закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


8 мая 2022 16:10    

Выступление Д.Мухетдинова на всемирной конференции улемов в Абу Даби

8 мая в Абу Даби ( Объединенные Арабские Эмираты) открылась всемирная конференция «Исламское единство: концепция, возможности и вызовы», собравшая представителей более чем 150 стран, в том числе множество министров по делам религии стран исламского мира. По благословению духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина российскую умму на конференции представлял первый заместитель председателя ДУМ РФ, доктор теологии Дамир Мухетдинов.

Предлагаем вашему вниманию его выступление:

 

Семантика понятия «умма» в Коране

بسم الله الرحمن الرحيم،

والحمد لله رب العالمين،

والصلاة والسلام على سيدنا محمد خاتم الأنبياء والمرسلين، وعلى آله وصحبه أجمعين، وبعد:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Уважаемый доктор Абдалла Сеййид ульд Абах, господа ученые и участники конференции!

Позвольте мне поприветствовать от имени председателя ДУМ РФ, генерального секретаря ММФ муфтия шейха Равиля Гайнутдина ОАЭ, их мудрое руководство, правительство страны и народ ОАЭ.

Тема моего выступления - Семантика понятия «умма» в Коране.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в лингвистике существуют две основных гипотезы возникновения слова «умма». Первая гипотеза о происхождении слова «умма», к которой склоняются многие исламские ученые, заключается в том, что слово произошло в арабском языке непосредственно от слова «умм» со значением «мать», или, что вероятнее, от одного из однокоренных ему слов. Вторая гипотеза говорит, что слово «умма» в своей финальной форме и в своем основном значении было заимствовано из другого семитского языка, распространенного на Ближнем Востоке в период миссии пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!): из арамейского. В любом случае все исследователи отмечают связь или близость слова «умма» со словом «умм», обозначающим в арабском языке «мать».

Корень слова «умма» имеет в семитских языках исходное значение «быть широким, вместительным, просторным». Из этого значения развились некоторые другие слова, в том числе обозначения частей тела, таких как локоть, а также утроба — отсюда уже берет свое начало значение «мать». В свою очередь, из этого же коренного смысла «быть широким» в древних семитских языках развилось наименование целостной единой группы людей, коллектива, в частности «воинского формирования». Именно в подобном значении слово «уммату»/«умману» использовалось в аккадском языке, а в еврейском и арамейском языке аналогичное слово использовалось для обозначения народа или племени. В таком его виде это слово вполне могло быть заимствовано в арабский. Какой бы гипотезы о происхождении слова «умма» мы ни придерживались, невозможно отрицать, что именно в языке Корана оно получило свой многогранный, но при этом четко определенный смысл, связанный с утверждением единства. Даже если мы примем гипотезу о заимствовании, то мы можем сказать, что слово, существовавшее в ныне мертвых языках, было оживлено и обновлено в ходе роста и сплочения мусульманской общины, которую оно впредь и призвано было обозначать.

Теперь переходим к рассмотрению слова «умма» в Коране.

По разным оценкам Коран содержит шестьдесят четыре или же шестьдесят два употребления термина умма в разных грамматических формах, причем в тринадцати случаях это слово используется во множественном числе.

Наиболее общее значение термина умма в Коране определяется айатом К. 6: 38: «Все существа (что живут) на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются сообществами, подобными вашим. Мы ничего не упустили в Книге. А затем они (все) будут собраны к своему Господу». Данный айат демонстрирует, что умма не является лишь уммой людей по определению. Естественное единство в случае человеческого множества таково, что оно определяется не только единством происхождения – происхождением от общих прародителей. Род человеческий как таковой способен выходить за пределы сугубо родственной, то есть кровной связи в направлении единства более высокого порядка – порядка духовного. Духовное единство не стирает любую связь по родству (скажем, семейную или этническую), однако подчиняет ее более важному единству – сопринадлежности людей в их поклонении Творцу.

Не случайно, что первый раз слово умма встречается в Коране в айате К. 2: 128, в котором Ибрахим (мир ему!) молится о том, чтобы Всевышний привел людей к исламу (смирению перед Его волей): «Господи наш! Сделай нас мусульманами (т. е. смиренными с Твоей волей), а также и наше потомство сделай мусульманами (т. е. смиренными с Твоей волей). И покажи нам места для совершения обрядов. И повернись к нам (в милости). Ведь Ты — Сострадательный, Милосердный!». Речь о том, что ценность человеческого единства не сводится к ценности родовитости и известности группы. Успех для человека – это прежде всего спасение в Судный день.

Вернемся к айату К. 2: 128. «Мусульмане» в контексте, подразумеваемым молитвой Ибрахима (мир ему!), – это не только последователи Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!) в прямом смысле слова. Это все потомки Ибрахима (мир ему!), которые в должной мере обратили свой лик к Богу (например, Исмаил, Муса, Иса и другие пророки).

На место единой уммы, охватывающей все человечество, пришло множество религиозных общин (умм), включая Людей книги (ахл ал-китаб). Люди книги, в свою очередь, сами впали в разногласия, чем разорвали свое духовное единство.

"Иудеи говорят: «Христиане не имеют на что опереться»; а христиане говорят: «Иудеи не имеют на что опереться». Хотя они все читают (одно и то же) Писание" (2:113). 

Религиозный фундамент Людей книги и мусульман, последовавших за Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха!), един – это смирение перед волей Господа (ислам). И от людей требовалось бережно охранять это духовное единство. Однако, увы, постепенно в обществе восторжествовала сила дезинтеграции, исток которой – в себялюбии. Себялюбие же ведет к произвольному обособлению – произвольному, то есть противному воле Бога. Ответственность человека за совершенные им деяния, ведущие к расколу, недопустимо игнорировать: «Если бы Аллах пожелал, то Он сделал бы вас единой общиной. Но Он вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает, и вы обязательно будете отвечать за то, что вы совершали» (К. 16: 93).

Безусловно, духовной общности соответствует некоторая социальная общность, предполагающая внутренние различия. Попытка любой ценой устранить различия (между мазхабами, в фикхе, в акыде) внутри уммы за счет объединения всех мусульман вокруг какой-то одной обособленной группы – это полностью «политическая» попытка преодолеть разделение и раскол. Парадоксальным образом, именно такая ожесточенная «борьба за единство» нередко и создает раскол или, по крайней мере, она его расширяет и надолго закрепляет. Яркий представитель российской исламской богословской школы джадидизма Муса Джарулла Бигиев говорил: «Ислам никогда не терпел убытка от идейных разногласий. Все беды, обрушившиеся на него, произошли от призывов к объединению верующих в рамках одного мазхаба и к единообразию в мышлении».

Успех в противостоянии разделению обеспечивается не навязанной унификацией, а умением удержать плюрализм, многообразие в рамках единства. В Коране сказано:

«Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах» (5:48).

В случае мусульманской общины, Коран акцентирует именно единство мусульман.

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь» (3:103).

Однако целостность этого единства сохраняется именно гармоничным сосуществованием множества его внутренних частей. Именно единство в многообразии наделяет мусульманскую умму устойчивостью и предохраняет ее от распада.

«Среди Его знамений - сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов» (30:22).

«Прекрасным примером» для них неизменно остаются Мухаммад [1] и Ибрахим (мир им!)[2]. Уже отмечалось, что впервые в Коране слово умма встречается в молитве Ибрахима (мир ему!). С Ибрахимом (мир ему!) же связано одно из наиболее специфичных, необычных и удивительных употреблений данного термина. В кораническом отрывке К. 6: 120–122 об Ибрахиме (мир ему!) сказано следующее: «Ибрахим, воистину, был вождем (умма), покорным Аллаху (и) праведным в вере. Он не приобщал (никаких) богов к Аллаху». Ибрахим, таким образом, оказывается и (1) образцом, эталоном, моделью в следовании пути Господа, (2) и уммой (общиной) как таковой.

«Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним» (60:4).

В конце своего выступления хочу выразить слова благодарности в адрес доктора Ар-Рашида ан Нуайми, главе Всемирного совета мусульманских общин, доктору Мухаммеду аль-Бишари, генеральному секретарю Всемирного совета мусульманских общин, за приглашение принять участие и выступить на этом значимом мероприятии, и Его Превосходительству шейху Нахайяну бен Мубараку Аль Нахайяну, министру толерантности и сосуществования ОАЭ.

والسلام عليكم ورحمة الله


[1] К. 33: 21: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется   на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха».

[2] К. 60: 4: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним… » Примечательно, что выражение «прекрасный пример» используется в Коране лишь дважды: один раз применительно к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха!) и второй – к Ибрахиму (мир ему!).

 

دلالات مفهوم الأمة في القرآن الكريم

بسم الله الرحمن الرحيم،

والحمد لله رب العالمين،

والصلاة والسلام على سيدنا محمد خاتم الأنبياء والمرسلين، وعلى آله وصحبه أجمعين، وبعد:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

السادة أصحاب المعالي والفضيلة والسماحة

اسمحو لي بأن أنقل لكم أحرّ التحيات مقرونة بأجمل الاماني نيابة عن سماحة المفتي الشيخ راوي عين الدين رئيس الإدارة الدينية لمسلمي روسيا الاتحادية، والأمين العام للمنتدى الاسلامي العالمي. وأن أتقدم باسمي شخصياً إلى دولة الامارات العربية المتحدة، قيادةً وحكومةً وشعباً

باسمى أيات الشكر والعرفان، لِمَا تقوم به من جهود مباركة خدمة للأمة الاسلامية وديننا الحنيف، سائلين الله سبحانه وتعالى أن ينعم على دولة الامارات العربية المتحدة، بلد التسامح والسعادة، بنعمة الأمن والأمان والتقدم والرخاء.

معالي رئيس الجلسة الدكتور عبد الله السيد ولد أباه، أستاذ الدراسات الفلسفية والاجتماعية بجامعة نواكشوط. موريتانيا.

السادة العلماء المشاركين في المؤتمر، أعزائي الحضور الكرام

ان موضوع كلمتي هو دلالات مفهوم الأمة في القرآن الكريم

اريد ان اُلفِتَ انتباهكم الى أن في علم اللغة فرضيتيْن رئيسيتيْن لأصل هذه الكلمة "أمة". الفرضية الأولى، والتي يميل إليها كثير من علماء المسلمين، هي أن أصل الكلمة جاء مباشرةً من كلمة "أم"، أو على الأرجح من إحدى مشتقاتها. أما الفرضية الثانية فتقول بأن كلمة "أمة" في شكلها النهائي ومعناها الأساسي مستعارة من لغة سامية أخرى كانت شائعة في الشرق الأوسط أثناء بعثة النبي محمد صلى الله عليه وسلم وهي اللغة  الآرامية. ويلاحظ جميع الباحثين علاقة بين كلمة " أمة " وكلمة "أم".

أصل كلمة "أمة" في اللغات السامية له معناه الأصلي وهو "أن تكون واسعًا، ووسيعًا وفسيحًا". وقد نشأت عدة كلمات أخرى من هذا المعنى، بما في ذلك مسميات لأجزاء من الجسم مثل الذراع، وكذلك الرحم – والتي منها تبدأ كلمة "الأم" في أخذ معناها الحقيقي. في المقابل، من نفس هذا الأصل، الذي يعني "أن تكون واسعًا" في اللغات السامية القديمة، تطورت تسمية مجموعة واحدة متكاملة من الناس، وهي على وجه الخصوص تعني "تشكيل عسكري". بهذا المعنى، كانت تستخدم كلمة "أوماتو" أو "أومانو" في اللغة الأكادية، أما في العبرية والآرامية، فتستخدم كلمة مماثلة للإشارة إلى شعب أو قبيلة. وبهذا الشكل أيضًا، من المحتمل أنه تمت استعارة هذه الكلمة إلى اللغة العربية. فمن المستحيل إنكار أن كلمة "أمة" أصبحت متعددة الأوجه، وفي نفس الوقت تم تحديد معناها المرتبط بتأكيد الوحدة بوضوح، فقط في  لغة القرآن الكريم. حتى لو قبلنا فرضية الاستعارة، فيمكننا القول بأن كلمة "أمة" التي كانت موجودة في اللغات التي قد اندثرت الى يومنا الحالي، قد تم إحياؤها وتحديثها في سياق نمو المجتمع الإسلامي وتوحده، وهو المجتمع الذي سميَّ فيما بعد بهذه الكلمة.

والأَن ننتقل إلى النّظر في كلمة "أمّة" في القرآن

وفقًا لحسابات مختلفة، ورد في القرآن الكريم ذكر مصطلح أمة في أربعة وستين أو اثنين وستين موضعًا في صور نحوية مختلفة، من ضمنها ثلاثة عشر موضعًا وردت فيهن هذه الكلمة في صيغة الجمع.

ونجد في القرآن الكريم أن تعريف الأمة لا يقتصر فقط على أمة الناس. فقال تعالى:

"وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ وَلَا طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلَّا أُمَمٌ أَمْثَالُكُم" (سورة الانعام، الآية 38)

فالوحدة الطبيعية في حالة التعددية البشرية لا تتحدد فقط من خلال وحدة النسب. فالجنس البشري قادر على الذهاب إلى ماهو أبعد من مجرد النسب، ونقصد هنا الوحدة الروحية. الوحدة الروحية لا تمحو أي صلة بالقرابة ، بل تجعلها أكثر وحدةً حين يتشارك الناس في الإنتماء إلى عبادة الخالق.

ذكر كلمة أمة في أول موضع في القرآن الكريم في سورة البقرة:

"رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُسْلِمَةً لَكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا ۖ إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ " (سورة البقرة، الآية 128).

 يشير إلى أن قيمة الوحدة البشرية لا تتحدد بعراقة النسب او شهرتها. فنجاح الإنسان هو أولاً وقبل كل شيء في نجاته يومَ الدين.

وسنجد في سورة البقرة، بأن "المسلمين" المذكورين في نص دعاء إبراهيم عليه السلام، ليسوا فقط أتباع محمد صلى الله عليه وسلم بالمعنى المباشر للكلمة. فالمقصود هنا نسل إبراهيم عليه السلام  ممن أسلم وجهَهُ لله كإسماعيل، وموسى، وعيسى وغيرهم من الانبياء والمرسلين سلام الله عليهم اجمعين.

بدلاً من أمةٍ واحدةٍ تضم البشرية جمعاء، جاءت أممٌ مختلفة، بما في ذلك أهل الكتاب. أهل الكتاب، بدورهم، وقعوا في الخلاف، وبذلك مزقوا وحدتهم الروحية.

"وقالت اليهود ليست النصارى على شيء وقالت النصارى ليست اليهود على شيء وهم يتلون الكتاب" (سورة البقرة، الاية 113)

الأساس الديني لأهل الكتاب والمسلمين الذين تبعوا محمدا صلى الله عليه وسلم هو – الإستسلام لإرادة الرب (وهذا هو الإسلام). والناس مطالبون بالحفاظ على هذه الوحدة الروحية بعناية. ومع ذلك، وللأسف، انتصرت قوى الانقسام والتَّفْرِقَةِ والسبب هو الأنانية في المجتمع. فالانانية تؤدي إلى العزلة التعسفية، أي العزلة المعاكسة لإرادة الله. ولا يُسْمَحُ لنا بأي حال من الأحوال بِتَجَاهُلِ مسؤولية الشخص عن الأفعال التي يرتكبها والتي تؤدي إلى الانقسام والتَّفْرِقَةِ. قال تعالى في سورة النحل:

"وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَٰكِن يُضِلُّ مَن يَشَاءُ وَيَهْدِي مَن يَشَاءُ ۚ وَلَتُسْأَلُنَّ عَمَّا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ" (سورة النحل، الآية 93).

