, и Республики Башкортостан, и Республики Татарстан, Чеченской Республики, Екатеринбурга, Перми, Пензы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Москвы, Московской области.

И в адрес нашей конференции также поступило приветствие шейха Ахмат-хаджи Абдулаева, муфтия Республики Дагестан. И хотел бы буквально кратко зачитать: "Отрадно, что Государственная Дума, как высший орган государственной власти России, становится площадкой межконфессионального диалога. Религия всегда играла важную роль в истории становления государства российского. Высокие духовные и моральные ценности всегда помогали нашему многонациональному народу во все времена и сегодня, как никогда, важно обращаться к ним и не предавать забвению.

На сегодняшний день Президентом России Владимиром Путиным постановлена задача воссоздания отечественной теологии. Уверен, что эта конференция послужит большим подспорьем в данном направлении".

Также Хизбула Асуев хотел бы зачитать приветствие от имени нашего сенатора  Умаханова Ильяса-хаджи. Пожалуйста.

Асуев Х. Участникам научно-образовательной конференции "История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее":

"Сердечно приветствую участников научно-образовательной конференции "История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее".

Руководство нашей страны, считая традиционный ислам ключевым элементом российского культурного и духовного наследия, а мусульманскую Умму - важной частью российского многонационального народа, уделяет особое внимание развитию отечественной исламской богословской школе. История ислама неразрывно связана с историей России, которую созидали люди разных национальностей и вероисповеданий, в том числе многомиллионная мусульманская община.

В этой связи  отмечу важность появления представляемой на конференции книги "История ислама в России", вышедшей из-под пера замечательного ученого, общественного и религиозного деятеля Дамира Ваисовича Мухетдинова. Уверен, что этот комплексный исторический труд поможет в деле воспитания молодежи, в их более глубоком понимании исламского исторического наследия России.

От имени российского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки хочу отметить, что обсуждаемые на конференции вопросы могут представлять интерес также для ученых, студентов и преподавателей исламских образовательных центров за рубежом.

Желаю вам плодотворной работы, новых идей и дальнейших успехов. Ильяс Магомед-Саламович Умаханов". (Аплодисменты.)

                    . Передайте наши искренние слова признательности Ильясу Магомед-Саламовичу за его приветствие в адрес конференции.

Я с благословения шейха, Муфтий  Хазрат, приступлю к презентации и к пленарной части нашей конференции.

..., дорогие друзья.

Мне очень приятно презентовать свой труд "История ислама в России", который в 2019 году, в конце, правда, 2018 года – начале 2019 года, вышел в свет. На самом деле этот труд, который занял порядка 20 лет, его подготовка, его написание, редакторская работа. И ему предшествовала большая комплексная работа, включая и археологические исследования и проведение конференций в масштабах нашей страны, привлечение широкого числа ведущих ученых, специалистов, для того чтобы действительно комплексный труд максимально был полезен не только для российских мусульман, но и для всех, кто интересуется историей ислама в нашей стране.

Я искренне признателен глубокоуважаемому Муфтию шейху Равилю Гайнутдину, который на протяжении как минимум последних семи лет давал свои не только наставления, а именно конкретные и практические предложения в улучшении и написании этой работы. Конечно, признателен двум выдающимся людям, патриархам российского исламоведения, востоковеденя Михаилу Борисовичу Пиотровскому – директору Государственного музея "Эрмитаж", и Виталию Вячеславовичу Наумкину – научному руководителю Института востоковедения Российской академии наук, которые любезно согласились быть рецидентами этой книги, и Вадиму Винцеровичу Трепавлову, который также сегодня выступит. Он любезно согласился быть главным редактором этой книги.

Вот в работе этой книги, этой работы, я привлек порядка 20 ведущих докторов, специалистов в области исламоведения и востоковедения, истории ислама в нашей стране, чтобы каждый смог вычитать тот раздел, по которому он специализировался в свои десятилетия, многие годы и стал специалистом в конкретно взятой области. Благодаря им, их правкам, их предложениям, эта работа стала еще более лучше, более грамотной, можно так сказать, чтобы со стороны и академической науки, и представителей других структур не было укоров, что вы не учли или отошли от академического изложения истории ислама в нашей стране.

Переходя к сути книги, не хочу ее пересказывать. В последние несколько месяцев я провел ряд презентаций в ведущих вузах нашей страны, прежде всего на студенческих площадках, прежде всего студентам не мусульманам, услышал их реакцию, их мнение об этой работе. Хотел бы сказать о двух моментах.

