закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


10 декабря 2020 17:05   Москва 

XVI Международный мусульманский форум. Выступление муфтия Гайнутдина

Выступление председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председателя Совета муфтиев России, президента Международного мусульманского форума муфтия шейха Равиля Гайнутдина на XVI Международном мусульманском форуме «Культура встречи: религиозная этика в эпоху пандемии»:

الحمد الله رب العالمين

والصّلاةُ والسَّلامُ عَلَى رَسُولِهِ الْأَمِين

وعلى آله وصَحْبِهِ أجمعين، وَبَعْدُ:

Дорогие участники XVI Международного мусульманского форума!

От имени Международного мусульманского форума, 25-миллионной уммы России и себя лично сердечно приветствую вас на XVI (шестнадцатом) ежегодном заседании нашей организации.

Сегодня каждый из нас заключен в границах своего дома или офиса и каждый из нас, в той или иной степени, озабочен вопросами своего здоровья и сохранения жизни. Благодаря пандемии COVID-19 состоялось возвращение человека к себе, своему индивидуальному пространству и личной ответственности. В условиях пандемической действительности каждая личность равна сама себе и более не может прикрываться общественными статусами, массовостью, помпезностью внешней обстановки. Тот цейтнот, с которым столкнулась мировая система здравоохранения, правительства большинства стран мира, развеяли иллюзию благополучия, контроля и работающих правил, а человек, казалось бы, остался один на один с самим собой и всем своим грузом страхов и переживаний. Ситуация, в которой мы находимся, хотя и несет тяготы бытового, психологического характера, но, как никогда, приближает нас к моменту истины и побуждает к искренности с самими собой и с окружающими.

Пандемия стала питательной средой для усиления в обществах настроений, не способствующих гармоничному существованию и планомерному развитию. Это усиление магического, суеверного мышления, характерной чертой которого является убеждение в непостижимости мира и тех законов, на основе которых он функционирует. Страх и беспомощность гонят человека в психологическое укрытие, которым служат всевозможные суеверия и предрассудки, будь то отрицание существования коронавирусной инфекции или убежденность в ее рукотворном происхождении. Немногие способны противостоять соблазну убежать от глубокого осмысления пандемии и тех нравственных и духовных вопросов, которые она ставит перед человечеством, и предпочитают скрываться за ширмой отрицания и проклятия.

Подобно нашим древнейшим предкам, многие и сегодня предпочитают все непонятное и внушающее опасения, встречаемое нами на жизненном пути, объявить злыми силами, демонами, которых нужно обуздать и запереть в темницу, даже не попытавшись осознать духовный смысл этой встречи. Тогда как внутренний смысл любого испытания, выпадающего на нашу долю – это встреча с Творцом, шанс постичь его мудрость и милосердие.

В русле этого же суеверного мышления лежит логика, делящая мир на «мы» и «они», на своих и чужих. Однако зададимся вопросом, только ли с пандемией произошел стремительный откат человечества к суеверному, сознанию? Я склоняюсь к мнению, что пандемия стала катализатором в этом процессе, но не первопричиной. Параллельно и наряду с ней мы наблюдали в 2020 году насаждение идеологии «столкновения цивилизаций». Она утверждала, что одновременное нахождение в рядах наиболее развитых цивилизаций и народов представителей различных религиозных традиций принципиальное невозможно.

Логика, согласно которой «мы» не добьемся счастья и процветания до тех пор, пока существуют «они», т.е. другие по своему мировоззрению индивиды и общества, чрезвычайно опасна. В этой логике, встреча с неизведанным, с новым, с еще непонятым – это непримиримая вражда, а не испытание и опыт. Эта жажда к конфронтации и отказ от сосуществования проявляются и в безумных и преступных мщениях якобы за честь Пророка (мир ему), и в совершенно неразумной политике очернения, шельмования ислама и навязывания мусульманскому сообществу статуса изгоя в так называемом цивилизованном мире. С горечью мы наблюдали попытки представить недавний военный конфликт в Южно-Кавказском регионе в качестве войны религий, что абсолютно неприемлемо и безответственно.

Преодолению предрассудков, преодолению конфронтационного и эксклюзивистского мышления мы уделили основное внимание в ходе ежегодных собраний Международного мусульманского форума, которые, начиная с юбилейного десятого Форума, проходят под знаменем идей коранического гуманизма и всеохватности божественной милости.

Постигая глубочайшие смыслы Откровения, великий мусульманский мыслитель Абу Наср ал-Фараби, 1150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году под эгидой ЮНЕСКО, сформулировал учение о совершенном граде, в котором достигаются величайшее благо и высшее совершенство. Великий учитель подчеркивал, что благо и счастье людей проистекают именно из подлинной, всесторонней солидарности: «Град, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является совершенным градом, и сообщество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть совершенное сообщество».

Священный Коран гласит:


وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
 

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).

Хвала Создателю миров, те смыслы, которые были отражены в наших дискуссиях и размышлениях, получают непосредственное практическое выражение.

Итак, после более чем тысячелетнего периода взаимного дистанцирования и раздоров, осуществляется фундаментальное сближение между двумя крупнейшими мировыми религиями: христианством и исламом. Качественно новый этап этого процесса ознаменовала эпохальная встреча главы Римско- католической церкви папы Франциска с верховным имамом университета «Ал-Азхар» Шейхом Ахмедом ат-Тайибом, которая состоялась в 2019 году. А в октябре нынешнего года эта встреча получила свое логичное продолжение в исторической инициативе папы Франциска — речь идет об энциклике, которая озаглавлена «Fratelli Tutti» — «Все братья».

Из этого следует, что центральные идеи энциклики в высшей степени созвучны основополагающим ценностям ислама и его интеллектуальному наследию. Естественным образом послание энциклики гармонирует с теми позициями, которые формулируются и отстаиваются на всех наших международных дискуссионных площадках: в Москве, Лондоне, Хельсинки, Берлине, Париже. Мы полностью поддерживаем и приветствуем братскую инициативу папы Франциска, и в качестве жеста солидарности и согласия                       выражение «Культура встречи» отражено в названии XVI (шестнадцатого) Международного мусульманского форума.

Всевышний Аллах требует от нас:


ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً
 

«Войдите в мир вместе, сообща» (2:208).

Мы были свидетелями обострения военного конфликта в нагорном Карабахе, где погибли тысячи людей, было осквернено более 70 священных храмов ислама и христианства. В настоящее время всеобщими усилиями и при непосредственном участии Российской Федерации в регионе был достигнут мир. Однако духовный урон, наносимый войной, невосполним. Глубоки те раны, которые наносит война не только в тела, но и в души, в коллективную память людей.

Именно поэтому в контексте нашего Форума должно быть уделено особое внимание осмыслению центральных понятий современности: свобода слова, свобода совести, уважение чувств верующих, толерантность и солидарность. Результаты и выводы нашего диалога должны трансформироваться в конкретные общественные и гуманитарные инициативы.

Хотелось бы отдельно затронуть тему так называемой «реформы ислама», к которой сегодня активно призывают известные европейские чиновники и представители некоторых религиозных групп. Предполагаемая «реформа ислама» преподносится в качестве некой панацеи, которая позволит якобы «отсталому» исламу вписаться в новые реалии, где господствует верховенство прав и свобод человека.

Между тем, то насилие, от которого сегодня содрогается Земля, может прикрываться любыми благими идеями, но в действительности оно не отражает ни одну из них. Вспомним и о тревожном положении двух других мусульманских народов — уйгуров и рохинджа. Недавно в своей книге «Давайте мечтать: путь к лучшему будущему» на это призывал обратить внимание папа Франциск. Из этого усматривается, что те разговоры о «реформе ислама», которые позволяют себе представители политического истеблишмента и некоторых представителей иных религий, являются совершенно беспредметными. Кризисные явления современности коснулись всех мировых религиозных традиций без исключения. Здесь не может существовать никакой команды «хороших» и «прогрессивных», играющей против команды «плохих» и «отсталых». Любые попытки представить дело подобным образом — не более, чем бессмысленная демагогия.

Позитивные реформы, которые будут осуществляться на основании взаимоуважения, диалога, солидарности и гуманизма, необходимы всем религиям. Мы неустанно призывали к этому на всех наших мероприятиях, призываем и теперь — в дни тяжких испытаний, когда единство человечества насущно, как никогда.

Мы рады, что сегодня голоса солидарности раздаются со стороны наших братьев — христиан, иудеев, буддистов, и всех людей доброй воли. Рассматриваем это как позитивное предзнаменование того, что пандемия будет осознана человечеством как Божий знак, и она сподвигнет людей к подлинному единению на основании общих ценностей… К осознанию священности жизни и вторичности имеющихся разногласий… К эпохальной Встрече, которая станет надежным основанием мировой Культуры!

10 декабря 2020 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.