закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


25 апреля 2016 09:52   Москва 

В Президентской академии напомнили мысль Гайнутдина о близости позиций богословия и религиоведения для постижения мироздания

По благословению Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина представитель ДУМ РФ 22 апреля 2016 года принял участие в Всероссийском симпозиуме «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы». Мероприятие, привлёкшее внимание более чем 80 крупнейших специалистов страны в религиозной сфере, известных учёных и экспертов, религиозных деятелей, представителей органов государственной власти, прошло в Москве в здании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Организаторами Симпозиума вместе с Президентской академией в лице Кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления (ИГСУ) и Центра «Религия и общество» Института общественных наук выступили также Ассоциация российских религиоведческих центров и Межрелигиозный совет России. Информационным партнёром мероприятия стал журнал «Ислам в современном мире», входящий в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

В рамках теоретических дискуссий участниками Симпозиума были обсуждены современные подходы к пониманию религии, выявлены основные стратегии развития религиозной сферы, а также определены актуальные формы межотраслевого, междисциплинарного взаимодействия на основе демаркации предметных областей.

От имени ректора Президентской академии В. А. Мау участников собрания приветствовал директор Института государственной службы и управления РАНХиГС И. Н. Барциц. С приветственными речами выступили  также начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Е. В. Ерёмин и заместитель начальника Управления Администрации Президента РФ по общественным проектам, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений  ИГСУ РАНХиГС О. Ю. Васильева.

Заседание вели О. Ю. Васильева и профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС В. В. Шмидт.

Представитель ДУМ РФ  передал собравшимися в зале Учёного совета Президентской академии слова приветствия духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина, а также пожелания успешной работы и благодарность представителям научного сообщества за их посильное участие в деле развития теологического знания, содействие процессу становления отечественной системы мусульманского образования и интеграции в общероссийское образовательное и пространство.

.«На наш взгляд, теология и религиоведение в их совокупности могут дополнять друг друга, и это может способствовать лучшему постижению мироздания, к чему нас и призывает Всевышний Творец», – озвучил мысль духовного лидера представитель ДУМ РФ.

Перечислив основные условия, которые муфтий Гайнутдин выдвигал в свое время в качестве обязательных для того, чтобы богословие, рассчитанное на неподготовленного учащегося и на светское восприятие, могло преподаваться в светских, в том числе государственных и муниципальных, образовательных учреждениях.

Во-первых, преподавание богословия – христианского, мусульманского и любого другого – не должно осуществляться по принуждению, и право конфессионального выбора в данном вопросе – это неотъемлемое право любого учащегося. 

При составлении и реализации образовательных программ по направлению Теология непоколебимым должен оставаться и принцип строгого соблюдения норм Конституции РФ относительно равенства всех религиозных объединений перед законом. Другим базовым условием, по мнению религиозного деятеля, должно быть непротивоставление курса богословия религиоведению. Будучи сам кандидатом наук, Равиль Гайнутдин, кстати, являющийся выпускником Президентской академии, который успешно защитил в её стенах диссертацию по философии, является сторонником того, чтобы религиоведение как светская дисциплина ни в коей мере не заменяла и не подменяла собой теологию.

Подавляющее большинство экспертов и учёных, судя по их одобрительным кивкам, готовы были разделить мнение духовного лидера мусульман муфтия, озвученное на симпозиуме его представителем. 

Одним из тех, кто получил возможность ознакомиться с содержанием единственного в настоящее время в исламском сегменте отрасли Теология издания, публикующего результаты научных исследований соискателей учёных степеней кандидата наук и доктора наук, оказался председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион.

Иерарх Русской православной церкви, выступивший на всероссийском симпозиуме с сообщением о своем видении места теологии в системе российской науки и образования, постарался развеять озвучиваемые время от времени опасения, будто бы представители теологии стремятся вытолкнуть религиоведов на обочину российской науки.

– Я могу ответственно заявить: теология не ставит своей задачей вытеснение религиоведения из университетского и академического пространства, не ставит задачи подмены собой, занятия позиций религиоведения, – заверил митрополит Иларион, очевидно, своим высказыванием заочно солидаризируясь с позицией главы ДУМ РФ и сопредседателя Межрелигиозного совета России Р. Гайнутдина.

Отрадно отметить, что к острым дискуссиям в рамках Симпозиума оказались вовлечены одновременно пять членов редакционного совета и редколлегии журнала «Ислам в современном мире». В качестве докладчиков в зал Учёного совета Президентской академии  были приглашены заместитель декана факультета журналистики, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС Ф. И. Шарков, профессор той же кафедры Ш. С. Сулейманова, заведующая кафедрой сравнительной политологии Российского университета дружбы народов, заместитель руководителя Центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН М. М. Мчедлова, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогического университета О. С. Павлова. Стоит отметить, что кандидат педагогических наук Ольга (Алия) Павлова, выступившая на Симпозиуме с темой «Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития», в настоящее время получает ещё одно образование – теологическое, и для своего обучения она предпочла бакалавриат Московского исламского института, учреждённого Духовным управлением мусульман РФ.

В завершение, укажем, что программа вечернего заседания Симпозиума включала совещание Управляющего Совета Ассоциации российских религиоведческих центров. 

Члены Управляющего Совета подтвердили свое приглашение преподавателям и учёным исламских вузов, а также профильным экспертам  Духовных управлений мусульман войти в состав Ассоциации. Эта общественная организация сегодня объединяет наиболее представительные и влиятельные силы в российском академическом сообществе, кто причастен к реализации задач, стоящих перед религиоведческими центрами.

По результатам ознакомления с планами Ассоциации по проведению 7-9 октября 2016 года совместно с Владимирским государственным университетом
 имени А. Г. и Н. Г. Столетовых Третьего конгресса российских исследователей религии по теме «Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы» члены редколлегии журнала «Ислам в современном мире» выразили желание принять в нём участие и предложить Управляющему Совету создать в рамках Ассоциации сектор исламоведения.

Карина Кашаф, Институт стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна