Глава Роскомнадзора призвал употребить ДАИШ вместо термина «Исламское государство»
Созданием бренда запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» работали профессионалы, и потому следует использовать принятую в исламском мире аббревиатуру ДАИШ. Об этом заявил глава Роскомнадзора Александр Жаров.
Напомним, впервые с обращением к средствам массовой информации, представителям общественности и экспертных кругов употребить аббревиатуру ДАИШ вместо терминов «Исламское государство», «Исламское государство Ирака и Леванта» выступил Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), Председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин. «В наши дни враги ислама, провокаторы сознательно соединили понятия ислама и государства в названии террористического проекта ИГИЛ. Это ведь сделано как раз для того, чтобы у всех вызвать отвращение от этих слов – «исламское государство» из-за той зверской практики, которую они демонстрируют миру. Мы выступаем за то, чтобы прекратить использование словосочетания «Исламское государство» при обозначении террористов группировки и заменить его на аббревиатуру ДАИШ, значение которой понятно лишь владеющим арабским языком», — заявил глава мусульман России в одном из своих выступлений.
По инициативе ДУМ РФ Межрелигиозный совет России выступил с обращением к российским СМИ замещать в информационной сфере полное и сокращенное название террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) оригинальной арабской аббревиатурой ДАИШ ― без расшифровки и перевода на русский язык.
Как отметил тогда первый заместитель Главы ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, такое вытеснение из информационного пространства растиражированных СМИ самоназваний экстремистских организаций, дискредитирующих ислам и понятие государства и чья деятельность в России по решению Верховного суда РФ находится под запретом, а также отаббревиатурных производных, типа «игиловцы», «иговцы» и др., количество упоминаний которых в интернете производит эффект настоящего «аббревиатурного взрыва», позволит содействовать обеспечению информационной безопасности нашей страны и внести вклад в защиту традиционных ценностей ее граждан.
20 ноября 2015 года муфтий Гайнутдин на совместном заседании двух палат Федерального собрания снова напомнил о том, что так называемое «Исламское государство» не является никаким исламским государством. «Они являются шакалами, являются сатаной. Те, кто берет людей в рабство, разрушает города, убивает мирное население, не являются мусульманами, они ― террористы и получат наказание если не на этом свете, то в будущей жизни от нашего Господа ― Всевышнего Аллаха. Наше общество и журналисты это прекрасно понимают», ― подчеркнул духовный лидер мусульман в своем выступлении, которое транслировалось в прямом эфире на всю страну.
Одним из первых, кто откликнулся на заявление муфтия, оказался ведущий программы «Вести недели» на канале Россия1 Дмитрий Киселев. «Мировая журналистика, в том числе западная, почти перешла от ISIL к ДАИШ. К нам приезжает Франсуа Олланд и говорит «ДАИШ», а мы его переводим как ИГИЛ. Я не думаю, что это наша принципиальная настойчивость, которую мы по здравому размышлению должны защищать. Кто-то должен выступить с инициативой, а наши мусульмане и Межрелигиозный совет уже это сделали, и в прессе, наши коллеги должны это дело поддержать. Я уже это сделал в сегодняшний «Вестях недели». Мы попробуем и в агентстве потихоньку внедрять это слово, чтобы для читателей не возникло путаницы. А ведь есть еще требование Роскомнадзора при упоминании ИГИЛа говорить, что это запрещенная организация. Каждый раз такая громоздкая конструкция, не очень благозвучная на мой взгляд. А ДАИШ вполне может работать в русском языке. Пора заканчивать с ИГИЛом не только в военном плане, но и в лингвистическом», ― заявил Генеральный директор МИА «Россия сегодня» газете «Комсомольская правда» 1 декабря 2015 года.
По словам главы Роскомнадзора Жарова, словосочетание «исламское государство» имеет два ложных посыла и два опасных для неискушенного человека психологических «якоря». «Исламское» ― то есть ассоциирующееся с традиционной и массовой религией. По своей сути, традиционный ислам абсолютно миролюбив и никакого отношения к терроризму не имеет. Второе слово, «государство», ― еще один «якорь», ― рассказал он в интервью «Российской газете» сегодня.
На самом деле группа террористов захватила определенную территорию и называет себя государством. «Но неискушенный человек может попасть под влияние пропагандистов, которые прекрасно знают, как вовлекать людей в «секту», и используют ассоциации с традиционными значениями этих слов», ― пояснил он.
Поэтому Роскомнадзор настоятельно требует в материалах СМИ, посвященных этой организации, писать «запрещенная на территории России», это позволит сразу обозначить контекст, уверен Жаров. «Но можно ее называть и по-другому. Арабские политики и журналисты называют ее ДАИШ ― эта аббревиатура созвучна с арабским словом, которое означает «подавляющий, давящий, несущий разрушение и войну». В лексической системе европейских языков и русского языка в этом сочетании букв нет ни ассоциации с государством, ни отсылки к религии, поэтому я приветствую, когда журналисты используют именно эту аббревиатуру ― ДАИШ», ― считает глава ведомства.
«Мне кажется, когда на кону стоят вопросы судьбы, жизни и безопасности молодых людей, в дополнение к каждой статье однократно написать «запрещенная на территории России террористическая организация» или изменить аббревиатуру данной организации с ИГИЛ на ДАИШ ― несложно и оправданно», ― убежден он.