Вот ислам в нашей стране начался, как минимум, с 642 года, с пришествия на территорию Дербента, на Северный Кавказ первых арабских мусульман, которые были из окружения Сахаба пророка Алейхи Салям. Хотя мы можем сказать, что это была насильственная экспансия, так как в течение 100 лет ислам ещё утверждался на территории Северного Кавказа, на территории Дербента, но это вот первый такой очаг проникновения ислама в нашу страну.

А второй очаг – это Волжская Булгария, о которой сегодня упомянул Муфтий шейх Равиль Гайнутдин, где уже к приходу Ибн Фадлана в 921-922 годах ислам уже имел место быть, широко был представлен в виде и инфраструктуры, мечетей и медресе, в виде и мусульманского духовенства, и уже дискуссий на те или иные богословские споры. И вот в течение, скажем так, трёх столетий ислам активно распространился в европейской части того, что сейчас мы называем Российская Федерация.

Это я к чему говорю, вот мы часто говорим, что российское мусульманство и ислам в нашей стране – это автохтонная, коренная религия, которая имела место быть с самого момента возникновения тех государств, которые были на территории европейской части России, это Хазарский Каганат, это Волжская Булгария. И вот если говорить о XVI столетии, о завоевании Казанского ханства в 1552 году, затем Астраханского ханства, покорении Сибири, то вот значительная часть европейской части России с VII века до XVI была исламской, это исламская история европейской части России, исламских государств, где именно закона Шариата имели место, хождение.

По законам Шариата жили ханы, производилось судопроизводство и жило гражданское население. Вот такой пример прекрасный можно привести с Аль-Андалусом, с Испанией, которая с 711 года была завоёвана, покорена мусульманами и до 1492 года, до сопротивления Гранады, она продолжалась в лоне ислама. Вот мы говорим об уникальном инциденте, таком прецеденте мусульманской Испании, восемь столетий, но, извините, это тоже можно применить в отношении и Российской Федерации – с 642 года до 1556 года. Это почти тысячу лет европейская часть России – это часть исламского мира, исламской истории.

И поэтому удивительно слышать те или иные возгласы разных националистов, шовинистов, людей, которые не в теме, не знают материала, о том, что вот понаехали, приехали. Или как однажды предложил мне известный священнослужитель, сказав, что если вы не хотите изучать в обязательном порядке основы православной культуры в школе, то не найти бы вам другую страну, на что, конечно, я всегда задаюсь, а какую же другую страну я, нижегородец, должен найти, если мои предки тысячу лет жили на этой земле. Ну, Бог, как говорится, с этим священнослужителем, он уже там не работает, где он раньше работал.

Но мы знаем с вами, что собрав великое наследие Чингизидов, татарские по крови русские цари, и Борис Годунов, и Иван Грозный, и тот же Пётр Первый, которого мы всё время считаем так такого европейца, просветителя, а по линии Нарышкина это половина татарской крови текла в этом императоре, вот Россия стала правопреемницей Золотой Орды и тех мусульманских государств. Да, правильно сегодня подчеркнули, в какой-то период ислам был гонимой религией, терпимой религией, мы видели, что при Романовых было огромное давление, наступление на мусульман.

Та же Елизавета Петровна, дочь Петра Первого, приняла указ в 1742 году об уничтожении всех мечетей на территории России и о запрете строительства мечетей. Если бы не указ Екатерины, читающей Руссо и Дидро, просвещённой немецкой царицы, но не только потому что она Руссо и Дидро читала. В конце концов, российские мусульмане принимали самое активное участие во всех внутренних восстаниях и Пугачёва, и Разина, и Салавата Юлаева, и Батырши, поэтому лучше иметь защищённый тыл, спокойный тыл, когда в мечетях и храмах молятся за русского царя-батюшку и пятничные проповеди заканчивают за здравницу русского царя, чем постоянно защищать свои рубежи и ждать очередного восстания татар, башкир, русских, казаков, чтобы сотрясали основы государства российского.

Но 1917 год примирил, в кавычках, всех. Вот к 1917 году нетитульное население Российской империи составляло 51 процент, это очень колоссальная цифра. И поэтому, когда первые выборы депутатов в Государственную Думу, 25 человек, вторые выборы депутатов в Государственную Думу, 36 человек, представьте, сколько депутатов, не просто этнических мусульман, а практикующих ислам, понимающих нормы ислама и, по большому счёту, все депутаты в той или иной степени выпускники татарских медресе, это выпускники теологических мусульманских заведений, которые блестяще говорят и на арабском, и на фарси, и на староосманском татарском языке и. конечно, по-русски. 

