Московский исламский институт: лучшие условия для лучших студентов
Когда в сентябре 2022 года Московский исламский институт открылся после реконструкции, многие сочли, что вуз сменил внешний облик и только. И ошибались. Побывав в МИИ в конце учебного года, мы убедились, что институт прежде всего полностью обновил внутреннюю «начинку» и даже саму философию работы, создав плацдарм для развития в России исламской теологии.
Теолог – кто он?
Теолог – это богослов (русское слово является калькой с латинского), то есть человек, получивший знания о религии не только на уровне исполнителя религиозных обрядов, но освоивший научный инструментарий и методологию изучения и познания религии в разных ее аспектах – вероучении, толковании Священных текстов, нравственном фундаменте и ценностях, правовой основе.
После окончания атеистической политики Российское государство задумалось над тем, чтобы вывести из тени религиозное образование и науку и создать понятные и прозрачные правовые рамки для их развития, прежде всего для четырех традиционных религий России – иудаизма, ислама, православия и буддизма. Первое поколение федерального государственного образовательного стандарта по теологии было принято в 2007 году. Это означало, что любое высшее исламское учебное заведение, которое приведет свой учебный процесс в соответствие с этим ФГОС, пройдет государственную аккредитацию, получало право выдавать дипломы государственного образца.
В чем же важность и преимущество государственной аккредитации и диплома гособразца перед дипломами, которые выдают большинство духовных образовательных организаций в России?
Во-первых, такой диплом является подтверждением квалификации его обладателя не только внутри мусульманского сообщества, но на общегражданском и международном уровне, в научно-академической среде. Во-вторых, дает право продолжить обучение по тому же профилю в магистратуре, аспирантуре, докторантуре светских вузов, например, на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В перспективе – даже защитить кандидатскую и докторскую диссертации, как это сделал ректор Московского исламского института Дамир-хазрат Мухетдинов − первый и пока единственный среди мусульман России доктор теологии, имеющий соответствующий диплом, признанный государством.
Профессор Дамир Мухетдинов, ректор Московского исламского института, доктор исламской теологии:
Окружающая нас действительность меняется стремительно и на все вызовы времени российское мусульманство как умма должна быть в состоянии выработать собственное отношение, свои ответы. Для этого нужно глубоко понимать идущие в мире процессы, владеть научным аппаратом и аналитическим мышлением, то также и твердо стоять на почве собственной тысячелетней традиции, черпать из нее идеи и знания. Научное достояние российских мусульман, отторгнутое из общественного процесса в ХХ веке, пока еще изучено и осмыслено нами очень поверхностно. Многие рукописи, печатные труды лежат в архивах и библиотеках, не востребованные десятилетиями, т.к. практически нет специалистов, способных их понять и объяснить другим. А ценность этих идей – огромна и она будет возрастать.
А если смотреть на несколько десятилетий вперед, то и перспектива вхождения в Российскую академию наук членов-корреспондентов или действительных членов докторов исламской теологии также более чем реальна. В XIX веке российская умма уже сделала несколько важных шагов в этом направлении: по благословению своего учителя – великого Шихабутдина Марджани – не менее великий его ученик Хусаин Фаизханов отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу в Императорский университет лектором, а затем стал первым среди мусульман членом Императорского археологического общества. К сожалению, политика советской власти прервала процесс интеграции исламской науки в состав общероссийского государственного научно-исследовательского процесса. Сегодня мусульманам предстоит ускоренными темпами восполнять упущенное время.
Тимур Фахретдинов, первый проректор Московского исламского института:
Диплом государственного образца – это своеобразный пропуск и в государственную сферу, и к карьерным перспективам выпускника. Подавляющее большинство исламских учебных заведений в России не стремятся к государственной аккредитации, так как это требует серьезных усилий и со стороны содержания учебного процесса, и со стороны обеспеченности кадрами и учебными пособиями, и в плане состояния материально-технической базы. Поэтому большинство идет по легкому пути – регистрируя свое учебное заведение в организационно-правовой форме духовной образовательной организации (ДОО). Она имеет право обучать по собственным стандартам и программам и выдавать дипломы собственного образца.