بالتأكيد، الوحدة الروحية  تتوافق مع الوحدة الاجتماعية، التي تفترض وجود اختلافات داخلية. إن محاولة إزالة الاختلافات المذهبية والفقهية والعقائدية على حد سواء داخل الأمة بأي ثمن من خلال تجميع كل المسلمين حول مجموعة أو مذهب أو جماعة أو فرقة واحدة منعزلة هي محاولة "سياسية" للتغلب على الانقسام. ومن المفارقات أن مثل هذا "النضال الشرس من أجل الوحدة" هو الذي غالبًا ما يؤدي إلى حدوث الانشقاق، أو على الأقل توسيعه وتمديده لفترة أطول. قال موسى جار الله، وهو أبرز مجدّدِي المدرسة الدينية الإسلامية الروسية : "لم تكن الاختلافات الفكرية مصدر خسارة للإسلام. فكل المصائب التي حلت به جاءت من دعوات إلى اجبار المؤمنين على كونهم تحت لواء مذهب واحد وتفكير واحد".

النجاح في مقاومة الانقسام لا يتم ضمانه من خلال الوحدة المفروضة، ولكن من خلال القدرة على الحفاظ على التعددية والتنوع في إطار الوحدة. وقال تعالى:

"وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَكِنْ لِيَبْلُوَكُمْ فِي مَا آتَاكُمْ فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ" (سورة  المائدة، الاية 48)

 في حالة المجتمع المسلم، يؤكد القرآن على وحدة المسلمين.

"وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا" (سورة آل عمران، الاية 103)

ومع ذلك، يتم الحفاظ على سلامة هذه الوحدة من خلال التعايش المتناغم للعديد من أجزائها الداخلية. إن الوحدة في التنوع هي التي تمنح الأمة الإسلامية الاستقرار وتحميها من التفكك. وقال تعالى:

"وَمِنْ آيَاتِهِ خَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافُ أَلْسِنَتِكُمْ وَأَلْوَانِكُمْ" (سورة الروم، الاية 22)

النبي محمد  والنبي إبراهيم عليهما السلام بالنسبة للمسلمين "أسوة حسنة". والجدير بالذكر أن أول ذكر في القرآن الكريم لكلمة أمة كان في دعاء إبراهيم عليه السلام. وأكثر الاستخدامات الدقيقة والغير اعتيادية لهذا المصطلح كان مرتبطًا بإبراهيم عليه السلام في سورة النحل:

"إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِّلَّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ" (سورة النحل، الآية 120)

ومن هنا نرى بأن إبراهيم عليه السلام كان (1) قدوةً ونموذجًا في اتِّبَاعِ سبيل الدين، وأمة (أَيْ مُجتمعًا بأكمَلِهِ)

واخيرا في النهاية اريد ان اتقدم بجزيل الشكر والتقدير والامتنان إلى معالي الدكتور على راشد النعيمي رئيس المجلس العالمي للمجتمعات المسلمة، وسعادة الامين العام للمجلس الدكتور محمد البشاري على الدعوة الكريمة للمشاركة في هذا اللقاء الميمون والمبارك، وإلى معالي الشيخ نهيان بن مبارك آل نهيان، وزير التسامح والتعايش بدولة الامارات العربية المتحدة على الرعاية الكريمة لهذا المؤتمر.

والسلام عليكم ورحمة الله

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.