закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


19 мая 2015 11:55    

Ильшат Гафуров: Приглашаю следующие «Бигиевские чтения» провести на базе Казанского университета

Ильшат Гафуров: Приглашаю следующие «Бигиевские чтения» провести на базе Казанского университета
Ильшат Гафуров: Приглашаю следующие «Бигиевские чтения» провести на базе Казанского университета

Приветствие ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова на пленарном заседании II Международной научно-образовательной конференции «Бигиевские чтения» 18 мая 2015 г. в Санкт-Петербурге.

Уважаемый председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий шейх Равиль Гайнутдин, уважаемый Петр Петрович, участники конференции!

Искренне рад приветствовать вас от имени одного из старейших университетов России на второй международной научно-образовательной конференции «Бигиевские чтения». Символично, что наше мероприятие проходит в Петербурге – удивительном и неповторимом городе, где царит особая творческая атмосфера, а культурное многообразие наиболее полно выражает идею России – страны многовекового мирного сосуществования самых разных народов, конфессий и традиций.

Татарская диаспора Северной столицы славится именами Хусаина Фаизханова, Атауллы Баязитова, Мусы Бигиева, Абдурахмана Тагирджанова, Анаса Халидова.

Мы гордимся нашими соотечественниками, которые внесли заметный вклад в развитие татарской интеллектуальной мысли, способствовали прогрессу мусульманского мира, а также пополнили своими творческими достижениями сокровищницу российской культуры.

Мы благодарны духовному и научному сообществу России  за искренний интерес, проявленный к творчеству татарского богослова и мыслителя Мусы Бигиева, заложившего  фундаментальные основы в современную философию ислама.

На мусульманском Востоке имя Бигиева широко известно достаточно давно, у себя же на родине он приобрел признание  лишь с конца девяностых годов прошлого столетия. Между тем, в наше время особенно важно возрождать интеллектуальные традиции народов России. В ситуации, когда развернулась ожесточённая борьба за умы, мы должны обеспечить распространение знаний о наших ученых, в свою пору, опережавших восприятие современников.

Возможно, лишь в наши дни, как мусульмане, так и приверженцы иных религиозных и философских традиций смогут во всей полноте осознать и воспринять многие идеи Мусы Бигиева. Такие, например, как его тезис о Всеохватности Божественного милосердия, которое, согласно учению богослова, распространяется на всех без исключения – мусульман и немусульман.

 

Удивительна аргументация богослова – он пишет, в частности, что сам Коран свидетельствует о прощении Господа в 118-омаяте пятой суры, которая гласит: “Если Тыих накажешь(речь идет о Господе), то ведь они - Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты - великий, мудрый!" Поскольку для прощения нужно большее величие, чем для наказания, делает вывод богослов, а Всевышний – наивеличайший, то и нет сомнения, что он простит и помилует сотворенных Им людей.

Вряд ли еще сто лет назад люди могли понять эту концепцию, поскольку идеи исключительности той или иной группы довлели над человечеством. Как писал Бигиев – сердца стали слишком тесными для истины Ислама, и потому не могли вместить его мудрость. Я искренне убеждён, что мы должны жить в эпоху, когда философские и теологические идеи будут не разъединять, а объединять людей. Ярким примером подобной зарождающейся гармонии являлась недавняя конференция, проведенная в Казанском федеральном университете “Цивилизационный выбор народов России”, на которую собрались представители как востоковедческого научного сообщества, так и богословы мусульманского, христианского и иудаистского вероисповедания. Обсуждение вопросов носило конструктивный характер, на заседаниях царила атмосфера взаимного уважения и искреннего интереса.

А ведь совсем недавно были времена, когда академическое сообщество крайне недоброжелательно смотрело на возможность проведения в стенах учебных заведений дискуссий с участием религиозных деятелей.

Но мир меняется, и мы меняется вместе с ним. И этому процессу как раз способствует наследие интеллектуалов. Не всегда понятые и оцененные в свое время, они нередко освещают путь для следующих поколений. Однако и мы должны внести свой вклад в развитие добрососедских отношений, в поиск эффективных путей движения к устойчивому будущему различных цивилизаций.

Хотел бы отметить, что Татарстан и Казань, имеют значительный опыт в данном направлении. В марте в Казанском федеральном университете в рамках реализации Федеральной программы по подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама был открыт Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования. Он призван заниматься не только интеграцией образовательных и научных ресурсов в этой области, но и обеспечить взаимодействие религиозных и светских институтов для эффективной реализации государственной политики в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений. Мы особо благодарны муфтию шейху Равилю-хазрату Гайнутдину за ценные советы и добрые напутствия, а также его заместителю Дамиру-хазрату Мухетдинову, с которым мы приступили к реализации целого ряда крупных проектов. Только за последнее время были проведены десятки курсов, разработанных специально для повышения квалификации мусульманских религиозных деятелей, а также для государственных и муниципальных чиновников. На лекциях ведущие специалисты в области теологии и богословия, а также видные ученые делились опытом изучения исламского права, разъясняли особенности толкования Корана, специфику изучения арабского языка и чтения религиозных текстов.

Духовное управление мусульман Республики Татарстан объявило 2015 год - годом татарского богословского наследия, поэтому в настоящее время особое внимание уделяется распространению знаний о местных  традициях изучения ислама, которые на протяжении многих веков позволяли мусульманам находить религиозные обоснования для плодотворного сотрудничества с представителями разных конфессий и культур, для развития таких сторон жизни общества как образование, благотворительность, наука и культура в целом.

Религиозные деятели Республики изучают на курсах наследие таких известных деятелей как Шихабутдин Марджани (1812-1889), Ризаэтдин Фахретдин (1856-1936), Зыяэтдин Камали (1873-1942), Муса Бигиев (1873-1949), которые в свое время способствовали реформированию и прогрессу мусульманского сообщества края.

Федеральный университет оказывает всемерную поддержку развитию научного исламоведения в Казани, ориенталистики в целом. Казанская школа востоковедения является одной из старейших школ ориенталистики в России. Уже в 1804 г. в Уставе Казанского императорского университета было обозначено изучение восточных языков и культур.

Официальным годом основания Казанской школы востоковедения является 1807 г., а ее создателемстал профессор Христиан Мартин Френ(1782 – 1851). Свой вклад в становление и развитие востоковедения в Казанском университете в XIX в. внесли Александр Казем-бек, Федор Эрдман, Илья Березин, Иосиф Готвальд, Осип Ковалевский, Николай Катанов. Они и многие другие выдающиеся российские ученые, были тесно связанытакже и с Санкт-Петербургом и возникшей в серединеXIX века Петербургской научной школой востоковедения.

Участие ученых Казанского федерального университета в данной конференции – это замечательная возможность обмена мнениями, опытом, обретение нового понимания самого широкого круга проблем как мусульманской общины в целом, так и ее региональных особенностей. Надеюсь, что вторая международная научно-образовательная конференция «Бигиевские чтения» станет площадкой для дальнейшего изучения путей развития цивилизаций и культур нашей многонациональной страны. Предлагаю следующие чтения провести в Казани на базе Казанского федерального университета.

Желаю всем участникам конференции новых творческих успехов, благополучия и удачи.

Большое спасибо.

18 мая 2015 г., Санкт-Петербург

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.