Но нужно понимать, что в современной России ДОО – это может быть и медресе в небольшом городке, и академия. И как бы ни котировалась академия в нашей внутримусульманской среде, в правовой логике государственного деятеля эти два учебных заведения стоят на одной доске поскольку имеют одну и ту же правовую форму. Очень часто молодому председателю религиозной организации, имаму-мухтасибу нужно выстроить отношения с главой администрации своего города, с губернатором или с его аппаратом для решения насущных вопросов уммы. В этом случае диплом государственного образца, указанный в послужном списке религиозного деятеля, – это сигнал чиновнику, что перед ним стоит понятный, предсказуемый, надежный с точки зрения государственных интересов человек.
Буквально несколько лет назад нашей умме была характерна такая ситуация – руководители региональных структур – духовных управлений мусульман, имам-хатыбы соборных мечетей, уже имеющие дипломы Аль-Азхара или российских исламских вузов, поступали учиться в государственные вузы – по профилю государственного и муниципального управления, правоведения, психологии, филологии и т.д. Потому что диплом госвуза дает им право общаться с чиновниками на равных, делает их понятными для госслужащих. Современным выпускникам школ, которые твердо решили связать свою судьбу со служением исламу, служением на благо нашей уммы, повезло гораздо больше. Они имеют возможность через научную работу в области теологии достичь степеней и доктора, и профессора, не распыляя свой талант и добиваясь реальных результатов для уммы.
Кризис 2019 года как идеальный шторм
Единственным учредителем Московского исламского института является Духовное управление мусульман Российской Федерации. Председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин основал учебное заведение в том же 1994 году, когда было учреждено и само Духовное управление. Поначалу в виде исламского колледжа, а в 1999 году оно было переучреждено в качестве вуза.
Несмотря на 20-летний стаж работы в качестве вуза в столице, в 2019 году МИИ попал в сложную ситуацию: проверяющие органы вынесли институту «вердикт», что у здания нет кнопки вызова, дверные проемы − неправильной ширины, нет оборудованного пандуса и вывески шрифтом Брайля. Поскольку ввиду уже шедших на тот момент ремонтных работ быстро устранить эти замечания не смогли, вуз не сумел продлить государственную аккредитацию и даже собственным заявлением отозвал лицензию.
Было принято волевое решение использовать это кризисное время для фактического перерождения вуза, в котором за неполных три года было обновлено буквально все, не теряя наработанных за два десятилетия традиций.
Во-первых, вуз решил перестроить образовательный процесс в соответствии с самым новым поколением ФГОС по исламской теологии «3 ++». Для этого вновь были разработаны основные профессиональные образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы по всем профильным дисциплинам, методические и оценочные средства.
Огромное преимущество и ценность ФГОСов по теологии – они не вмешиваются в вероучительную часть, то есть не диктуют образовательным организациям, как и какому исламу учить. Согласно Уставу, в Московском исламском институте знания даются в рамках мазхаба имама Абу Ханифы и вероучения школы имама Матуриди, с акцентом на изучение отечественной школы исламской теологии.
Но переход на новые стандарты и разработка подробных учебных программ – это полдела даже с точки зрения содержания образования, т.к. нужны достойные и соответствующие учебным планам учебные пособия. Поэтому, во-вторых, МИИ в тесном сотрудничестве с Издательским домом «Медина» и приглашенными специалистами подготовил и издал новые учебные пособия для полноценного учебного процесса.
В-третьих, одновременно шла работа по кардинальному обновлению материально-технической базы. В Московском исламском институте проведена полная реконструкция здания – заменены буквально все коммуникации, обновлены кровля и фасады, совершена современная внутренняя отделка, облагорожена территория, на которой появилась современная спортивная площадка. Построенная новая входная группа стала своеобразной визитной карточкой, узнаваемым образом МИИ. Вуз переоснащен и технически: новыми компьютерными аудиториями, интерактивными досками, даже современным спортивным залом. Оборудован свой собственный музей, в котором началась выставочная деятельность. Просторная библиотека, конференц-зал, зал заседаний, зал торжеств позволяют проводить образовательные, научные, дискуссионные, культурно-просветительные мероприятия. Собственный молельный зал – место, где совершаются коллективные молитвы и совершенствуется практическая подготовка учащихся.
Обновление материальной базы состоялось при поддержке Правительства Москвы и мэра столицы Сергея Собянина. Работами занимался Фонд содействия строительству, ремонту и эксплуатации недвижимого имущества Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации». Очень большую помощь оказал благотворитель Сулейман Керимов и опекаемый его супругой фонд «Иман». По поручению муфтия Гайнутдина курировал весь процесс реконструкции заместитель председателя ДУМ РФ Рафик Фаттахетдинов. Переоснащение вуза – создание технологичной учебной-методической базы взял на себя Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.
Лучшие условия для лучших студентов
О созданных в обновленном Московском исламском институте условиях для студентов в исламской среде уже ходят легенды. Говорят, что тут – настоящий санаторий. Во-первых, за неимением в настоящий момент собственного общежития для иногородних студентов предусмотрен съем жилья. Во-вторых, бесплатное трехразовое горячее питание – завтрак, обед и ужин. В-третьих, предусмотрена и культурно-просветительская, и спортивная программа – совместные просмотры кино, походы в музеи, спортивные мероприятия.
Принимают в Московский исламский институт после 11 классов на основе баллов ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и собеседованию по основам ислама. Однако обманываться перспективой легкой жизни не стоит. В МИИ подчеркивают: всем, кто хотел бы учиться, что называется для себя, для поднятия собственного образовательного уровня в области религии, но не готов в дальнейшем трудиться на религиозной стезе в системе Духовного управления мусульман РФ, рекомендуется получить дополнительное образование в виде курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые в настоящее время создаются под эгидой МИИ. Основные отделения института предназначены для обучения уже действующих или будущих религиозных деятелей.
Ренат Ислямов, заместитель председателя ДУМ РФ по делам образования и науки, проректор МИИ по научной работе
ДУМ РФ – быстрорастущая религиозная организация, и даже несмотря на это, мы не успеваем за темпами прироста нашей уммы. В регионах, а наши организации представлены более чем в 60 субъектах Федерации, – множество нерешенных задач в плане построения просветительской работы, социальной работы, диалога с органами власти и обществом, с возведением новых мечетей и в целом обустройством инфраструктуры. Для их решения нужны кадры. Муфтий Гайнутдин ставит для МИИ четкую цель подготовки кадров именно под задачи развития российского мусульманства, развития исламских институтов в регионах. Поэтому перспективы для наших выпускников – самые широкие.
На моих глазах ребята из глубинки, даже из сел, оканчивают МИИ, поступают в магистратуру, затем аспирантуру, получают направление в регион, а уже через несколько лет они возглавляют образцовые религиозные организации, приглашаются на крупные международные форумы, представляют российских мусульман за рубежом, отстаивают интересы уммы перед органами власти. Мы создали лучшие среди исламских учебных заведений России условия, но и требуем от студентов полной самоотдачи. Для тех, кто не видит себя в дальнейшем на кафедре проповедника или в качестве ученого-теолога, нами предложены другие формы обучения – в виде курсов дополнительного образования.
Тем, кто замотивирован на успешную учебу, а затем религиозное служение, мы готовы создавать индивидуальные условия. Допустим, к нам в магистратуру или аспирантуру пришёл обучающийся или соискатель, уже определившийся с областью научного интереса. Для него могут быть приглашены специалисты-консультанты из других научных учреждений, могут быть организованы стажировки, сформирован индивидуальный учебный план. Мы прицельно работаем на качество, а не на количество.
В настоящее время в МИИ работают очное и заочное отделения. На очное отделение набор идет в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Поступить на заочное отделение можно на программы подготовки бакалавриата и магистратуры.
Раис Измайлов, проректор МИИ по учебной и воспитательной работе
Абитуриенты, имеющие среднее образование, должны сдавать ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Абитуриенты, проступающие на основе высшего или средне-специального образования, сдают тесты по русскому языку и обществознанию. Для всех студентов поводится экзамен-собеседование по основам ислама. На собеседовании особое внимание уделяется трем аспектам. 1. Общее представление об основах ислама (ритуальная покатила), основы вероучения-акида (базовые представления), история ислама (история пророков и Сира пророка Мухаммада) 2. В ходе собеседования студенты должны объяснить с какой целью поступают в МИИ. Приоритет тем, кто нацелен служить и работать в сфере духовных управлений, религиозных образовательных учреждений, а также в научно-исследовательском направлении. 3. Для иностранных студентов обязательно владение русским языком.
Абитуриенты, поступающие в магистратуру, сдают экзамены по следующим дисциплинам: Специальная дисциплина (экзамен основан на уровне бакалавра теологии, включает в себя вопросы теоретического и практического характера, владение навыками чтения и перевода арабского текста); собеседование по профилю подготовки (собеседование поводится по вопросам общей теоретической теологи, а также абитуриент должен обосновать тему предполагаемой магистерской диссертации).