И вот эти депутаты очень четко свою позицию выражали, и уважаемый муфтий Хазрат сегодня как минимум процитировал уважаемого Садри Максуди, что он говорил со стен Государственной Думы. Вот советская власть всех уравняла, но хочу такую цифру привести.

До 1926 года, почему эту дату я беру, потому что и в 1926 году мы фиксируем строительство мечети. Ещё вот этот аппарат, машина ещё не разогрелась, и ещё такого тотального наступления не началось. В татарском селе Сафаджай Нижегородской области в 1926 году строится восьмая мечеть. Татарское село Нижегородской области. Но к 1937 году из 11 700 мечетей, которые были на территории Российской Федерации, здесь не учитываются цифры Средней Азии и Кавказа, подчеркну, 11 400 мечетей, к 80-м годам 20 века остается более 120, около 120. То есть удар - более чем 99 процентов всей мусульманской инфраструктуры было уничтожено.

И вот в этой книге я делаю некие выводы. Когда в 90-е годы открыли шлюзы, студенты в огромном количестве поехали учиться за рубеж. Мы принимали проповедников, считая, что они действительно приходят с добрым сердцем, несут сюда и основы христианства. Я сам, будучи нижегородцем, помню, как в 90-е годы посетил 10 лекций протестантского священника из США Джона Картера. Мне почему-то, вчерашнему советскому студенту, учащемуся школы было интересно послушать американского проповедника протестантского направления. У нас же никто не говорил, что есть православие, есть ислам. Открыли, пожалуйста, кто хочет – приходите, да ещё бесплатно получите Ветхий и Новый Завет. И вот мы шли получать знания. Но, слава богу, я, воспитанный в мусульманской традиции, четко смог зерна от плевел отлечь, а многие не могли вот это провести, и поэтому попали в разные деструктивные группы, течения, направления. Где-то действительно кто-то обрел поистине веру, а кто-то действительно взял оружие в руки.

Вот сегодня наши господа депутаты очень четко сказали: ну где, как не в Государственной Думе, высказать наши суждения, дискутировать, предлагать? Вот один имам очень хороший сказал афоризм, на мой взгляд. Лучше в Думу за мандатом, чем в лес за автоматом. Действительно, когда нет иной альтернативы высказаться и быть услышанным, то некоторые берут автомат и считают, что с помощью автомата где-то в горах, где-то в пустыне, выстраивая свое государство, им будет легче и правильнее. Но мы, слава богу, не признаем и считаем, что есть альтернативные точки, возможности, площадки, на которых мы можем высказываться. И, конечно, с принятием закона о свободе вероисповедания, здесь вот уважаемый доктор Вячеслав Али Полосин присутствует, один из тех, кто эти законы разрабатывал, писал в 90-х годах. Мы получили огромные свободы.

Но из 15 тысяч мечетей, которые мы имели в царской России, на сегодняшний день мы восстановили только 8 тысяч. Даже до половины ещё, по большому счету, только-только дошли. И 8 тысяч, причем если уничтожала власть, советская власть уничтожала, то эти храмы прежде всего восстанавливали верующие люди за свои скромные средства, за зарплаты и так далее. Поэтому в этом плане, конечно, государство, спасибо ему, оказывает огромную поддержку, возвращая исторические храмы верующим нашей страны, оказывая финансовую поддержку. Но мы понимаем, сколько ещё предстоит сделать, чтобы вернуться к тем дореволюционным показателям статистики и числам, которые мы имели.

И вот, возвращаясь к теме ХХ века, к направлению массово студентов за рубеж, да, получили тысячи людей образование за рубежом. Но пришел и радикализм, и экстремизм, пришли новые взгляды, новая ментальность. А почему? Вот здесь я говорю "спасибо" Иосифу Виссарионовичу Сталину, который уничтожил всё мусульманское духовенство. Бедный муфтий Риза Фахретдин, скончавшийся в 1936 году, буквально не дожил год, чтобы увидеть, как ближайшие его, в его окружении, всех его заместителей, несмотря на преклонный возраст 80 лет, женщина Мухлиса Буби, первая кади, была расстреляна советской властью. Вот я говорю, ему повезло, он это не увидел своими глазами и не смог пережить всей трагедии вот этой советской машины и государства.

И поэтому когда нет духовенства в 90-х годах, когда не было шейхов, наставников, когда не было инфраструктуры, вот этот вакуум был занят совершенно иными направлениями, иными суждениями.

(Звучит речь на иностранном языке). Вот действительно на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным наши духовные лидеры четко обозначили – или мы кормим свою армию, или мы продолжаем содержать иностранную армию. Или наше духовенство, наши молодые кадры будут обучаться в России, или они будут массово продолжать обучаться, получать образование за рубежом. Владимир Владимирович услышал этот призыв, и была разработана комплексная программа, о которой сегодня говорили, с 2002 года. Да, мы, как заказчики этой программы, действительно признательны государству, ибо те кадры, те молодые студенты, которые учатся в МГУ, СПбГУ, других ведущих вузах нашей страны, по окончанию исламских вузов или по направлению духовного управления получали это специфическое востоковедческое, исламоведческое образование. Оно очень востребовано, потому что мы не ограничиваем круг своих интересов только теологией, только стенами религиозных учебных заведений, духовных управлений, а действительно мы понимаем, что государство российское нуждается в профессионалах, в экспертной оценке, кто действительно может подсказать и губернатору, и мэру, и любому депутату, и любому чиновнику, как нужно себя вести в отношении мусульман, составить ту или иную библиографическую или иную справку. Для этого действительно нужны специалисты.

Правильно наши коллеги подсказывают (Диляра Медехатовна), спасибо Михаилу Борисовичу Пиотровскому, спасибо ведущим нашим патриархам, которые совсем недавно спасли и востоковедение. Очень смешно, страна, которая, с одной стороны, активно повернулась на восток с учетом всех многочисленных санкций, которые западный мир на нас пытается и продолжает накладывать, казалось бы, вот на восток надо повернуться, а с кем? Нужны же специалисты высокого профиля, высокого уровня и в большом количестве. Поэтому спасибо нашим аксакалам, которые направление востоковедение сохранили, уберегли, но считаем, что нам предстоит еще сделать очень много.

Завершаю презентацию книги. Муфтий Хазрат обозначил светлое будущее российского ислама. Вот известный политик в нашей стране Вениамин Викторович Попов, который имел самое активное участие, когда Россия входила в качестве наблюдателя в Организацию исламского сотрудничества, на всех своих выступлениях, на всех своих площадках приводит цифру 2050 год, когда численность мусульманского населения, по разным экспертным оценкам, будет приближаться к 50 процентам.

Вы знаете, в Западную Европу, когда ездишь, ты понимаешь, что такое, когда критическая масса в 10, 15, 20 процентов преодолена. Она выражается  в активном политическом представительстве мусульман: мэр Лондона, мэр Роттердама, мэры других городов – мусульмане практикующие, конгрессмены, депутаты, изменение законодательства, и много-много, что это за собой влечет.

Поэтому для нас актуальные цифры, которые статистика подтверждает, высокая численность рождаемости в Дагестане, Чечне, Ингушетии, смертность, к сожалению, превалирует над рождаемостью. Самый высокий прирост опять же в мусульманских республиках. Мигранты, опять мы нуждаемся в мигрантах, трудовых силах, которые бы смогли экономику страны поднимать. Ну и, в конце концов, есть также статистика, сколько россиян, а их несколько миллионов, покинули нашу страну за последние годы. И надо понимать, что покинули всё-таки нашу страну не узбеки, киргизы, таджики, а самое, что ни на есть, коренное, автохтонное население нашей страны.

Поэтому вот объективная картинка, нравится она кому-то, не нравится, но состав качественный и количественный мусульман будет расти. Вчерашние мигранты поступили в школы, в детские сады, в университеты, получили качественное образование – и это и будет весь свет нашего государства. Поэтому, заканчивая словами Равиля Хазрата, словами Гаспринского, что, конечно, Россия – государство христианское, но в обозримом будущем оно может быть также и государством мусульманским, что ничуть не умалит достоинство его как государства христианского. В целом, что и сказал Владимир Владимирович Путин, что Россия – государство и христианское, и мусульманское, выступая на заседании Организации исламского сотрудничества в Куала-Лумпур (Малайзия).

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Я с удовольствием хочу предоставить слово Вадиму Викторовичу Трепавлову для продолжения работы конференции.

Трепавлов В.В. Уважаемый муфтий Хазрат, уважаемое собрание, тема, которой посвящена книга Дамира Ваисовича, в общем, не требует обоснования актуальности. Ислам был и остаётся одной из традиционных религий в России. Собственно, это сочинение не по истории ислама, как религии, как вероучения, в основном это история, трудная, сложная, интересная история мусульман-единоверцев в нашей стране, на территории нашей страны.

Да, действительно, сперва, сначала мусульманские сообщества были вне России и до России – народы Северного Кавказа, степная зона, тюркские государства Поволжья и так далее. Вы знаете, когда распался Советский Союз, оказалось, что на территории оставшейся Российской Федерации мусульманская конфессия старше христи

Система Orphus
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна