закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


21 сентября 2014 12:02    

Доклад муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VI Меджлисе-Съезде ДУМЕР

Доклад муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VI Меджлисе-Съезде ДУМЕР
Доклад муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VI Меджлисе-Съезде ДУМЕР

Доклад председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VI Меджлисе-Съезде ДУМЕР 21 сентября 2014 г.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уважаемые делегаты VI Меджлиса-Съезда Духовного управления мусульман Европейской части России - муфтии, имам-мухтасибы, имамы и председатели религиозных организаций! Уважаемые почетные гости Съезда!

Приветствую вас традиционным исламским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху - Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословение!

Молю Аллаха, чтобы наш Съезд был успешным и принес свои плоды во благо ислама, мусульман, народов России, во благо всего нашего государства.

Я искренне рад видеть всех вас в столице нашей Родины на шестом меджлисе нашей организации в год, когда Духовное управление мусульман Европейской части России празднует свое 20-летие. Многие из тех, кто собрался в 1994 году в Московской Соборной мечети, присутствуют в этом зале, но некоторые из наших братьев уже покинули земную жизнь и вернулись к милости Всевышнего, да прибудет с ними милость Аллаха Тааля! Создание ДУМЕР произошло, когда в нашей стране шел исторический процесс перехода к свободе религии и вероубеждений, а миллионы наших соотечественников в условиях коллапса коммунистической идеологии обратились к религиозным ценностям как к источнику ключевой воды после многих дней блуждания по пустыне. Тогда руководители и представители мусульманских общин центральной и европейской части России, следуя призыву Создателя «Держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разъединяйтесь», съехались в Московскую Соборную мечеть и изъявили о своем желании объединиться в Духовное управление мусульман с центром в столице нашей Родины для дальнейшей координации действий, взаимопомощи и братской взаимоподдержки. Для многих было ясно тогда, что деятельность мусульманских организаций страны должна координироваться из столицы, а Московская Соборная мечеть является главной мечетью нашей великой страны.

Оглядываясь назад, мы можем с гордостью констатировать, что за истекшие годы мы создали сотни новых общин, в городах и населенных пунктах европейской части России выросли десятки мечетей и молельных домов. Многократно, если не сказать в сотни и тысячи раз увеличилось количество верующих, совершающих пятничные и праздничные молитвы.

Десятки тысяч людей получили начальное мусульманское религиозное образование. Сотни имамов и преподавателей религиозных дисциплин подготовили наши учебные заведения среднего и высшего профессионального образования. Я возношу хвалы и слова благодарности Господу миров Всевышнему Аллаху за его нескончаемую милость и те духовные, равно как и материальные блага, которыми он одарил нас. По милости Создателя от эпохи государственного атеизма мы перешли к эпохе свободы религии и весь тот колоссальный объем работ, который нам удалось осуществить за эти два десятилетия, невозможно было бы представить себе без понимания и поддержки со стороны избранных народом представителей государственных и местных властей разных уровней.

Перед нашей сегодняшней аудиторией я хотел бы выразить свою благодарность Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину и Правительству Российской Федерации во главе с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Мы признательны Администрации Президента Российской Федерации во главе с Сергеем Борисовичем Ивановым и людям, непосредственно отвечающим за взаимодействие с религиозными организациями - первому заместителю главы Администрации Президента Вячеславу Викторовичу Володину и заместителю главы Управления президента по внутренней политике Михаилу Владимировичу Белоусову. Мы высоко ценим тот факт, что в течение последних трех лет кардинально поменялась парадигма взаимодействия мусульманских религиозных организаций с Администрацией Президента. От политики диктата, манипулирования, создания марионеточных и бутафорских религиозных организаций в результате грубого вмешательства во внутренние дела мусульманских организаций, приведшей умму в кризисное состояние, мы вернулись в режим открытого диалога и учета интересов верующих.

Дорогие братья и сестры, все вы хорошо помните, что на определенном этапе новые муфтияты марионеточного характера появлялись в России чуть ли не каждый месяц, по аналогии с фирмами-однодневками, предназначенными для «отмыва» наличности. Нами оценка целей и перспектив подобных организаций была дана сразу же - еще в декабре 2010 года. На абсурдность процесса дезинтеграции обратил внимание и Президент Владимир Владимирович Путин, когда в октябре прошлого года на встрече с главами крупнейших исламских организаций он подчеркнул тот факт, что в России сегодня насчитываются десятки муфтиев, которые порой заняты выяснением отношений между собой, нежели созидательной активностью. «Считаю также, что приоритетом в публичной деятельности самих мусульманских организаций должны быть не внутренние дискуссии и споры о верховенстве, такое тоже случается, а все-таки главное – это выработка положительного образа традиционного ислама как важной духовной составляющей общероссийской идентичности», - сказал глава государства.

Повторюсь, я однозначно высказался о вредоносности попыток манипуляции религиозными организациями для мусульманской уммы России, ее духовного самочувствия, доверия к органам власти, и, в конечном счете, для государственной безопасности. В феврале 2012 года, когда уважаемый Владимир Владимирович Путин в статусе кандидата в Президенты Российской Федерации встречался с лидерами традиционных конфессий, я акцентировал внимание на необходимости возврата к положению с тремя основными централизованными мусульманскими религиозными организациями.

По прошествии двух с половиной лет после той встречи мы можем наблюдать, как некоторые из новоявленных так называемых «федеральных муфтиятов» по факту прекратили свое существование. Восстановлено единство муфтиятов на Северном Кавказе в лице Координационного центра мусульман Северного Кавказа, произошла очистка рядов и переформатирование внутренней структуры в Центральном духовном управлении мусульман в Уфе.

Мы постепенно как бы возвращаемся в период демократизации России, когда в стране действовали три централизованных мусульманских религиозных организации.

Текущий год отмечен знаковым юбилеем - 100-летием начала I Мировой войны, фактически породившей и последующую -  II Мировую войну, включающую в себя и Великую Отечественную войну. Эти две войны унесли жизни более 75 миллионов человек в ХХ веке, включая миллионы российских мусульман. К сожалению, человечество не вынесло из этих событий должного урока.

На наших глазах при активном вмешательстве третьих лиц в дела суверенных государств, были не только удалены из политического пространства неугодные политики и их режимы, но были испепелены, утоплены в крови невинных людей целые страны.

Нас пытаются убедить, что все происходящее - дело рук террористов и радикалов, воюющих под знаменами ислама. Однако давно не является секретом, что эти радикальные течения и банды – в огромной степени есть продукты спецслужб ряда государств, тех государств, которые несут народам «демократию» на крыльях бомбардировщиков, при этом, оставляя сиротами миллионы детей.

Многие наши братья, такие как, например, сопредседатели Совета муфтиев России Нурмухаммад хазрат Нигматуллин, Нафигулла хазрат Аширов и другие помнят, какой процветающей страной была Ливия, глава которой - мархум Муаммар Каддафи поддерживал братьев по вере во всем мире и многое сделал для религии в своей стране. Мы помним мирный Ирак, прекрасную Сирию, которые сегодня, к сожалению, погружены в хаос.

Основная наша боль сегодня и трагедия, отравившая священный месяц Рамадан всем мусульманам мира - это ситуация в Палестине и израильская военная операция в секторе Газа. От кадров с мест израильских ударов и их жертв кровь стынет в жилах. Нападение преимущественно на мирное гражданское население - на детей, женщин, стариков, характерно больше для террористических организаций, нежели для регулярных армий. Учитывая, что Израиль обладает одной из самых высокотехнологичных армий в регионе, количество гражданских лиц, оказавшихся под прицелом израильского оружия, убитых и покалеченных, объем разрушенной гражданской инфраструктуры, заставляет задуматься об истинных целях этой операции. У большой части мирового сообщества сложилось мнение, что Израиль воюет не с ХАМАС, как это декларируется на официальном уровне, а с палестинцами как с нацией, как это открыто заявили ряд израильских политиков. Гибель целых семей палестинцев в секторе Газа напоминает политику истребления евреев в годы Второй мировой войны.

Наши неустанные молитвы о том, чтобы наконец-то на этой священной земле воцарился мир и покой, иудеи, христиане и мусульмане нашли возможность жить в мире, согласии и взаимоуважении. Выражаю также искреннюю благодарность всем неравнодушным, кто выразил свою гражданскую позицию относительно происходящего в Палестине, кто приложил усилия к тому, чтобы смягчить страдания палестинцев. Особенная наша признательность господину Реджепу Тайипу Эрдогану - новому президенту Турецкой Республики, который на протяжении многих лет является последовательным и убежденным защитником палестинского народа.

Я горд, что и наша страна – Россия прикладывает массу дипломатических и гуманитарных усилий по улучшению политической и гуманитарной ситуации на Ближнем Востоке. Большая заслуга принадлежит России, Министерству иностранных дел во главе с Сергеем Викторовичем Лавровым и блестящим представителям российской политики и арабистики в лице академика Евгения Максимовича Примакова и директора Института востоковедения РАН Виталия Вячеславовича Наумкина в деле медиации и достижения внутреннего примирения и консолидации элит мусульманских народов Ближнего Востока.

«Российская Федерация всегда была самым последовательным, верным и твердым защитником ислама, являющегося религией мира», - эти слова принадлежат Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. И хотя они были сказаны почты девять лет назад, в последующем они были подтверждены реальными делами. В частности, мы можем вспомнить ключевую роль России в недопущении международной интервенции в Сирию, многолетние усилия по урегулированию палестино-израильского кризиса и другие.

«Россия не только не заинтересована в расколе либо в перекройке исламского мира, но, напротив, проводит последовательную, твёрдую линию по укреплению его единства», - сказал Президент на встрече с муфтиями в 2013 году. Да, возможно, наша страна пришла к этому через сложнейшие уроки советско-афганской войны, однако сегодня, что бы ни говорил один из наших коллег в странах залива, Россия является не врагом №1, а другом № 1 Ислама и защитником интересов мусульманского мира на международной арене.

Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман Европейской части России, в свою очередь, прилагают усилия для укрепления отношений России со странами исламского мира, способствует взаимопониманию и взаимному доверию между нашими государствами. Прекрасные партнерские и союзнические отношения нас связывают с целым спектром зарубежных правительственных, религиозных и общественных организаций, среди которых особо стоит отметить Организацию исламского сотрудничества, Министерство по делам религии Республики Турция и Евразийский исламский совет со штаб-квартирой в Стамбуле, Министерство по делам религии и вакфов Государства Кувейт, Международный центр срединности в Исламе – «аль-Васатыйа», базирующийся в Кувейте, Всемирная организация по сближению мазхабов с центром в Исламской Республике Иран, Министерство по делам хаджа Королевства Саудовская Аравия, Государственное агентство Республики Казахстан по делам религий и секретариат Съезда лидеров традиционных и мировых религий. Поистине, братские отношения нас связывают с духовными центрами мусульман в странах Содружества Независимых Государств, среди которых Духовное управление мусульман Казахстана, Управление мусульман Кавказа, Духовное управление мусульман Кыргызстана, Таджикистана, Белорусси и другие. В своей международной деятельности мы неизменно встречаем поддержку и заинтересованность Министерства иностранных дел России, за что мы выражаем МИДу России искренние слова признательности.

«Войдите в мир сообща», - назидает Всевышний в Священном Коране. Следуя этому призыву, Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман Европейской части России, со своей стороны, стремятся принимать самое активное участие во всех миротворческих инициативах. Летом 2014 года наши представители приняли участие в собрании «Инициатива исламских ученых мира во имя мира, умеренности и здравомыслия» и в Заседании Генеральной ассамблеи Всемирного союза мусульманских ученых, прошедших соответственно во время священного Рамадана и в августе 2014 года в Стамбуле.

Мы были рядом с нашими братьями по авраамической традиции в августе 2008 года, во время грузинской агрессии на Южную Осетию, мы приложили миротворческие усилия во время межэтнических столкновений в августе 2010 года в киргизском городе Ош. Сегодня мы прикладываем усилия и неустанно молимся о достижении мира на Украине. На днях мой первый заместитель Дамир-хазрат Мухетдинов стал основным спикером с российской стороны на Круглом столе «Украина-Россия: Встреча лидеров (уполномоченных представителей) Церквей и религиозных организаций Российской Федерации и Украины», организованном Министерством иностранных дел Норвегии и Норвежским библейским обществом в Осло. Мы всегда готовы протянуть руку помощи тем, кто просит о ней, мы всегда посещаем те горячие и конфликтные точки, где наше присутствие может способствовать благополучному разрешению. И везде мы готовы к диалогу и совместной работе с представителями религий, с духовенством в деле примирения людей и призыва к милосердию. К счастью, в большинстве случаев мы находим точки соприкосновения и встречаем готовность к сотрудничеству среди священнослужителей авраамических религий. Люди мира, коими являются представители духовенства всех религий, будь то глава Католической церкви Папа Франциск, главы поместных православных церквей, раввины и муфтии, все призывают к миру.

Вот уже почти год как было утрачено гражданское согласие и единство на Украине. В результате этого граждане Республики Крым и Севастополя приняли решение о вхождении в состав России. Революционные процессы по определению связаны с напряженностью и конфликтными ситуациями. Март 2014 года был для Крыма жарким не по сезону.

Я благодарен уважаемому шейху, муфтию мусульман Крыма Эмирали хаджи Аблаеву, который посчитал нужным в столь острый исторический момент пригласить меня и делегацию Совета муфтиев России в Крым для обсуждения сложившейся ситуации. И мы сделали все от нас зависящее, чтобы крымско-татарский народ - наши братья, почувствовали нашу поддержку в столь ответственный исторический период. Я признателен органам власти, а в особенности президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который проделал большую работу для поддержки братского нам народа. В свою очередь, Совет муфтиев России предложил Духовному управлению мусульман Крыма свою духовную поддержку и помощь в научно-образовательной сфере, в интеграции в российскую умму, в делах организации Хаджа и других направлениях. Из своей квоты Совет муфтиев России выделил мусульманам Крыма 150 мест и сейчас идет подготовка к отправке паломников Крыма на священные земли из Москвы.

Болью отзывается в наших сердцах гражданская война, развернувшаяся в юго-восточных областях Украины. Гибнут люди, уничтожается инфраструктура, разрушаются храмы, погибают священнослужители. С сожалением отмечаю, что раскол коснулся даже некогда единые религиозные институции. Один из примеров - высокопоставленные представители Русской Православной церкви Московского патриархата на Украине высказались о необходимости силового возврата Крыма вопреки желанию большинства его жителей. В такой поистине взрывоопасной политической обстановке позиция Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла по примирению сторон, поиску возможностей для диалога нам представляется наиболее мудрой.

Россию и Украину мы считаем единой цивилизацией, общей цивилизацией славян и тюрок, православных и мусульман. Мы продолжаем молиться за мир на Украине. Я предлагаю нашему собранию, абстрагируясь от политики, включить в итоговый документ Меджлиса-Съезда пункты, приветствующие первые шаги на пути к дипломатическому разрешению этого конфликта и с призывом к руководству Украины, России и Европейского Союза приложить все усилия для остановки кровопролития.

Уважения и высокой оценки заслуживают те наши соотечественники, которые в столь трудный для жителей Украины период проявили свое великодушие и приютили десятки и сотни тысяч беженцев из юго-восточных областей Украины. В числе тех, кто помогает беженцам, и наши единоверцы, которые не отделяют себя ни по религиозному, ни по национальному признакам, что еще раз показывает благородство и человеколюбие нашей религии Ислам.

 

С вашего позволения, сейчас я хотел бы перейти к обсуждению вопросов внутреннего функционирования и развития ДУМЕР. В течение двух десятилетий сразу после начала перестроечных процессов и последующего распада Советского Союза произошел лавинообразный рост религиозности людей. Многократно выросла потребность этнических мусульман в духовном наставлении, в условиях для совершения молитв и получения начального религиозного образования. На эти социальные запросы мусульман мы – мусульманское духовенство даже не всегда успевали вовремя и в полном объеме отвечать, ведь немногочисленный корпус имамов состоял преимущественно из людей пенсионного возраста, а мы нуждались в тысячах молодых и активных имамах. Как бы то ни было, за два десятилетия количество мечетей выросло со ста до восьми тысяч, были учреждены и созданы тысячи религиозных организаций, десятки исламских учебных заведений. Сегодня у российских мусульман нет недостатка в религиозности – все мы гордимся своим мусульманским происхождением и идентифицируем себя с мусульманской культурой и религией. Но религиозное самосознание и воспитание означает не только причисление  себя к религии Ислама, но и выстраивание своей жизни в соответствии с законами ислама и исламскими представлениями о нравственности.

Мы – религиозные деятели, духовенство, должны видеть своей задачей не только соблюдение нашей паствой обрядовой стороны религии, но воспитание в ней ценностных ориентиров единобожия, служения Создателю, справедливости и милосердия по отношению ко всем людям, патриотизма и любви  к своей Родине.

В отчетный период – с сентября 2009 года, когда состоялся V Съезд ДУМЕР, и по сентябрь 2014 года -- мы приложили массу усилий именно в этом направлении – в наполнении реальным духовным, образовательным и научным содержанием построенных мечетей и созданных религиозных институтов. Сегодня мы можем с гордостью говорить о том, что по количеству и качеству издаваемой литературы, периодики, медийных ресурсов Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман Европейской части России являются бесспорными лидерами, и наши труды востребованы не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, везде, где есть русскоговорящие мусульмане.

В фокусе внимания Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России в течение последних пяти лет были наши дети и молодежь. В их воспитании, поиске ответов на их запросы и нужды, мы рассчитываем на молодое поколение имамов и глав це нтрализованных религиозных организаций. Мы с гордостью можем сказать, что многие региональные структуры в составе Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России за последние годы возглавили молодые, активные, прекрасно образованные имамы, которые с собой принесли современное видение, свежие идеи, новые подходы и широту горизонтов. Имамы нового поколения возглавили централизованные религиозные организации Москвы и Московской области, Забайкальского, Красноярского, Пермского краев, Свердловской, Ульяновской, Пензенской, Владимирской, Рязанской, Кировской областей, Республики Мордовия и Карелия. Молодые кадры пополнили корпус заместителей муфтия, на работу в аппараты Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России пришли выпускники лучших российских университетов и университетов исламского мира. Большинство сотрудников аппаратов в настоящее время, так или иначе, повышают свою квалификацию и получают дополнительное образование в виде второго высшего, магистратуры, аспирантуры и так далее. Я высоко ценю работу моих заместителей, сотрудников аппаратов и Совета муфтиев России, и Духовного управления мусульман Европейской части России, направленную на распространение ценностей человеколюбия и добрососедства, на укрепление мусульманских организаций и просвещение нашей паствы, за защиту интересов верующих.

Мы являемся бесспорными лидерами в области книгоиздания и периодической печати не только России, но и всего Содружества Независимых Государств. В Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Украине, Кыргызстане и других государствах – куда бы мы ни ездили, мы видим, что наша печатная продукция востребована, эти книги изучают, по ним учатся в медресе и исламских университетах, ими пользуются верующие в мечетях. Совокупный тираж издательских домов «Медина», «Исламская книга», "Умма", трудов наших молодых богословов Шамиля Аляутдинова и Ильдара Аляутдинова превышает миллион экземпляров, причем большая доля от этого числа роздана бесплатно и доступна в электронном виде в интернете также совершенно бесплатно. Молодые имамы, преподаватели исламских учебных заведений открыли себя как талантливые богословы, переводчики, ученые и заслужили доверие и уважение в глазах миллионов верующих. Десятки книг претерпели по пять-шесть переизданий, что свидетельствует о том, что и профессиональное сообщество, и рядовые читатели их приняли. Я хочу подчеркнуть, что речь идет не только о пособиях по основам ислама, ежедневной ритуальной практике, начальному курсу арабского языка, но о богословских и научных трудах. Нами были изданы перевод смыслов Священного Корана, тафсир – толкование Священного Корана, труды по акыде – вероубеждению и шариату – правоведению. Задача, поставленная перед Издательским домом «Медина» и Московским исламским институтом по подготовке качественной богословской литературы, которая закрыла бы потребности высших исламских учебных заведений, сегодня, к нашему удовлетворению, на стадии завершения.

Часть наших книгоиздательских новинок каждый из вас получил в качестве подарков к данному съезду. Все вы знаете о сложившейся практике пополнения библиотек региональных и местных общин новыми изданиями. По обращению глав общин мы бесплатно выделяем партии требующейся учебной и богословской литературы на сотни тысяч рублей. Определенные сложности наблюдаются с доставкой литературы в Восточную Сибирь и на Дальний Восток из-за дороговизны логистики. Для решения этой проблемы мы прорабатываем возможность печатать наши книги в типографиях на территории Сибирского или Дальневосточного федеральных округов. Мы рассчитываем, что с Божьей помощью, по милости Аллаха, качественная исламская литература появится в 2015 году в Хабаровском, Приморском краях, Якутии. Также мы планируем передавать партии литературы и нашим единоверцам в Республике Крым. Будучи на полуострове, мы слышали от наших братьев слова благодарности за научную деятельность Совета муфтиев России и серию книг по ханафитскому мазхабу, недостаток которой ощущается на всем пространстве СНГ, в том числе и в Крыму. Мы пообещали муфтию Эмирали хаджи Аблаеву выделять литературу из серии «Ханафитское наследие» в мусульманские общины Крыма.

Двадцать лет назад одновременно с созданием Духовного управления мусульман Центрально-Европейской части России был создан и Московский высший исламский духовный колледж, который позднее вырос в Московский исламский университет, а затем был переименован в Московский исламский институт. Таким образом, сегодня мы празднуем, в том числе, и 20-летие Московского исламского института. Ряд преподавателей служат в институте буквально с первых же дней его основания. С первых же шагов молодое учебное заведение поддержали и принимали участие в воспитании молодых кадров блестящие представители отечественной школы арабистики и исламоведения из Института стран Азии и Африки МГУ, Института востоковедения РАН и других академических вузов.

За эти два десятка лет вузом проделана большая работа. Многие его выпускники возглавили региональные и местные общины в званиях муфтиев, имам-мухтасибов, имамов, заместителей муфтиев. Всем вам, безусловно, хорошо знаком Рамиль-хазрат Беляев – имам татарской общины Финляндии. Сегодня Московский исламский институт совместно с Московским государственным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетом является инициатором и организатором крупных международных и всероссийских форумов и конференций.

После смены руководства вуза два с лишним года назад, обновленному составу ректората во главе с новым ректором Дамиром Хайретдиновым удалось решить ряд важнейших задач, поставленных учредителем в лице Духовного управления мусульман Европейской части России. Вуз продлил и расширил свою лицензию, прошел государственную аккредитацию, в связи с чем первый выпуск студентов уже получил дипломы государственного образца, запустил программу бесплатного набора студентов по направлению духовных управлений мусульман и муфтиев стран СНГ.

Вам хорошо известно о государственной Программе подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, осуществляемой по решению Президента Владимира Путина на протяжении более чем десяти лет. С чувством особого удовлетворения и гордости я хочу проинформировать вас о том, что, начиная с текущего года, вузами-партнерами Московского исламского института по реализации указанной правительственной программы являются два старейших и наиболее авторитетных вуза Российской Федерации – Московский государственный университет в лице Института стран Азии и Африки и Санкт-Петербургский государственный университет в лице Факультета востоковедения под руководством глубокоуважаемого Михаила Борисовича Пиотровского.

Прорывом 2014 года в реализации данной программы мы также считаем возобновление набора студентов в бакалавриат и магистратуру по направлениям централизованных религиозных организаций. В этом году студентами МГУ и СпбГУ стали десять человек. Программа будет действовать ближайшие три года и, с помощью Всевышнего, поможет воспитать достойные кадры. Мы возлагаем на это надежды, так как результатом предыдущих подобных целевых наборов стали перспективные молодые кадры, впоследствии поступившие на работу в Совет муфтиев России.

Мы признательны главе государства, поддержавшего наши просьбы по учреждению данной программы и обеспечению ее стабильным финансированием. Также выражаю благодарность Администрации Президента России, аппарату Правительства Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования за их труд и помощь в реализации важных проектов исламского сообщества России и развитии государственно-конфессионального взаимодействия. Положительные изменения в регламенте реализации программы, которые,  я уверен, приведут к улучшению качества реализуемых программ, стали возможны благодаря принципиальной позиции ряда ответственных госслужащих.

Хочу подробнее остановиться и на деятельности Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. После смены его руководства и пересмотра принципов взаимодействия с крупнейшими централизованными религиозными организациями мусульман, в его функционировании произошли положительные перемены, которые уже успели почувствовать на себе многие региональные организации, которые ранее в течение нескольких лет не получали помощи по надуманным предлогам. Со своей стороны мы обращаемся к Фонду с просьбой об увеличении количества выделяемых грантов, во-первых, как самой крупной мусульманской организации, а во-вторых, как организации, имеющий наиболее широкий спектр деятельности.

Пророк Мухаммад (да будет ему мир и благословение Всевышнего) говорил: «Облегчайте, а не усложняйте, радуйте, а не огорчайте». И все же, выступая перед нашей аудиторией, я не могу умолчать о проблемах исламского сообщества России. Ключевой из них является строительство мечетей и иных культовых сооружений в крупных городах. На протяжении двух с лишним десятилетий наша позиция относительно строительства мечетей была неизменна.

Российские мусульмане – коренные граждане своей страны, сыны и дочери своего Отечества. Мы не пришельцы, не пасынки и не переселенцы. Наши отцы и деды на протяжении тысячелетия проливали кровь за независимость нашего Отечества и его процветание. Мы имеем все конституционные, законные и человеческие права строить для себя и своих детей мечети, свободно в них молиться.

В большинстве случаев мы не просим у государства и администраций субъектов федерации особых привилегий, особых мест под застройку или финансовой помощи. Мы просим о выделении земли для строительства наших храмов, зачастую, будучи даже готовы идти на компромиссы, учитывая пожелания общества и традиции многонационального многоконфессионального общества. При непонятной нам позиции отдельных чиновников, работе провокаторов-исламофобов и потакании радикально настроенным слоям населения, происходит противопоставление граждан нашей единой страны и навязывание неуместной конкуренции конфессиям.

По данным средств массовой информации, в праздничной молитве в день Ураза-байрам в июле текущего года в Москве собралось около 250 тысяч верующих. Это число сопоставимо с населением огоромного города. Это сопоставимо и с числом молящихся православных верующих на Пасху, при том, что мечетей в городе всего пять, а православных храмов и часовен насчитывается около 900, реализуется программа по строительству новых 380 храмов шаговой доступности.

События на Украине вновь показали россиянам, что в час беды мы - одна единая гражданская нация. Однако почему в течение столетий умирать в одних окопах со своими соотечественниками других вероисповеданий – это долг мусульманина, а построить в Первопрестольной храм, ему нельзя? Почему желание молиться в нормальных условиях в мечетях в столице наталкиваются на попытки поделить граждан на коренных и не коренных, на сегрегацию?

Во всех своих выступлениях и проповедях я подчеркиваю, что именно президент Владимир Владимирович Путин дал политическое добро на строительство комплекса крупнейшей в Европе Соборной мечети в Москве, на проспекте Мира. В качестве прекрасного примера государственно-конфессионального взаимопонимания и межконфессиональной дружбы и поддержки могу привести Дзержинск Нижегородской области – один из крупнейших центров российской промышленности. В строительстве Соборной мечети в городе активное участие принимала городская администрация. Уникальный прецедент в масштабах всей России – купола мусульманской мечети позолочены на средства, пожертвованные митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

В Костроме, после нескольких лет судебных тяжб, мусульманская община, история которой насчитывает более трех столетий, и городская администрация пришли к консенсусу по вопросу окончания строительства мечети. Сегодня по ошибке чиновников под угрозой сноса находится почти достроенная мечеть в Калининграде. Уверен, что сегодняшние власти не встанут на путь большевиков-безбожников и не будут взрывать и разрушать наши мечети.

Неправомерные запреты исламской литературы в течение последних десяти лет являются серьезной проблемой для нас. С нами никто не консультируется, не советуется, не узнает наше мнение, не хотят, чтобы наши эксперты участвовали в экспертизе этих книг, подключают исламофобов, а те дают оценку той или иной религиозной литературе, и на территори всей нашей страны запрещаются книги, которые являются классическими научными трудами богословов, которые ценятся и почитаются во всем исламском мире. Мы таким образом позорим наших муфтиев, имамов, позорим исламское сообщество России, наших ученых исламоведов и востоковедов, и, конечно, наших юристов и судей, которые идут на поводу учителей начальных классов сельских школ, выносящих вердикт о запрете книги на всей территори России. Это позор. Запрещены книги, которые абсолютно не заслуживают того, чтобы на нее вешали такие ярлыки. Это классические богословские труды. Проблема достигла своего апогея в 2013 году, когда районный суд предписал запретить и уничтожить экземпляры перевода Корана на русский язык вместе с арабским оригиналом. Сегодня проблема списков запрещенной литературы стала актуальна и для наших братьев в Крыму, мы должны защищать и их интересы.

Мы не призываем к противостоянию в вопросах исламской литературы. Наша позиция заключается в том, что верующих, особенно тех, кто не имеет базовых познаний в основах ислама, действительно, нужно ограждать от экстремистской сектантской литературы. Но решать, что вредоносно, а что полезно, должны не исламофобы, не владеющие даже арабской графикой, а признанные во всем мире специалисты-исламоведы, такие как Михаил Борисович Пиотровский, Виталий Вячеславович Наумкин, Михаил Серафимович Мейер, Дмитрий Владимирович Фролов, Саид Хайбулович Камилев, Айдар Юрьевич Хабутдинов и другие. Они имеют право давать оценку, а не те исламофобы, которые вредят. Необходимо усовершенствовать и сам механизм отнесения издания к числу запрещенных через суд. Весь список запрещенных материалов в части исламской литературы нуждается в коренном пересмотре.

Самой страшной и большой проблемой, нашей общей трагедией, которая не сравнится ни с чем, является проблема преследования и убийства имамов и муфтиев. Начиная от убийства муфтия Дагестана Сеидмухаммада Абубакарова и первого президента Чечни шейха Ахмата хаджи Кадырова, ежегодно мы теряем лучших наших братьев, тех, кто отличается наибольшей богобоязненностью, принципиальностью, добросовестностью и человеколюбием. Убивая наиболее образованных, наиболее чистых и благородных сынов уммы, убийцы, кем бы они себя ни называли и какой бы риторикой ни прикрывались, обнаруживают свое истинное лицо.

Нас глубоко задевает и оскорбляет тот факт, что зачастую следственные органы не проявляют должного старания в поиске убийц религиозных деятелей и в раскрытии этих преступлений. Обществу не предъявляют виновных и не судят их тем образом, чтобы это было достаточно убедительно для всех верующих и демонстрировало принцип неотвратимости наказания. Хотя верующие и так твердо знают, что и заказчики, и организаторы, и исполнители этих убийств понесут заслуженное наказание в жизни грядущей, ибо Всевышний Аллах в Коране говорит: «А кто убьет верующего преднамеренно, наказание тому — вечный Ад» (4:93).

Хочу обратиться к теме ценностных установок и нравственности. Мы целиком и полностью разделяем позицию Русской Православной церкви, также как и позицию основных конфессий России по вопросу морали человека и общества. Мы признательны лично патриарху Кириллу, который в течение нескольких лет на всех площадках подчеркивает мысль о том, что нельзя навязывать обществу идеологию, противную человеческой сущности, которая, якобы освобождая человека, ведет само человеческое сообщество к самоуничтожению. В этом наши взгляды полностью совпадают. Юбилейный Десятый Международный мусульманский форум, который Совет муфтиев России проводит в Москве, мы решили также посвятить данной проблематике и назвали его «Авраамические религии и евразийский вектор цивилизационного развития».

Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман Европейской части России открыты к любым формам взаимоуважительного диалога, в том числе и межрелигиозного сотрудничества и диалога. Мы вправе гордиться тем, что стояли у истоков создания Межрелигиозного совета России и сегодня являемся одним из активных его участников.

В последние несколько лет назад нас пугали, что главной проблемой России в скорейшем времени станет неконтролируемая миграция мусульман из Средней Азии или китайцев. Однако на региональных выборах, прошедших 14 сентября во многих субъектах федерации, включая Москву, антимигрантская риторика ушла на задний план. Массовое кровопролитие на Украине полностью опровергло эти прогнозы. Трагедия в Доме профсоюзов в Одессе, произошедшая в мае 2014 года, показала, как люди, объединенные одной верой, одной культурой, едиными духовными скрепами, могут с особой жестокостью заживо сжигать друг друга по политическим мотивам. Массовые артиллерийские обстрелы жилых домов на Донбассе, приведшие к гибели мирных жителей, показали нам, к чему может привести смута.  

В то же время миллионы мигрантов в наши дни адаптируются в русской культуре, даже, зачастую, во вред своей религиозной традиции, о чем я, как религиозный деятель, не могу умолчать. Общаясь со своими братьями по вере из стран Средней Азии, я всегда настойчиво рекомендую: «провожая своих детей на заработки в Россию, особо напутствуйте и назидайте им блюсти свою честь и доброе имя, быть законопослушным и не бросать тень на свою семью, свой род, свой народ». Социологические данные подтверждают процессы, которые мы наблюдаем в последние месяцы в нашем обществе – уровень мигрантофобии и кавказофобии падает, поскольку общество переключилось на обсуждение событий на Украине.

Разумеется, я не намерен и упрощать ситуацию. Не является секретом, что мигранты, будучи оторванными от своих семей, не зная элементарных основ религии и не получая воспитания в рамках ханафитского мазхаба, становятся легкой добычей для пропагандистов, которые превращают их в пушечное мясо. Тяжело слышать, что юноши и девушки, не понимающие сути джихада, отправляются воевать за якобы исламские ценности, проливать человеческую кровь и погибать самим за «Халифат». Но мы должны понимать, что к Исламу они имеют примерно такое же отношение, какое имеют к православию те радикалы, которые вышли на арену украинских событий с православными знаменами. Все спекуляции на тему ислама и мусульман были опровергнуты революцией на Украине и последовавшими за ней трагическими событиями, поэтому я призываю всех наших партнеров, все общество не разжигать костры вражды и неприятия, ибо тушить их приходится ценой человеческих жизней.

Возвращаясь к теме мигрантов-мусульман, я хотел бы подчеркнуть, что мы – татарские имамы, коих большинство в Центрально-Европейской части России, Поволжье, Урале и Сибири, видим свою роль в помощи единоверцам. Для прибывших в Россию на временные заработки – это адаптация к российских реалиям, для тех, кто желает остаться здесь для постоянного проживания – это интеграция в российский социум.

Многие наши братья из Средней Азии, Дальнего Востока с благодарностью говорят о татарских имамах и устазах, благодаря подвижническому труду которых учение ислама распространилось среди предков современных казахов и кыргызов, о татарских купцах, на средства которых были построены мечети на просторах всего азиатского континента от Токио, Монголии, Северного Китая и до Казахстана и Кыргызстана.

И сегодня множество мусульманских храмов и очагов исламского просвещения строится благодаря доброй воле и поддержке бизнесменов и благотворителей, среди которых наши братья Сулейман Керимов, Микаил Гуцериев, Алишер Усманов, Искандер Махмудов, Ралиф Сафин и многие другие. Высочайшего уважения достойны аксакалы политики – первые президенты Республики Татарстан и Республики Башкортостан Минтимер Шарипович Шаймиев и Муртаза Губайдуллович Рахимов, которые, после завершения политической карьеры, посвятили себя возрождению духовности в виде восстановления исторических объектов и строительства новых крупных объектов культовой архитектуры. Хочется отметить активное возведение крупных мечетей и мусульманских центров в республиках Северного Кавказа. Уважения и благодарности заслуживает Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров, благодаря усилиям которого строятся прекрасные мечети, развивается мусульманская инфраструктура, оказывается помощь в реконструкции исторических мечетей в различных регионах России.

Большую научную и просветительскую работу ведет Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Шихабутдина Марджани в Москве. За истекшие годы Фонд Марджани во главе с бизнесменом и меценатом Рустамом Сулеймановым приобрел большую известность и авторитет благодаря очень интересным и ценным культурным акциям. Знаковым событием в масштабах всей Российской Федерации стала выставка «Классическое искусство исламского мира IX-XIX веков. 99 имен Всевышнего», прошедшая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, а ныне выставленная в галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле.

Культура является тем мостом, которая убирает ментальные барьеры, сближает народы, объединяет людей. Расходуя свои личные средства на культурные, просветительские, научные проекты, меценаты вкладывают средства не в историю, не в прошлое, они инвестируют в будущее, в грядущие поколения, тем самым вписывая свои имена в историю. Да воздаст всем им Всевышний Аллах как мире ближнем, так и в жизни грядущей!

Я призываю всех бизнесменов, кому небезразлично будущее своей уммы, своей религии, своего Отечества, поддерживать строительство мечетей и исламских учебных заведений, помогать науке и просвещению, культуре и социальной сфере. В плане финансового обеспечения уммы мы должны видеть своей целью воссоздание института вакфа – неотчуждаемого имущества общины, за счет использования которого не только настоящие, но и будущие поколения наших единоверцев смогут содержать свою религиозную инфраструктуру – мечети, медресе, культурные центры, институт имамов и устазов.

Уже больше тысячи лет назад Ислам начал свое распространение на российских пространствах, и мы уверенно смотрим в будущее и в новом тысячелетии. Не менее важной составляющей социальной жизни мусульманской общины является участие в благотворительности широких слоев верующих. Сердце радуется, когда видишь, сколько в нашей умме отзывчивых людей, готовых помогать своим ближним не зависимо от их национальности и вероисповедания. Благотворительные отделы, комитеты по распределению средств закята, благотворительные фонды, учрежденные при мусульманских организациях, аккумулируя средства жертвователей, распределяют их среди нуждающихся. Десятки тысяч малообеспеченных людей регулярно получают продукты питания и одежду, выделяются средства для людей, которым необходима дорогостоящая медицинская помощь. Тысячи волонтеров посвящают свое свободное время помощи в наших проектах, дарят теплоту своей души тем, кто в трудную минуту нуждается в добром слове, внимании, поддержке.

Мусульманские общины, приходы мечетей, имамы всегда готовы протянуть руку помощи тем, кто за ней обращается. В их числе немало и тех, кто по воле Всевышнего оказался в местах лишения свободы, но осознал свои ошибки и встал на путь исправления. По просьбам заключенных, во многих исправительных учреждениях России открываются мечети, молельные дома, молельные комнаты для верующих мусульман. Религиозное просвещение и воспитание положительно сказывается не только на дисциплине осужденного во время отбывания наказания, но и становится решающим фактором изменить свою жизнь в лучшую сторону и после освобождения, что подтверждается самими сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний. Важно при этом, чтобы религиозное наставление и просвещение осуществлялось грамотными, образованными имамами, не допуская распространения в местах заключения экстремистских взглядов и литературы.

Эти и множество других примеров доказывают, что мусульманские организации – местные и централизованные, заслужили истинное доверие верующих и являются не формальными административными единицами, а выросли в настоящие социальные институты, выполняющие функции воспитания, просвещения, адаптации и социализации, духовной, моральной и материальной поддержки, дающие импульс для развития множества научных, культурных, просветительских проектов. Имамы, имам-мухтасибы, муфтии в полном смысле этого слова являются моральными авторитетами для своих общин и пользуются доверием и уважением своей паствы.

Поэтому я хотел бы еще раз поблагодарить каждого из вас – делегатов Меджлиса-Съезда ДУМЕР, за ту работу, которую вы, не жалея себя, ведете на пути Аллаха и за те успехи, которые, несомненно, являются не только успехами Духовного управления мусульман Европейской части России, а успехами и достижениями каждого из вас и достоянием нашей уммы. Молитвенно желаю нашему Меджлису успешной работы, чтобы те решения, которые будут приняты сегодня, обернулись бы благом для нашей уммы и нашего Отечества. Амин.

21 сентября 2014 г, Москва

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.